ебоксарский Введенский кафедральный собор, главный храм Чебоксарско-Чувашской епархии, представляет собой не только уникальный памятник архитектуры XVII в., дошедший до наших дней практически в первозданном виде, но и является символом духовного просвещения и православного единства народов, проживающих на территории Чувашской Республики. Храм веками собирал в себе подлинную христианскую теплоту живой неугасимой веры прихожан и является источником религиозного вдохновения при преодолении жизненных невзгод.
     Основанный в далекое время, когда православное христианство только-только начало закрепляться среди народов Среднего Поволжья, Введенский собор стал форпостом веры Христовой на языческих и магометанских землях. Собор является самым ранним действующим храмом на территории Чувашии.
     История создания Введенского собора начинается с 26 мая 1555 г., когда в наказной грамоте, данной с благословения московского митрополита Макария русским царем Иваном IV Грозным первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию, было предписано в только что образованной Казанской епархии "...а в прочих градех во всех по молебнех ходити около града со кресты, и божественная литоргия служити везде в соборной церкве, даже и до нового места Чебоксар, идеже благоволит Бог граду быти на Чебоксарю. И туто устроити стан дневной, и с воеводами по совету, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том же месте поставити полотняная церковь...".
     На следующий день, 27 мая, Гурий с архимандритом Германом, игуменом Варсонофием отправились в путь в ладьях по рекам Москва, Ока и Волга в новооткрытую Казанскую епархию. Во всех селениях, расположенных по пути следования, святителей встречали торжественным крестным ходом. В двадцатых числах июля 1555 г. архиепископ Гурий со своими спутниками прибыл на то место, где предполагалось основать г. Чебоксары. Первым его распоряжением было указание места на вершине косогора для соборной церкви Введения Богоматери. По одному из преданий здесь стояло большое языческое капище - керемет.
     Поставив на выбранном месте свою походную - полотняную - церковь, архиепископ обозначил и место для города, обошел его вокруг, окропляя святой водой и осеняя животворящим крестом черту будущей городской стены. В походной церкви Гурий Владимирская икона Божией Матери.отслужил первую в своей епархии и на чувашской земле Божественную литургию, после чего благословил жителей города привезенной с собой Владимирской иконой Божией Матери. Позднее "сей святой образ пречистыя Богородицы Владимирская с Превечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом, обложен был и киот построен по обещанию стольника и воеводы Федора Ивановича Румянцева, в лето 7200, а от Р.Х. 1692". Эта икона и в настоящее время хранится во Введенском кафедральном соборе, являясь наиболее древней и самой чтимой иконой. Православные чуваши называют ее Торамуш (от чувашского "Турă амăшě" - Матерь Божья), ей они молятся об избавлении от скорбей и напастей.
     Впоследствии вместо полотняной церкви была выстроена деревянная соборная церковь. О внутреннем убранстве этого храма сохранилось не так много сведений. Иконостас по размеру был невелик, главной его святыней была Владимирская икона Божией Матери, имелись иконы строгановских писем. Среди церковной утвари были два потира . Один из них - дар святителя Гурия, другой - привезен из Персии или Западной Европы. В храме было много деревянных венцов, стояло деревянное резное изображение Ангела, державшего ларец, вероятно, с мощами святых угодников. К сожалению, мало что из упомянутого сохранилось.
     Каменный собор предположительно был возведен в 1651 г. (по другим источникам в 1657 г.). Освящение его совершил, вероятно, митрополит Казанский Корнилий I (1650 - 1656). Первоначально был построен только холодный храм с главным престолом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, а в 1657 г. появились теплые приделы: справа - во имя Преподобного Сергия Радонежского, слева - во имя Преподобного Алексия, человека Божия, и священномученика Харлампия. Рядом с собором была возведена шатровая колокольня.
     В качестве строительного материала использовали кирпич "большой руки" и бутовый камень. Строительство осуществлялось силами местных каменщиков и каменотесов под руководством нижегородских мастеров. По желанию представителей духовных властей было решено расписывать стены и своды собора изображениями святых и событий священной истории, взятыми из Нового Завета.1688 г., июля 24. - Отрывок указной грамоты из Приказа Казанского дворца  чебоксарскому воеводе Борису Семеновичу Львову о выдаче руги попам и причту Чебоксарского Введенского собора. Это было одно из первых каменных зданий в городе.
     В указной грамоте из Приказа Казанского дворца, датированной 24 июля 1688 г., чебоксарскому воеводе Борису Семеновичу Львову о выдаче руги причту Чебоксарской соборной церкви Введения Пресвятой Богородицы предписывалось: "И нам, великим государем, пожаловать бы их, протопопа з братьею, велеть им к той соборной церкви к двум пределом наше, великих государей денежное и хлебное жалованье, и воск на свечи, и на ладан и на вино церковное дать из чебоксарских изо всяких доходов ныне и впредь по вся годы без московские волокиты против прежняго нашего, великих государей, указу и грамоты, какова им дана в прошлом во 193[1684/85]-м году, и о том им дать в Чебоксар нашу, великих государей, грамоту с прочетом". В этой же грамоте указывалось на наличие у Введенского собора крепостных крестьян - к так называемой домовой вотчине собора относилась деревня Протопоповка: "в той же деревне Протопоповке за пр[отопопом] з братьею семь дворов крестьянских, а людей в них тож. У них детей и братьев, и племянников, и зятьев дватцать шесть человек; да бобыльских три двора, людей в них тож. У них детей и братьев, и племянников, и зятьев восмь человек. Да пустых бобыльских пять дворов".Конец 80-х гг. XVII в. - Из выписи с писцовой и межевой  книг о земельных угодьях Чебоксарского Введенского собора.
     Выпись из писцовой и межевой книги, датированная концом 80-х гг. XVII в., удостоверила права Введенского собора на земельные угодья деревни Протопоповка, определявшиеся границами: "до поместной земли Петра Кошкина пустоши Белавкиной поставлен столб дубов, на нем насечены две грани и выкопаны две ямы. А от того столба межа с протопоповою землей деревни Протопоповки с Петровой землей Кошкина, отмерев сто сажень, поставлен столб дубов, и насечены две грани, и выкопаны две ямы. А от того столба по той же меже одна грань указывает назад на грани, а другая грань указывает, отмерев сто шестьдесят сажень. У речки Чебоксарки, на них идучи, по правой стороне поставлен столб дубов, а на том столбе насечены две грани, да выкопаны две ямы; одна грань указывает назад по меже на грани, а другая грань указывает вверх по речке Чебоксарке по левой стороне до утиной грани до новокрещенской земли, что смежно с ево ж, протопоповою, землей. А меж столбами мерою шестьсот восемьдесят две сажени. И ся выпись Чебоксарские соборные церкви протопопу Ивану Иванову з братьей дана по их челобитью".1797 г. - Прошение священника Введенского собора Афанасия Дмитриева в Чебоксарский уездный суд о спорной земле с сенными покосами в Криушах с крестьянами д.Протопопиха.
     В 1764 г. Екатериной II была проведена секуляризация церковных земель, в результате чего крестьяне д. Протопоповка перестали относиться к вотчине Введенского собора и отошли в разряд экономических крестьян, получив в надел часть церковной земли Введенского собора. Священники Введенского собора даже судились в Чебоксарском уездном суде с крестьянами деревни Протопопиха по поводу спорных земель для сенных покосов за рекой Волга в Криушах1875 г. - Сведения о количестве прихожан из клировой ведомости Введенского собора..
     С конца XVIII в. к приходу Введенского собора, кроме деревни Протопопиха, стали относиться жители деревень: Маложданово, Свечкино, Селиваново, Завражной, Ново-Илларионово (Новоилларионово) и Аникеево. Жизнь Введенского собора была тесно связана с жизнью горожан и крестьян указанных приходских деревень. В ревизских сказках, клировых ведомостях, хозяйственной документации Введенского собора отражена часть экономической и социальной истории города. В метрических книгах и духовных ведомостях поименно и посословно указываются прихожане собора - владельцы дворов с женами и детьми. 1819  г.  - План части г. Чебоксары
     За время своего существования Введенский собор неоднократно страдал от стихийных бедствий. Большой пожар был 6 мая 1755 г., когда сгорело более 1000 домов, в том числе и многие церкви. Введенский собор сохранился только благодаря каменным стенам. Огромный ущерб принес сильнейший пожар 30 апреля 1773 г., уничтоживший большую часть гражданских и церковных сооружений города. Тогда в Введенском соборе сгорела кровля, но вскоре он был восстановлен.
     Но не только от стихийных бедствий страдали городские церкви. Так, в рапорте Благочинного Чебоксарских церквей Андрея Скарабевского отмечено, что "от большого числа в Чебоксарах церквей при малочисленном и небогатом состоянии прихожан самыя здания церковные приходят в разрушение, а благолепия внутри оных почти и вовсе никакого нет". Другими словами, вопрос о состоянии церквей, в том числе и Введенского собора, стоял очень остро. В первой половине XIX в. шла постоянная реставрация Введенского собора, в сборе средств на которую активное участие приняли и православные чуваши: в 1822 г. отреставрирована колокольня, в конце 1820-х гг. переложены полы и отреставрированы Царские врата, взамен старых повешены новые колокола, в 1830-х гг. старинные фрески стенной живописи заменены росписью в стиле классицизма, в 1845 г. заново позолочен иконостас. Значительные ремонтные работы проводились и в приделах собора. Вид г.Чебоксары и Введенского собора с северо-западной стороны. XIX в.
     В 1885 г. благодаря стараниям настоятеля, протоиерея Сильвестра Богородицкого, церковного старосты Степана Жидкова, пожертвованиям прихожан и различных благотворителей был построен двухэтажный каменный дом для проживания причта. К началу XX в. соборному храму принадлежали три часовни; одна из них, каменная, построена при соборе, другая, деревянная, находилась в приходской деревне Новоилларионово на месте сгоревшей деревянной церкви Нерукотворного образа Спасителя, третья, тоже деревянная, построенная позже всех, в деревне Протопопиха.
     В середине XIX в. на содержание священников Введенскому собору каждый год выдавалось из Чебоксарского уездного казначейства шестьдесят восемь рублей, из которых девять рублей девяносто одна копейка шли на церковные надобности. Кроме жалования, священники получали доходы от священнослужения и требоисправления. По указу Правительствующего Синода от 28 апреля 1832 г. в причте собора должны были состоять протоиерей, дьякон и два причетника. После 1870 г. указом Казанской духовной консистории должность второго причетника была упразднена, так что работу в соборе в дальнейшем вели 3 церковнослужителя. С 1899 г. священники собора получали установленное жалование: протоиерей - 392 рубля, дьякон - 147 рублей и псаломщик - 98 рублей. Кроме того, причт получал доходы от совершения в приходских деревнях церковных обрядов (крестин, венчаний, молебнов, погребений и панихи) до 400 рублей ежегодно.1899 г. - Сведения о колоколах Введенского собора из главной описи церковного имущества Введенского собора.
     Согласно церковным описям 1828 г. и 1899 г. в Введенском соборе было 8 колоколов. Самый большой был отлит в 1824 г. и весил 314 пудов 14 фунтов (более 5 тонн). На полиелейном колоколе (втором по размеру, весом в 112 пудов), отлитом мастером Мельниковым, имеется следующая надпись: "Из уст бессловесных всех верующих к себе в храм сзываю. О, если б я имел столько сил, чтоб умных овец всех во двор к себе обратил!"
     В Чебоксарском Введенском соборе, кроме иконы Владимирской Божией Матери, имелись и другие иконы, пользующиеся особенным благоговением и почтением богомольцев всей Казанской епархии. Это две иконы, подаренные Казанским митрополитом Тихоном III, который управлял Казанской епархией в конце XVII - начале XVIII вв.: икона Спасителя и вылитый образ Смоленской Богоматери, а так же икона Святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа с частями их святых мощей, находящихся в серебряных ковчежцах, вложенных в икону.
     На киоте иконы Спасителя было написано: "Лета 7209 г. а от воплощения Сына Божия 1701 построися сей пресвятой образ Господа нашего Иисуса Христа в серебряный оклад и маргаритом украшен и напичан с дванадесятыми праздники, великий господин преосвященный Тихон, митрополит Казанский и Свияжский соизволил устроити из своей архиерейской келейной казны в своей епархии богоспасаемый град Чебоксары в соборную церковь во имя входа во храм Пресвятыя Богородицы".
    Образ Смоленской Богоматери был очень малого размера (квадратный вершок), но очень ценный, вылитый из золота, в свое время он был подарен Тихону грузинским царем Арчил Вахтангович. На нем была надпись: "Сим образом Пресвятыя Богородицы златым пожаловал и благословил меретинская земли царь Арчил дому святейшего патриарха ризничаго иеродьякона Тихона". В эту икону вложены частицы мощей разных Божьих угодников - великомученика Георгия, безсребенников Козьмы и Демьяна, Григория Нисского, великомученика Прокопия, мученика Хрисанфа и других.
     Частицы мощей чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа согласно преданию были доставлены из Казани в Чебоксары. Для этого чебоксарцы выбрали наиболее благочестивых мужчин и отправили их пешком в Казань. Навстречу чебоксарским просителям из Казани был организован крестный ход, встреча состоялась в 14 верстах от города. На месте встречи было совершено молебствие казанским святителям, переданы священные дары, которые впоследствии во Введенском соборе были вложены в икону с изображением Гурия, Варсонофия и Германа.
     Важнейшее предназначение православной Церкви - духовное просвещение и распространение христианских идей. Документы освещают подвижническую деятельность священников Введенского собора, начиная с 1772 г. В 1895 г. в приходской деревне Протопопиха была открыта церковно-приходская школа, где обучалось 261876г., декабря 13. - Решение общего собрания прихожан Введенского собора об открытии при церкви церковно-приходского попечительства и назначении протоирея Сильвестра Богородицкого его председателем мальчиков. В 1901 г. подобная школа была открыта и в деревне Новоилларионово. Большое место в жизни Введенского собора занимал сбор пожертвований: на распространение христианства среди иноверцев на территории Российской империи, устройство церквей в западных окраинах России, улучшение быта православных в Палестине, в пользу голодающих Самарской губернии, на сооружение в г.Боровичи Новгородской губернии памятника генералиссимусу А.В. Суворову и т.д. Значительное место в жизни храма занимала организация попечительства над вдовами и детьми умерших священников.
1861 г., мая 14. - Указ из Казанской Духовной Консистории о правилах объяснения Царского Манифеста 1861 г. с распиской священников Введенского собора об ознакомлении с указом.     Церковь не была оторвана от событий политической жизни, о чем свидетельствуют указы Правительствующего Синода с разъяснением, в какой форме проповедовать христианское учение малообразованному населению, как толковать царские указы, касающиеся политических реформ, например, об отмене крепостной зависимости в 1861 г., призывы российского императора о проведении богослужений по случаям рождения, брака и смерти членов императорской семьи.
     Введенский собор неоднократно посещали Казанские правящие епархиальные архиереи. Один из них, 41-й Казанский архиепископ Арсений (Брянцев; 1897-1903), был большим знатоком древнерусского Вид г.Чебоксары и Введенского собора с восточной стороны. XIX в. искусства и высоко оценил уникальность настенной росписи собора. 3 июня 1898 г. он обратился с назидательным словом к горожанам, собравшимся в соборном храме: "По пути в соборный храм… я заметил, какое множество храмов имеется в городе Чебоксарах, число жителей которых не превышает пяти тысяч; а торжественный звон колоколов, мощно раздававшийся с местных колоколен, напомнил мне Христов день, день святой Пасхи, и мною овладело радостное чувство. Это чувство вам не понятно. Вы привыкли видеть эти большие храмы и часто слышите его сильный звон. Но я до последнего времени жил в западном - немецком краю, где православие еще не укоренилось в народе, где церквей очень немного, да и те тесные и бедные, а колокола при них не пудовые, а фунтовые. Вот почему так радостно мне видеть в этом городе столько церквей, - я положительно восторгаюсь обилием здесь храмов Божьих… При входе в соборный храм, я заметил, что он древний как по внешнему виду, так и по внутреннему, мое внимание привлекла стенная иконопись, которая особенно свидетельствует о древности храма... Сколько мыслей возникает во мне! Я мог бы совершить молебен в монастырской или другой церкви, но меня влекло сюда, я чувствую сильное желание помолиться вместе с вами в этом храме пред Владимирской иконою Божией Матери и, может быть, на том самом месте, на котором святитель Гурий первый совершил молитву, не просто молитву, а литию - общественную молитву за жителей города и края сего. Помолимся же пред чудотворной Владимирской иконой Божией Матери - этим дорогим даром первосвятителя Казанского края и попросим ея ходатайства за нас пред Господом Иисусом Христом".
     Архиепископом Арсением был организованы сбор средств, подбор опытных мастеров и начало реставрационных работ в соборе. На их проведение дополнительно были выделены средства из казны Казанской епархии. Но реставрация собора была проведена только после смерти архиепископа Арсения, в 1904 г.
     Архиепископ Арсений во время своего посещения обратил внимание на отсутствие документальных источников по истории создания храма, храмовых икон и церковной утвари. Он рекомендовал клирикам восполнить этот пробел. Однако, наступившие тяжкие испытания XX века - мировые войны, революции, социальные потрясения - надолго отбросили интерес народа к истории православных храмов.