Преподобный
Сергий, в миру носивший имя Варфоломея, принадлежал по своему происхождению
к дворянскому роду - его отец Кирилл, был служилым человеком Ростовских
удельных князей. По преданию, Мария, мать его, будучи беременной им, пришла
по обычаю в одно из воскресений в церковь на литургию, и во время литургии,
к крайнему изумлению присутствующих, младенец из чрева ее три раза начинал
кричать громким голосом: перед чтением евангелия, перед пением херувимской
песни и при возглашении священником: "святая святым"
Родился Варфоломей в имении своего отца
под Ростовом 3 мая 1314 г. По сказанию жизнеописателя, младенчество и
детство его были отмечены "чудесными проявлениями на нем благодати
Божьей": по средам и пятницам (постные дни) младенец не прикасался
к груди матери и не пил молока коровьего - "се знамение бысть, яко
дабы добра корене добрая леторасль нескверным млеком воспитан был".
Достигнув семилетнего возраста, Варфоломей
был отдан в учение грамоте, однако оказался малоспособным к учению, и
мальчик втайне часто молил Бога, чтобы он дал ему "разумение грамоте".
Однажды он встречает в поле удивительного молящегося старца и просит его
помолиться о нем Богу. Просьба мальчика была исполнена, старец не только
помолился с ним, но и посетил дом его родителей и уверил их, что Господь
даровал им сына, который будет великим перед Богом и людьми.
В юности будущий преподобный Сергий начал
держать строгий пост - по средам и пятницам совсем не ел, а в прочие дни
питался хлебом и водой; усердно посещал храмы, а дома проводил в молитве
целые ночи.
Около 1329 г. семья Варфоломея переселяется
в небольшой городок Радонеж (Московской области).
По смерти родителей Варфоломей вместе с
братом Стефаном, постригшемся в монахи, удаляется в пустыню
- древесную чащу на берегу речки, где пустынь
- так называют некоторые монастыри, далеко удаленные от городов. Пустыня
- в аскетическом значении означает место, удаленное от шума и суеты мира,
удобное для глубокой молитвы и богомыслия.построили
келью и небольшую церковь. Однако вскоре Стефан, не выдержав тягот жизни
в глухих дебрях, возвратился в монастырь в Москву, а Варфоломей 7 (20)октября
1337 г. был пострижен в монашество игуменом Митрофаном с именем Сергий.
Скоро слава об иноческих подвигах молодого
пустынника, который жил в лесу с дикими зверями и даже кормил из рук медведя,
разнеслась широко. К нему стали приходить паломники за советом и помощью.
Некоторые решались на иночество, строили рядом кельи и поселялись в них.
Святой Сергий сам помогал в строительстве, рубил дрова, готовил для братии
пищу. Постепенно образовалась монастырская обитель, монахи которой с трудом
уговорили св. Сергия стать их настоятелем.
Монастырь преподобного Сергия, посвященный
Святой Троице, долгое время был настолько беден, что даже священные сосуды
в нем были деревянными, а вместо свечей и лампад в церкви горели лучины.
Не было у монахов ни пергамента, ни бумаги, поэтому молитвословия и богослужебные
тексты записывали на бересте. Монахи возделывали огород, но этого не хватало
даже для скудного пропитания. Тем не менее, преподобный не разрешал им
просить милостыню.
Житие святого сообщает, что однажды монахи,
доведенные голодом до крайности, уже готовы были покинуть монастырь. Святой
Сергий стал увещевать их, и в тот же момент к обители подъехал воз с продуктами,
которые неизвестный благодетель пожертвовал инокам.
В обращении с монахами святой сочетал кротость
и требовательность. Даже став игуменом, он продолжал трудиться на пользу
братии: строил кельи, пек хлеб, носил воду, шил обувь и одежду, катал
свечи. Но когда преподобный стал вводить в обители новый общежитийный
устав, появились и недовольные. Прежде монахи жили в своих кельях поодиночке
и собирались вместе лишь для богослужения; по новому уставу, заимствованному
из Византии, вводились четкое разделение обязанностей и внутримонастырская
дисциплина. Свое недовольство выражал и Стефан, возвратившийся в монастырь
в сане игумена и претендовавший на старшинство. Однажды во время богослужения
Стефан стал громко делать замечания монахам, не стесняясь присутствия
настоятеля. В тот же вечер Святой Сергий, не желая соперничества со старшим
братом, тайно оставил обитель и ушел на речку Киржач.
Одумавшиеся иноки бросились искать настоятеля,
а, найдя, стали по одному переселяться к нему. Монастырь Живоначальной
Троицы стал приходить в заспустение. Сюда святитель вернулся лишь спустя
четыре года по просьбе митрополита Московского Алексия.
Современники называли преподобного Сергия
старцем чудным и говорили, что он "тихими и кроткими словесы и речами
и благоуветливым глаголы, благодатию, данною ему от Святого Духа, мог
действовать на самыя загрубелыя и ожесточенныя сердца".
В житие преподобного засвидетельствованы
и некоторые чудеса. Так, однажды зимой некий селянин, у которого тяжело
заболел сын, на руках нес его к св. Сергию., но по дороге мальчик скончался.
Обессиленный крестьянин, оставив тело у дверей обители, отправился домой,
чтобы приготовить все необходимое к погребению. Когда же он вернулся за
телом, то обнаружил сына в келье преподобного живым. Святой строго запретил
крестьянину рассказывать об этом чуде, не видя в нем своей заслуги, но
скрыть происшедшее от братии было невозможно. Слава преподобного Сергия
как чудотворца многократно подкреплялась исцелениями недужных и бесноватых
(невменяемых, одержимых злым духом).
В 1390 г. недалеко от обители проезжал другой
великий русский святой, епископ Стефан пермский, просветитель коми-зырян,
у которого не было времени, чтобы заехать в обитель. Епископ Стефан остановив
сани, вышел из них и стал молиться, мысленно посылая благословение преподобному
Сергию. В монастыре в это время шла трапеза. Вдруг посреди нее св. Сергий
поднялся, поклонился и произнес: "Радуйся и ты, пастырь Христова
стада, и мир Божий да пребывает с тобою!". Преподобный сообщил изумленной
братии, что приветствует проезжающего мимо святителя Стефана.
Более всего св. Сергий скорбел о грехе разделения
между людьми и молился Святой Троице о его преодолении. Святой был особенно
настойчив в примирении удельных князей, жестоко враждовавших между собой.
Предание говорит, что именно к преподобному
Сергию поспешил в 1380 г. перед Куликовской битвой великий князь Дмитрий
Иванович. Преподобный дал ему свое благословение и отпустил с князем двух
иноков - Александра (в миру Пересвет) и Андрея (в миру Ослябля). Венец
земной жизни этих бывших воинов-дружинников преподобный увидел в смерти
на поле брани за веру и свой народ.
За свою высокую подвижническую жизнь преподобный
Сергий удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом
- в своей келье во время молитвы.
Преподобному Сергию было открыто об его
преставлении за шесть месяцев вперед. Созвав братию монастыря, он вручил
игуменство над монастырем своему ученику Никону, а сам предался совершенному
безмолвию.
25 сентября (8 октября) 1392 г. Он завещал
положить свое тело не в церкви, а вне ее, на общем монастырском кладбище,
вместе со всеми усопшими монахами; но братию весьма опечалило такое приказание.
По распоряжению митрополита Киприана, преподобный Сергий был положен в
церкви, на правой стороне.
Телесные останки преподобного Сергия находились
в земле в продолжение 30 лет и были вынесены из нее по особому откровению.
Одному благочестивому человеку, часто приходившему помолиться к гробу
Сергия, во сне явился преподобный и сказал: "возвести игумену монастыря
моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землей,
в которой вода утесняет (заливает) мое тело". Обретение святых мощей
произошло 5 (18) июля 1422 г.
Память преподобного Сергия Радонежского,
чудотворца, празднуется 5 (18) июля, а также 25 сентября (8 октября) в
день кончины великого Святого.
|