26 | 04 | 2024

Композиторское творчество 20-30-х годов XX века

4 vorobevВ Чувашии композиторское творчество зарождается только в начале XX в. вместе с зарождением национального движения. Музыковед, доктор искусствоведения М.Г. Кондратьев отмечает: «Именно в это время происходит переворот в общественном сознании и практике – национальная школа профессиональной музыки, ранее непредставимая, сделалась целью, смыслом деятельности посвятивших себя ее достижению людей, постепенно формируясь и получая общественное признание». Первым опытом композиторского творчества стала обработка первого номера из книги «Образцы мотивов...» хороводной песни «Пиçнĕ-пиçмен çырлашăн» Ивана Дмитриева (1884-1911).

Новые времена требовали новой музыки, соответствующей современной жизни. Первым оригинальным сочинением в истории композиторского искусства Чувашии стал хор Степана Максимова «Хура вăрман урлă эп каçнă чух». Создано произведение (по мнению М.Г. Кондратьева) в мае или июне 1917 г.

В национальной музыке композиторами советской Чувашии был освоен практически весь круг жанров современного композиторского творчества. Многие произведения первых чувашских композиторов остались в истории образцами высокой художественной культуры, наиболее близкими к первозданной чистоте народной музыки.

Издания

1. Абрукова, Т. А. Песенное творчество первых чувашских композиторов: к проблеме становления профессионализма / Т. А. Абрукова // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2006. - № 5. - С. 187-191. - Доступ: Отдел литературы по искусству Национальной библиотеки Чувашской Республики.

2. Димитриева, Н. И. Чувашские народные танцы // Димитриева, Н. И. Мир чувашской культуры : (древняя история и духовное наследие этноса) / Н. И. Димитриева, В. П. Никитин (Станьял), С. М. Кудрявцева. – Чебоксары, 2002. - С. 156-161. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии  Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Выдержка из книги: О музыкальном сопровождении чувашских народных танцев (с. 3).

3. Искусство композиторов Чувашии : история и современность / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук. - Чебоксары : ЧГИГН, 2012. - 230, [1] с. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии  Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Сборник посвящен творчеству композиторов Чувашии. Рассматриваются различные стороны искусства композиции в Чувашии как части общероссийского музыкально-исторического процесса.

4. Илюхин, Ю. А. Развитие чувашской советской музыки в 1917-1945 годах : [1933-1945 гг.] // Искусствоведение / Науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Чуваш. АССР ; [ред.: В. А. Прохорова, Ф. А. Романова, Н. А. Ургалкина]. - Чебоксары, 1967. – С. 62-83.- Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии  Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Описана музыкальная жизнь Чувашии в 1933-1941 годах. Приведены ноты.

5. Кондратьев, М. Г. Об эпохе парадигмальных перемен : [рецензия на книгу казанского музыковеда Александра Маклыгина «Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма»] / Михаил Григорьевич Кондратьев // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 1 (12). - С. 117-120. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии  Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: В статье рецензируется книга А.Л. Маклыгина «Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма» (Казань, 2000). Дается ее историко-культурологическая оценка, отмечается, что региональное музыковедение поднимается с этим исследованием на новую ступень. Рассматриваемые в ней явления относятся к эпохе глубочайших инноваций и парадигмальных перемен в национальных культурах Волго-Уральского региона.

6. Кондратьев, М. Г. «Осознать себя как современную нацию» : к столетию Ф. М. Лукина : [о творчестве чувашского композитора Филиппа Лукина и его роли в развитии музыкального искусства Чувашии] / Михаил Григорьевич Кондратьев // Музыкальная академия. - 2013. - № 3. - С. 42-50 : фот. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии  Национальной библиотеки Чувашской Республики.

7. Казакова, В. П. Использование музыкального фольклора как средства адаптации к социальной среде / В. П. Казакова // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2006. - № 6. - С. 295-298. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии  Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Эффективным и положительным средством воздействия на личность выступает музыкальный фольклор, применение которого в образовательных учреждениях возможно в решении практически любой проблемы воспитания, возникающей в работе с детьми младшего школьного возраста. Именно фольклор, как наиболее природное средство воспитания, способствует естественной адаптации ребенка.

8. Чувашское искусство : вопросы теории и истории : [сборник статей]. Вып. 6 / Чуваш.гос. ин-т гуманит. наук ; [ред.-сост. А. И. Мордвинова]. - Чебоксары : ЧГИГН, 2009. - 257 с. : ил. - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии  Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Из содерж.: Данилова, И. В. Поиск нового стиля чувашской музыки. - С. 34-60; Чернов, В. С. Вечные мелодии серная. - С. 237-253.

9. Чувашское искусство: [сборник статей] / Науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Чуваш. АССР ; [ред. В. А. Прохорова]. – Чебоксары, 1976. - 134, [2] с. - (Труды / Науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Чуваш. АССР ; вып. 70). - Доступ: Отдел национальной литературы и библиографии  Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Аннотация: Из содерж.: Кондратьев, М. Г. К вопросу о типологии чувашской народной музыки. - С. 53-74; Эррэ, Т. А. К вопросу изучения ладового строя чувашской народной песни. - С. 74-87.