Литературное караоке: выразительное чтение и его новые возможности

Место проведения: Национальная библиотека Чувашской Республики

В современном мире книга играет совершенно другую роль, изменились ее коммуникационные функции. На первое место выходит развлекательный момент, и здесь у книги множество конкурентов, начиная с телевидения и кончая различными гаджетами. Поэтому сегодня перед библиотеками стоит важная задача – переломить ситуацию нечтения, особенно в молодежной среде.  Решая задачу формирования у нечитающей молодежи потребности в чтении, необходимо сфокусировать  внимание на продвижении именно художественной литературы. Это связано с тем, что чтение художественной литературы заставляет нас испытывать самые различные чувства, задуматься над вопросами бытия, воспитывает душу, обогащает  знаниями. Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт.

Наша цель - участие в   формировании  в молодежной среде  потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте. Мы стремимся  помочь читателям воспитать  художественный вкус, приблизив к творчеству классиков, помочь молодым людям открыть для себя новых авторов, включить их в информационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам. Здесь на помощь приходят интерактивные формы работы.

Одной из новых интерактивных форм является такое мероприятие, как  литературное караоке.  Литературное караоке - это конкурс чтецов, который проводится  под музыкальное сопровождение. Как в караоке мы поем песню под музыкальное сопровождение, так и  в литературном караоке  звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение необходимо подбирать   в зависимости от   ритма, размера стихотворения и даже  эмоционального настроения, которое возникает при чтении. Исполнитель заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию,он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получится замечательно. Музыку можно выбрать не только классическую, но и современные композиции, очень красивые, нежные, лиричные.

Темы для поэтического  караоке могут быть любые, проводить его можно как самостоятельное мероприятие или как часть литературно-музыкального вечера, презентации и тому подобное. Например, в начале предложить вниманию иллюстрированный рассказ на фоне слайдов по определенной теме (творчество писателя,  какое-то конкретное историческое или культурное событие и т.д.), а затем  литературное караоке.

Суть в следующем: на заранее подобранные  слайды в программе PowerPoint нужно разместить по 1–2 строчки стихотворения  или целую строфу и иллюстрации, соответствующие содержанию и настроению  Стихотворения лучше выбирать небольшие  по объему. На слайды каждого стихотворения накладывается индивидуально подобранная музыка. При необходимости на музыку накладываются спецэффекты: взрывы, вой сирены, канонада и т. д. Слайды с одним стихотворением перелистываются вручную или автоматически, для этого настраивается оптимальное время на автоматическую смену слайдов.

Опыт показал, что литературные караоке тепло принимаются публикой, особенно молодыми людьми, потому что они  не только узнают новые  для себя поэтические имена, но и сами  активно участвуют в мероприятии. Участники литературного караоке могут получить не только эстетическое наслаждение, но и ...призы.

В Национальной библиотеке Чувашской республики  литературное караоке проводится с 2016 года, в нашей копилке уже есть такие темы, как «Поэты-шестидесятники», «Стихи Б.Ахмадулиной», «На разных языках лишь слово «мама» неизменно».

Предлагаем вашему вниманию примерный сценарий литературного караоке «Поэты-шестидесятники»:

«Сегодня наше караоке посвящено поэтам-шестидесятникам.. Недавно на 1 канале прошел показ фильма «Таинственная страсть», и нас заинтересовала именно эта тема.

Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава. Они начали свой литературный  путь во времена хрущевской «оттепели», которая пришлась на конец 50-х - начало 60-х годов. Поэзия этих лет могла ответить на духовные и эстетические запросы читателей и вызывала их живой интерес. Это было связано с начавшимися изменениями в стране в связи с решениями 20 съезда компартии о «культе личности». Люди пытались переосмыслить  прошлое, оценить настоящее, и поэзия  стала кратчайшим путем к сердцу читателя.  Молодые поэты живо откликнулись  на перемены в жизни страны, общества. Их голоса уверенно зазвучали на поэтических вечерах, встречах,  концертах – поэзия становилась трибуной общественного сознания, мнения. Толпы людей стекались на стадионы, в концертные залы, дома культуры, чтобы послушать стихи молодых поэтов, в которых  поднимались проблемы активного  отношения к жизни, ее совершенствования,  ответственности перед временем и человеком.

Поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко, талантливый поэт, в котором  сочетались артистизм и большая трудоспособность. Тематика его творчества разнообразна, он умел откликнуться на все происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей вопросы. Он стал  одним из первых, кто осознал себя поэтом  нового поколения. Лирический герой его поэзии – типичный  герой эпохи 60-х годов, романтик с обостренным отношением к действительности, пытающийся разобраться в жизни и в себе. Характер героя сложный,  противоречивый. Евтушенко создал обобщенный  портрет молодого современника «оттепели».

Чтение стихотворения «Метаморфозы», музыкальное оформление – вальс  И.Шварца из кинофильма «Мелодия белой ночи»

Роберт Иванович Рождественский – один из самых известных поэтов Советского Союза. Его поэзия пронизана особой искренностью и свежестью, всегдашней актуальною и современностью. Своими стихами  Рождественский рассказал о великой стране, в которой жил, о ее героических и самых обычных людях, о грандиозных и малых делах советской истории. Из-под его «пера» все выходило удивительно искренне и талантливо. Он говорил о великом — но очень просто и понятно. Его стихи — и о любви, и о стране, и просто о человеке. Многие полюбили Роберта Рождественского за его любовную лирику, которая так же занимает очень большое место в его творчестве. Его стихи о любви наполнены драматическими противоречиями, чувствами, сердечными тревогами, поисками смысла жизни и неповторимого счастья.

Чтение стихотворения «Все начинается с любви», музыкальное оформление – «Просто красивая музыка без слов»И.Крутого

Одной из наиболее ярких представительниц поколения поэтов-шестидесятников стала писательница, поэтесса и переводчица Белла Ахатовна Ахмадулина. Вот как о юной поэтессе вспоминал Евгений Евтушенко: «В 1955-м году я наткнулся в журнале «Октябрь» на трогательные, по-детски целомудренные строчки: «Голову уронив на рычаг, Крепко спит телефонная трубка». А стоило прочитать рядом: «По-украински март называется «березень» – и, с наслаждением отфыркиваясь, выныривала чуть ли не с лилией в мокрых волосах пара к березню: бережно. Я сладостно вздрогнул: такие рифмы на дороге не валялись. Тут же позвонил в «Октябрь» Жене Винокурову и спросил: «Кто эта Ахмадулина?». Он сказал, что она десятиклассница, ходит к нему в литобъединение при ЗИЛе и собирается поступать в Литинститут. Я немедленно заявился в это литобъединение, где впервые увидел ее и услышал ее самозабвенное чтение стихов. Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна» – в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли». Тогда же, оценивая ее дебют, поэт Павел Антокольский написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла!».

Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом, который можно назвать «изящной словесностью». Во многих стихах она воскрешала атмосферу 19 столетия, где находила рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию. Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других «шестидесятников», общественно-значимые социальные темы. Ее стихи не были политизированы и социальны. До сих пор непонятно, как такая «чистая поэзия» из сложных словосочетаний и образов собирала пятитысячные трибуны стадионов. Может, это была потребность в чем-то непонятно-прекрасном? И Белла, словно случайно уцелевшая жемчужина Серебряного века, гипнотизировала пространство?

Чтение стихотворения Ахмадулиной «Не уделяй мне много времени», музыкальное оформление – «Элегия» Ж. Массне

Другим кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Андреевич Вознесенский. Появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым взглядом на проблемы.  Стихи  сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием (элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, пейзажная картина, сатирический портрет, репортаж). Архитектор по образованию, он и в поэзии мыслил линиями, объемами, плоскостями, это отразилось в совершенстве художественной формы стихов. Он стал зодчим речи.

Поэзия его пронизана гуманизмом, гражданственностью, темпераментом, эмоциональностью, демократизмом самого поэта, сочетанием различных  социально-речевых стилей. Все это привлекало всеобщее внимание. Лирический герой его обладал высоким  чувством ответственности за все происходящее в мире. Четко просматривается  позиция самого автора, глубокое личностное выражение и в одном произведении могут быть сразу несколько тем. Вот поэтому его творения невозможно распределить по традиционным темам (природа, любовь, история и др.).

Главное место в творчестве Вознесенского  занимает тема искусства, любви, женской красоты, судьбы, много места отводится природе. Любимым временем года Андрея Вознесенского была осень.

Чтение стихотворения «Лист летящий, лист спешащий... », музыкальное оформление – «Элегия» И Шварца

Заключение: Наша страна и сегодня переживает ситуацию, во многом напоминающую времена «оттепели». Это сказывается в открытости и свободе, в настроении людей, которые ищут, как и в те годы, справедливость. Читая Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Ахмадулину, мы находим у них много созвучного нашим чувствам и мыслям, нашей вере и надежде на лучшее. Неоспорима историческая заслуга поколения поэтов-шестидесятников перед культурой: это было  первое поколение в  истории России,  которое во всеуслышание заявило о  ценностях внутренней свободы  личности, о праве на искренность, праве на себя».

Посмотреть презентацию >>>

Перейти к обсуждению >>>

Информацию подготовили  Инна Иванова, Лариса Никитина, Ирина Яковлева, библиотекари отдела «Гуманитарный центр чтения»