18 | 04 | 2024

Устная музыкальная культура чувашей от древности до современности

Пирен юра пекки каман пур?  

Тенчере те пулас сук, -   

Чекес пекех юрлатпар. 

 

 

 

 

 

 

 

 

У кого есть песня такая, как наша?

Нигде в мире не сыщешь, -

Поем как ласточки.

 

 

 

 

Чувашская народная песня

 

ohotnikov prepodavateli

В древней культуре любого народа, сохраняющейся с любовью на протяжении многих веков, большое место занимает музыкальная культура. Для каждого человека музыка воспринимается, прежде всего, через народные песни, танцы и музыкальные инструменты.

Музыка всегда пронизывала жизнь чувашей. Она звучала в каждом доме и сопровождала каждого от рождения до последнего дня. Самые ранние упоминания о музыке чувашей можно проследить по трудам путешественников и просветителей, благодаря которым можно узнать о нравах и быте чувашей в XVIII-XX вв.

Издания

1. Ашмарин, Н. И. Очерк народной поэзии у чуваш / Н. И. Ашмарин. – Москва : [б. и., б.г.] - 64 с. – Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Первая научная работа Н. И. Ашмарина, в которой он открыл для себя мир чувашской песни, выражавший национальные черты характера, т.е. своего рода философию жизни чувашей.

2. Зеленин Д. К. Описания отдельных губерний Европейской России. Казанская губерния // Зеленин, Д. К. Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700-1910 гг. : (Жилище. Одежда. Музыка. Искусство. Хозяйственный быт) / Д. К. Зеленин ; Комиссия по составлению этнографических карт России). - Санкт-Петербург, 1913. – С. 33-35 - Место хранения оригинала: Российская государственная библиотека.

Аннотация: Библиографический указатель заключает в себе этнографические карты и описывающие внешний быт народов России этнографические книги и статьи на русском языке, напечатанные в период времени от 1700 года по 1910 год включительно. Читать книгу полностью >>> 

3. Кондратьев, М. Г. Истоки и историко-типологические связи чувашской музыки до IX века до н. э. / М. Кондратьев // Музыкальная академия. - 2001. - № 3. - С. 37-44. – Доступ: Отдел литературы по искусству Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Теоретическое исследование возникновения чувашской народной музыкально-поэтической системы.

4. Кондратьев, М. Г. «Рукопись представляет огромнейший интерес» : музыкальное наследие Тимофея Парамонова / М. Г. Кондратьев // Музыка. Искусство, наука, практика. - 2013. - № 1(3). - С. 45-53. – Доступ: Отдел литературы по искусству Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству Т. П. Парамонова (1895—1988), чей вклад в национальную культуру Чувашии ХХ столетия был значителен - непреходящую ценность среди его рукописей представляют собой нотные записи чувашских народных песен и наигрышей.

5. Магницкий, В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры : собраны в некоторых местностях Казанской губернии / [В. К. Магницкий] ; Комис. миссионер. противомусульманского сб. при Казан. духов. акад. - Казань : Тип. Император.ун-та, 1881. - V, 268 с. – Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Часть материалов была собрана путем непосредственных расспросов чувашей и других лиц в восточной половине Чебоксарского уезда, большая часть извлечена из рукописей, составленных для автора учителями-чувашами Чебоксарского и Ядринского уездов. Целью составителя было собрать самые главные традиции чувашского язычества для того, чтобы когда-нибудь эти материалы могли послужить полезным источником при сопоставительном изучении религий родственных с чувашами народов. «Замечательно, что Чуваши, не отличаясь певучестью, обладают богатыми музыкальными способностями: дети лет 12-14 с искутством вторят на балалайке гуслям, а на последних – скрипке» (с. 236). «В посмертных бумагах Н. И. Золотницкаго найдены мной следующие песни, распеваемыя на Олах`ах: …» (с. 238-248).

6. Миллер, Г. Ф. Описание жувущих в Казанской губернии языческих народов, яко то: черемис, чуваш и вотяков, с показанием их жительства, политического учреждения, телесных и душевных дарований, какое платье носят, от чего и чем питаются, о их торгах и промыслах, каким языком говорят, о художествах и науках, о естественном и вымышленном их языческом законе, також о всех употребительных у них обрядах, нравах и обычиях : с приложением многочисленных слов на семи разных языках, как-то: на казанско-татарском, черемисском, чувашском, вотяцком, мордовском, пермском и зырянском, и приобщенным переводом Господней молитвы «Отче наш» на черемисском и чувашском языках / сочиненное Герардом Фридрихом Миллером, Императорской Академии Наук профессором, по возвращении его в 1743 г. из Камчатской Экспедиции. - СПб. : Император. АН, 1791. - VIII+101 с. - Доступ: Отдел редких и ценных изданий Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Выдержки из книги:

VIII. О их светских поведениях и обыкновениях. «Между светскими поведениями и обыкновениями сих народов полагаю во-первых их послушание и обязательство, которых они друг другу … при всяких случаях оказывают: потом следуют их обряды и обычаи, которые происходят на родинах, на свадьбах и на похоронах; и напоследок их забавы в пляске и играх…» (С. 62). «Если умрет кто из знатных, то Черемисы и Чуваши в честь умершему празднуют неделю, месяц, или целый год. На дворе вколачивают они в землю две палки и между оными протягивают толстую нить, и вдевают на оную кольцо. По том все молодые люди из сродников, или из гостей, не доходя до помянутаго места шагов на десять, в кольцо стрелами стреляют. И кто первой в оное кольцо попадет, тот берет лошадь, на которой покойник езжал; … По том оную лошадь…у Чуваш на кладбище, в память умершаго заколовши варят и едят, при чем бывает много плача, игры, пляски и питья» (С. 79.). «Их игры и пляска на свадьбах и при прочих увеселениях состоят в том, что старшие и знатнейшие из гостей сидят по лавкам, или на столе, и забавляются питьем, а молодые мужескаго и женскаго полу на полу, при игре на разных инструментах, без всякаго порядка кругом скачут и, пляшучи бьют в ладоши. Из игральных инструментов первой у них есть на подобие лежачей гарфы, видом полумесяца, об 18 струнах. … Второй инструмент Татарская волынка, которая … называется … по Чувашски Шилюр; третий Варган…» ( С. 80). Оригинал >>>

7. Михайлов, С. М. О музыке чуваш : Козмодемьян. зем. суда переводчик чуваш.яз. Спиридон Михайлов / С. М. Михайлов. - Казань : [б. и.], 1852. - 6 с. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Научные интересы Спиридона Михайлова были разносторонни. Более всего он проявил себя как этнограф. В своих трудах «Краткое этнографическое описание чуваш» (1853), «Чувашские свадьбы» (1852), «О музыке чуваш» (1852) Спиридон Михайлович описывает особенно подробно – обычаи и обряды, игры, народную музыку и фольклор. С начала 1850-х гг. публиковал статьи по чувашскому фольклору и этнографии: «Предания чуваш» (1852), «О музыке чуваш» (1852), «Чувашские свадьбы» (1852), «Краткое этнографическое описание чуваш» (1853), «Чувашские разговоры и сказки» (1853). Работы Спиридона Михайлова носили преимущественно описательный характер, в основном касались жизни верховых чувашей, горных мари и русского населения городов Козьмодемьянск и Чебоксары.

8. Мошков, В. А. Музыка чувашских песен : [чувашские песни Самарской губернии Бугульминского уезда, Уфимской губернии Белебеевского уезда] / В. А. Мошков // Известия Общества археологии, истории и этнографии. - Казань, 1893. - Т. 11, вып. 3. - С. 261-276/a. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: В.А. Мошков записывал чувашские песни и их напевы от чувашей – нижних чинов в войсках Варшавского военного округа. Его труд страдает некоторыми недостатками человека незнакомого с чувашским языком. Так, именно он заметил дробление чувашских мелодий на три части в отличие от русских народных песен. Мошков записал 77 мелодий, из них 66 песенных, 7 инструментальных и 4 мелодии без слов.

9. Охотников, А. Записки чувашина о своем воспитании (1888 год) / А. Охотников // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. - Казань, 1920. - Т. 31, вып. 1. - С. 19-48/a. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Выдержки из книги:

 «Я помню, бывало, все уйдут работать, а я сижу один с бабушкою в избе. Она прядет пряжу или что-нибудь вяжет, и тихо-тихо поет старинные чувашские песни. У этих песен и мотив какой-то особенный. Они очень заунывны. Поет, поет да вздохнет, и так глубоко вздыхает, что на душе делается тяжело. Наконец, мне становится скучно. Я задаю ей детские, бессвязные, наивные вопросы, в роде того: бабушка, почему у меня жены нет?.... Она не обращает на них внимания, и напевает излюбленную песню, все одним и тем же тоном, а потом опять глубоко вздохнет.» (с. 25). «Пели песни и чувашские, но больше татарские, в которых находили больше поэзии, чем в чувашских. Это обстоятельство, между прочим, свидетельствует о влиянии татар на чуваш нашей деревни и в отношении языка. Впрочем, я не был большим любителем песен, хотя никогда не отказывался, когда, бывало, предлагают петь вместе с другими. Отличаясь молчаливым характером, я пел без увлечения, только за другими.» (с. 29). «…Мы сказали, что одни из гостей хвалятся, другие поют песни. Но вдруг врывается в избу скрипач и начинает пилить смычком по дешевеньким струнам; гости оживляются, две женщины выступают на средину избы и начинается пляска, не лишенная грации, состоящая в том, что плясущая тихо двигается, вставая попеременно на пятки и на носки и в тоже время производя руками различные плавные движения, описывая круги в воздухе. Потом пляшут мужчины, в пляске принимают участие не только молодые, но и старые. В то время, как одни пляшут, все остальные бьют в ладоши так сильно, что звук плохонькой чувашской скрипки совсем заглушается. Во всей избе слышно только хлопание и топание. А сам скрипач не столько играет, сколько топает ногами. Чуваши нашего края вообще не отличаются искусством играть на музыкальных инструментах.» (с. 31.). Оригинал >>>

10. Павлов, Ф. П. Глава I-я. XVIII и XIX вв. // Павлов, Ф. П. Чуваши и их песенное и музыкальное творчество : музыкально-этнографические очерки / Ф. Павлов. - Чебоксары, 1926. – С. 13-26. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Обобщением музыкально-теоретических исследований Ф. Павлова явились очерки под общим названием «Чуваши и их песенное и музыкальное творчество». Это объемистое сочинение, написанное на чувашском языке, состояло из десяти очерков. В дальнейшем автор перевел его на русский язык и подготовил к печати. В I главе рассмотрены источники XVIII и XIX вв. Читать книгу полностью >>> 

11. Риттих, А. Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния : [ч. 1-2]. Ч. 1 : Приложения: племенная карта, статистическая таблица, план Болгар и виды болгарских развалин / Александр Федорович Риттих. - Казань : печатано в Типографии Императорского Казанского университета, 1870. - X, II, 109 с. – Доступ: Отдел редких и ценных изданий Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Труд «Материалы для этнографии России: Казанская губерния» (Казань, 1870) является обстоятельным описанием народов региона. Очерк о чувашах признаётся одной из лучших работ по этнографии чувашей 2-й пол. 19 века. В приложении на с.379 осуществлена самая ранняя нотная публикация чувашской народной музыки – трёх вокальных мелодий (гостевые «Песня, которая поётся хозяевами при угощении и провожании гостей», «Песня поётся гостями при угощении их хозяевами», плач невесты, названный им «Песня невесты») и одного инструментального наигрыша для скрипки.

12. Сбоев, В. А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах / В. А. Сбоев. - Казань : Издание книгопродавца Дубровина, 1856. - 188 с. – Доступ: Отдел редких и ценных изданий Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: «Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах» — первый серьезный научный труд о чувашском народе. Книга состоит из 13 глав. Одна глава посвящена чувашским песням. В приложении на с. 148-156 – эротические песни; с. 156-158 – элегические песни; с. 158-160 – обрядовые песни; с. 160-162 – сатирические песни.

13. Фукс, А. А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии : [переписка А. А. Фукс с К. Ф. Фуксом] / А. Фукс. - Казань : в Типографии Императорского Казанского университета, 1840. - [4], 329 с., табл. – Доступ: Отдел редких и ценных изданий Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Большое значение имеют исследования А. Фукс по этнографии чувашей, напечатанные отдельными изданиями. Для этой цели она предприняла специальную поездку по чувашским уездам Казанской губернии.

Выдержки из книги: «Как страстной любительнице поэзии, мне хотелось знать чувашские песни, но чуваши их мало знают; их песни спрятаны в их воображении. Когда они едут лесом, то поют, не приготовясь, песнь лесу: припоминают, как они в нем гуляли, рвали цветы, брали ягоды, вместе с своей любезной. - Плывут по реке и поют похвалу ей. Едут по дороге - и ее воспевают и все случившиеся на ней были и небылицы. Однако ж они мне спели свою любимую песню:

Адя инге вурмана

Хора сирла пустярма,

Хора сирла пыл бегех,

Эза инге чон бегех.

Песня с правильным размером и стопами удивила меня.» (с. 81). Оригинал >>>