20 | 04 | 2024

Книжная выставка «Чародей танца» к 200-летию со дня рождения М.И. Петипа (1818-1910)

«Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому,
что в нём сохранилось то серьёзное искусство,
которое было утрачено за границей».

Мариус Петипа

 

PetipaУказом Президента России В.В. Путина 2018 год провозглашён Годом празднования 200-летия Мариуса Петипа – выдающегося французского и русского солиста балета, гениального хореографа, театрального деятеля и педагога.

В Национальной библиотеке Чувашской Республики организована книжно-иллюстративная выставка «Чародей танца», посвященная жизни и творчеству великого балетмейстера.

Мариус Иванович родился 11 марта 1818 г. в г.Марсель в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Его старший брат Люсьен Петипа стал известным танцовщиком, сестра Викторина Петипа — певицей и актрисой.

Мариус Петипа учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом.

В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, США и Испании.

В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России – сначала как солист балета и педагог, с 1862 года — как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера. Он был автором 56 оригинальных спектаклей.

Мариус Петипа скончался в Гурзуфе 1 июля 1910 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербург.

Выставка «Чародей танца» знакомит с жизнью и творчеством выдающегося артиста балета и балетмейстера. В экспозицию вошли монографии о русском балете и творчестве М. Петипа, мемуары, статьи из периодических изданий, нотные издания.

С историей создания постановок Петипа и балетными либретто можно познакомиться в следующих изданиях: «Балетные либретто» (М., 2002), «П. Чайковский. Спящая красавица» (М., 2008), Дубкова С. «Жар-птица. Балетные сказки и легенды» (М., 2010).

Особый интерес представляет книга «Мариус Петипа» (СПб, 2003). Она включает в себя мемуары Мариуса Петипа, а также работы Плещеева А. А. «М. И. Петипа (1847-1907)», Лешкова Д. И. «Мариус Петипа (1822-1910)», Чумакова В. «О мемуарах балетмейстера» и подборку прижизненных публикаций о мастере в газете «Санкт-Петербургские ведомости» за шестидесятилетний период (1848-1910).

Балет второй половины XIX века называют «эпохой Петипа», но его влияние распространяется и на современное искусство танца. Традиции «большого балета» Петипа сохранили свое значение и сейчас. На русской сцене живут его лучшие спектакли, а некоторые идут и в крупнейших театрах мира.

Приглашаем всех желающих посетить выставку в отдел литературы по искусству (2 этаж, 212 каб.).

 

Спр. по тел. 23-02-17, доб.138