22 | 11 | 2017

Станьял, В.П. Живем судьбой и памятью народа

Отчетный доклад Председателя Союза чувашских краеведов, вице-президента Чувашской народной академии В. П. Станьяла на Годичном Собрании Союза чувашских краеведов и Чувашской национальной академии (24 ноября 2007 года, Чувашский национальный музей).

Неразрывно связаны традиция и новизна, современность и история, хотя традиции легко забываются, а история плохо изучается новыми поколениями. Но случаются в судьбе страны или народа такие повороты, как российские перестройки начала и конца XX века, когда история заставляет пристально и серьезно присмотреться в свои разбитые зеркала и найти в традиционных формах ответы на нагрянувшие беды.

Напомню, что в голодный 1921 год, на волне общего краеведческого движения, как и во всех областях страны, в недавно родившейся Чувашской автономии стало действовать Общество по изучению местного края и весьма плодотворно, основательно вело свою насыщенную программу. До начала 30-ых годов XX века оно объединяло в своих рядах экономистов, историков, этнографов, биологов, геологов, археологов, педагогов, работников культуры, литературы и даже первых руководителей республики и вело комплексное изучение материальных и духовных богатств региона. Заслуга Общества в развитии края и чувашского народа велика. Мы восстановили честные имена незаслуженно отстраненных от жизни краеведов Д. Юмана, М. Тинехпи, А. Милли. К.Элле и других, воздали должное их памяти.

Краеведам было трудно не только в 30-ых годах или после войны. Трудно и в наши дни; наверное, не сладко будет и при будущем глобализме.

В 1962 г. по примеру историков Казанского университета в редакции Чувашской республиканской газеты «Молодой коммунист» была предпринята попытка возрождения общества чувашских краеведов и создания чувашского энциклопедического словаря. Часть известных историков, в том числе ярые борцы против «буржуазных краеведов» И. Д. Кузнецов и А. В. Изоркин, поддержали идею энциклопедии.

Однако в те годы идею реализовать не было возможности по политическим причинам. Отечественная война изменила многое, на фронтовых опалинах появились отряды юных следопытов. И вскоре наступило новое время для краеведов, чтоб отказаться от придуманных классовых схем и волюнтаристских подходов к традициям и истории. Ведь настоящим краеведам нужны факты и истина, они ее ищут не для материальной выгоды и не для власти. Настоящий краевед - патриот «малой родины» и Великого Отечества, верное дитя, любитель и служитель родной земли и народа. В Союзе чувашских краеведов - только энтузиасты, только патриоты.

Духовные ценности в чувашском народе никогда не затухали, какие бы трудные времена не стояли над головой. Традиционные обряды, праздники, песни, игры и многое другое хранило нашу душу, ум и память. Поэтому в горькие дни дефолта и развала страны как раз к ним обратился народ и в них находил опору и выдержку. Добрые, спасительные традиции хранятся в сельских общинах. Деревня - реальная основа национальной традиционной культуры. Она на глазах преображается, уходит избяная улица и героическое поколение фронтовиков и солдатских матерей. С ним уходит эпоха. Могу с гордостью сказать, что военное поколение чувашских краеведов - собиратели, классификаторы и хранители этого богатства - с честью выполнили и этот свой долг: они в музеях и книгах оставили светлую память о себе и своем поколении. Достойна подражания краеведческая деятельность ныне здравствующих народных академиков-фронтовиков Великой Отечественной войны - Владимира Бурмистрова, Александра Гармонщикова, Михаила Иванова, Василия Кудявнина, Геннадия Мулюкова, Николая Федорова, Петра Ургалкина, Николая Яковлева и многих др. Нет конца нашей благодарности им.

Теперь слово за новым интернетным поколением. Мы вышли за рамки чувашского мира. Почетными членами Чувашской народной академии приняты четыре краеведа - это Дорин Лозовану (Молдавия), Гото Масанори (Япония), Ли Вэйли и Чжан Кен (Китай).

К Годичному Собранию-2007 в СЧК «Почетных краеведов» (Хисеплĕ таврапĕлÿçĕ) - 126, «Заслуженных деятелей этнокультуры» (Халăх ăс-хакăлĕн ăстисем) - 50, «Народных академиков» (Халăх ăсчахĕсем) - 91. В каждом районе Чувашской Республики действуют местные организации краеведов, в диаспоре активность проявили Ульяновский, Тюменский, Самарский, Санкт-Петербургский филиалы, филиалы в Республиках Башкортостан, Татарстан.

Примечательно, что чувашские краеведы работали глобально, они не искали мелких тем. Видимо, традиции национального краеведения служили прообразом для нашей основательной работы. Сразу же определились главные направления плодотворной работы. Это, прежде всего, составление истории учреждений, предприятий, хозяйств; истории сел и деревень; истории волостей и сельских советов, создание энциклопедий районов. Это направление остается важным и перспективным. Анализ имеющейся продукции приводит к мысли, что необходимо проводить семинар по подготовке и изданию историй (также энциклопедий) населенных пунктов. Иногда истории маленьких деревень получаются крупнее районных энциклопедий.

И все же, выразим глубокую благодарность руководителям районов и местным краеведам, создавшим отличные энциклопедии: Моргаушский, Вурнарский, Батыревский, Красноарейский, Красночетайский, Ядринский, Яльчикий, Комсомольский, Цивильский. Сейчас успешно продвигается сбор материалов для «Чувашской народной энциклопедии» в Тюмени (руководитель В. Н. Логинов) и Ульяновске (Д. К. Кузьмин), Башкортостане (И. Г. Тарасов).

Мы можем гордиться, что по примеру «Зарайской энциклопедии» Владимира Полянчева (Московская область), чувашские краеведы первыми в стране начали выпускать районные энциклопедии. Почин В. В. Полянчева и наш опыт незамедлительно подхватила вся страна. Многие республики и области, где главные администраторы поняли важность энциклопедических знаний, уже опередили нас Башкортостан, Татарстан. Челябинская, Тюменская и другие области имеют превосходные энциклопедии регионов, городов, районов.

К сожалению, мы не смогли дойти до всех районных администраций со своей «Концепцией и методическими указаниями по составлению многотомного (по одному тому на каждый район и город Чувашской Республики, на каждый регион, где компактно проживает чувашское население) издания «Чувашской народной энциклопедии». Она обсуждалась 25 апреля 1990 года в Челябинске на учредительном съезде краеведов России, и была одобрена 25 сентября 1991 года в Нижнекамске на секции Всесоюзного семинара краеведов при участии белорусских ученых, распространенная в рукописном виде. «Концепция» в Чувашии (вопреки нашим ожиданиям) натолкнулась на сильнейшее сопротивление со стороны сотрудников Чувашского государственного института гуманитарных наук. Даже после образования в ЧГИГН отдела чувашской энциклопедии понимание проблемы не появилось. Мне совершенно непонятно, как можно при создании национальной энциклопедии пренебрегать знаниями и услугами краеведов? Если сейчас по приказу какого-либо чиновника запретят выпуск районных и городских энциклопедий, беспокоиться не следует, ибо мы уже сказали свое слово. Оно услышано и поддержано всем краеведческим сообществом страны.

В энциклопедиях заговорила живая история, стала видна ткань историческою процесса, приметился человек, который олицетворяет эпоху. Впервые оглянулись на свою родословную, стали искать историю своих семей - первоосновы общества и общины. Еще предстоит нам создавать облик чуваша в различные периоды развития этноса. Удачными примерами в этом плане стали книги академика Геннадия Волкова «Этнопедагогика чувашского народа», «Этнопедагогика» (Чебоксары, 1974 г.) и краеведа-философа Эрбины Никитиной «Чувашский этноменталитет» (Чебоксары, 2005 г.).

Вошли в традицию проведение краеведческих чтений, посвященных крупным знатокам края - Никите Бичурину (Институт туризма и сервиса. Тюменский культурный центр), Михаилу Тинехпи (Чувашский национальный музей), Кузьме Элле (Урмарский район), Николаю Ашмарину (Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова). Достойно одобрения пример «Сергеевских чтений», которые проводятся в честь известных деятелей родной культуры и науки на их малых родинах с привлечением преподавателей и студентов факультета чувашской филологии Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева. Под руководством профессора, народного академика Леонида Сергеева «чтения» успешно прошли на родине В. Г. Егорова, Г. В. Тал-Мрзы, С. П. Горского, Ф. Т. Тимофеева (Тимухха) и др.

Примером ставлю работу районных администраций Алатырского, Моргаушского, Вурнарского, Красноармейского, Комсомольского, Янтиковского, Ядринского районов. Краеведческую работу они ведут строго по плану, не ищут причин для отказа от наших предложений, находят возможности и для открытия музеев, и для проведения конференций, встреч, симпозиумов.

Добрым словом хочу отметить энтузиазм скромного и трудолюбивого организатора, члена-ассистента ЧНА Алексея Сорокина, издателя краеведческих книг. Через его полиграфическое предприятие «Новое время» прошли сотни рукописей членов Союза чувашских краеведов. Надеюсь, наше партнерство продолжится и принесет немало новых радостей каждому краеведу.

За отчетный период его издательством выпущено более 50 краеведческих книг. В их числе такие значительные исследования, как «Наши земляки в борьбе с фашизмом» (2005 г.) и «Живые, пойте о нас!» (2007 г.) Владимира Бурмистрова, «Бичурга-Баишево» (2006 г.) Александра Гармонщикова, «Чиркуллĕ Именкасси, Çулсем, çынсем» (2007 г.) Константина Шачкина, «События и судьбы Янышского края» (2007 г.) Веры и Геннадия Васильевых, «Чуваши до нашей эры» (2007 г.) Геннадия Енисеева, «О чувашском...» (2007 г.) Михаила Воробьева, «Край Приволжский, край Кинярский» (2007 г.) Риммы Альтиной, «Калининская средняя общеобразовательная школа» (2007 г.) Станислава Отрыванова и многих других. Все эти книги по разным номинациям удостоены Дипломов СЧК.

С 2004 года в рамках «Библиотеки Чувашской народной академии» сформировались серии «Уголки родного края» («Той, той, той тесе...» (2007 г.) Веры Орловой), «Ими гордится народ», «Из плеяды борцов» (Алексей Милли) (2004 г.) Александра Парминова, «Сказание о прожитых годах», (2006 г.), «Классики чувашской словесности» (Поэт Андрей Петтоки) (2005 г.), «Молодые исследователи» («Философия любви: от Платона до наших дней» (2005 г.) сост. Э. Никитина, «Чувашская поэзия конца XX века» (2007 г.) Людмилы Желудкиной) и др.

Успешно печатаются книги чувашских краеведов в ульяновском, самарском, башкирском, татарском, тюменском филиалах Союза.

Важнейшим направлением деятельности Союза краеведов и Академии является усиление научно-исследовательской работы. Программа, которую мы наметили 15 лет назад, уже выполнена. Истории учреждений, деревень, истории знатных родов, энциклопедии районов созданы. Можете возражать, что не все деревни и не все районы имеют энциклопедии. Ответ прост - мы даем образцы и оказываем помощь местным краеведам и администрациям в подготовке изданий.

На второй этап действия такую цель - добиваться всеобщего краеведческого охвата - ставить можно и, видимо, нужно. Непременно надо выдвинуть задачу комплексного географического, историко-культурного и демографического исследования чувашского мира. Приезжие ученые ХVIII-ХIХ веков проводили важные экспедиционные исследования, результатами которых пользуемся до сих пор. В архивных материалах, в земско-статистических сборниках, в таблицах оценки земель, в сельскохозяйственных обзорах губерний и уездов находим самые разнообразные сведения о климате, почвах, рельефе, фауне и флоре, природных богатствах края. Чем хуже XXI век?

Сохранение и изучение сельской общинности, крестьянского хозяйства, усадьбы, традиций интересует дипломированных историков (назову, например, имена Георгия Матвеева, Геннадия Николаева, Валентины Харитоновой из ЧГИГН), хозяйственников и руководителей (Аркадия Айдака, Платона Давыдова), музейных работников (Эдуарда Бахмисова, Александра Миронова). Свою заметную лепту несет народный академик Никифор Наумов со своими энциклопедическими словарями по домашней утвари, музыкальным инструментам, хозяйственным изделиям и прочим.

Хозяйственная деятельность человека в корне изменила облик Чувашской Республики и чувашской диаспоры. Исчезли целые деревни, леса, пойменные луга, даже речки и озера. Бассейн Волги преобразилась полностью и изменил климат, ландшафт, уровень подпочвенной воды в целых регионах, по различным причинам изменился состав и структура почвы. Все реки теперь не те, какими были при нашем детстве. Просмотрите 17 томов научных трудов государственного заповедника «Присурский» или экологический выпуск Минприроды. Немало проблем! Теперь совсем другая система проселочных, шоссейных, железных дорог. На глазах исчезают телефонно-телеграфные столбы и линии, появляются вышки сотовой связи. Появляются новые населенные пункты. Земля опутана электро-, газо-, нефтепроводами. Но и они исчезнут - скоро придут другие формы энергоносителей.

Изменились села и города. Изменился характер и менталитет чувашского народа. Требует внимания экология человека, животных, растений. Отделение естествознания ЧНА набирает силу, объединяя географов, геологов, зоологов, биологов, метеорологов, орнитологов и других специалистов. Меняются сады и огороды. Об этом наглядно говорят исследования секции сельского хозяйства ЧНА (руководитель - народный академик Геннадий Васильев).

Все еще остаются большие пробелы в истории родного народа. Пробелы идут по всем направлениям. Особенно по древней истории. Любители-краеведы и здесь произвели взрыв и сдвинули дело с мертвой точки. Множество откликов вызвали книги Геннадия Егорова, Виталия Николаева, Аркадия Русакова, Геннадия Енисеева, Алпа Илитвера. В связи с изданием фундаментальных изданий Василия Николаева по древнейшей истории чувашского народа в Чувашском государственном институте гуманитарных наук был поставлен вопрос о создании Центра исследований проблем этногенеза чувашского народа. Прорыв нужен также в изучении древних корней чувашского языка. Усилия Эрнста Сергеева пока не находят отклика в среде лингвистов. Для этого необходимо расширить состав членов секции древней словесности, начинать совместное обсуждение работ, а в работах опираться на достоверные источники и указывать их в своих трудах. Примечательно, что книга «Чувашской вышивки» Евгении Жачевой (секция народного узора) вышла в Чувашском книжном издательстве и пользуется большой популярностью.

В стадии разработки находятся Своды (атласы) памятников истории и культуры, Свод археологических памятников, Атлас достопримечательных мест Чувашстана (понятие «Чувашстан» мы применяем для обозначения всех чувашских мест России с включением Чувашской Республики и территорий компактного проживания чувашей). По инициативе истинного краеведа-академика Василия Димитриева основательно изучена история города Чебоксары. В исследованиях чебоксарской истории неутомимым, вдумчивым археологом показал себя руководитель секции археологии и геологии ЧНА Евгений Михайлов. Его ждут крупные открытия.

В очереди книги по чувашской хореографии Владимира Милютина и по народной музыке - Земфиры Яковлевой. Секция национальных спортивных игр (руководитель Николай Кельми) добился успеха по чувашскому виду борьбы. От этой секции также ждем популярной книги.

Перед этнологами и культурологами стоит важная задача доработки национального календаря. Над ним работаем не первый год, но пока результата нет. Только подступы в виде календарей Национальной библиотеки Чувашской республики и районных годовых календарей народных академиков Евгения Ерагина, Александра Ананьева, Валериана Муравьева.

Военная секция Академии заслуживает похвалы. Члены этой секции Василий Кудявнин, Владимир Бурмистров, Евгений Шумилов, Петр Лаштай, недавно ушедший от нас Валериан Степанов сказали то, что без них могло и не сказаться в книгах серии «Память». Они нашли и запечатлели имена, факты, события нетленного героического прошлого нашего народа, описали подвиги земляков на фронтах гражданской, испанской, финской. Великой Отечественной войн и противостояний в Афганистане, Чечне, Грузии и других горячих точках.

На Годичном собрании 2006 года отчитывалась секция топонимии (руководитель ассистент Алина Сосаева). В этой секции молодые исследователи-педагоги, студенты. В дальнейшем следует усилить прием ЧНА ассистентов, чтобы вести разработки проблемных тем. Большинство ветеранов ведет свои конкретные темы и им трудно перестраиваться на проблемные исследования.

Кропотливое изучение историй населенных пунктов, топонимических памятников продолжается и набирает силу. Вышли разъяснения названий деревень и городов, улиц и площадей, озер и рек, полей и лесов, гор и урочищ. Продолжается изучение утраченных знаковых и исторических названий и борьба за их возврат населенным пунктам, улицам, майданам и площадям. В этом плане некоторую настойчивость должен проявить Чувашский национальный конгресс.

Зияющий пробел в изучении опыта библиотекарей и педагогов. Ушли в небытие не только духовное наследие, рукописи, но и адреса многих виднейших учителей сельских школ. Имена известны по спискам заслуженных работников Союза или России, а вот портретов и биографий - нет. На благоприятном фоне особого внимания к школе и учителям Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова незамедлительно следует приступить к составлению «Чувашской педагогической энциклопедии» с охватом диаспоры. Такой же справочник нужен и по библиотекам и библиотекарям, животноводам и полеводам, механизаторам и организаторам сельскохозяйственного, лесного, водного, промышленного, военного, строительного и по другим отраслям производства. Среди чувашей тысячи тружеников, которые жили и трудились не за золото, а во славу Отчизны - по завету предков - ради доброго имени. Мы не имеем права забывать их чистые имена. Такое беспамятство покроет нацию позором.

Уже не удастся нам создавать книгу народных умельцев и мастеров вышивальщиц, костоправов, резчиков, циркачей, танцоров, певцов и других талантов из прошлых веков. Но можем составить аннотированный указатель мастеров XX века. А пока нет даже сводного списка ни народных и школьных музеев, Ни коллективов художественной самодеятельности ансамблей, театров, артелей, ни достопримечательных мест чувашского края. Только в Ульяновской области ныне активно действуют 48 чувашских народных коллективов, не менее десятков - в Тюменской, Самарской, Пензенской и других областях. Им нужны свои летописцы, а народной Академии - их главный летописец. Здесь я имею честь низко кланяться неутомимому методисту Чувашского Дома народного творчества Светлане Лаврентьевой, которая всегда готова помочь такому летописцу.

Актуальным остается изучение научного наследия, жизни и деятельности видных чувашских краеведов и истории краеведческого движения в целом. ЧГИГН давным-давно своим сотрудникам давал задания по созданию картины чувашского краеведения. Пока результата не видно. Видимо, этот пробел тоже придется заполнить нам самим. Это делать необходимо, потому что развитие краеведческого дела заставляет возвратиться ко многим приемам и методам работы краеведов - историков, филологов, этнологов, археологов и других – успешно разработанным и действенно применявшимся в «золотое десятилетие» 20-30-ых годов. Тот бурный этап особенно важен для нас, потому что в то время к голосу краеведов прислушивались лидеры власти, советские, партийные, хозяйственные руководители. Краеведы решали многие значительные народно-хозяйственные проблемы. Задачи и уровень знаний, структура и богатство страны, конечно, сильно изменились. Но неизменным остаются поиски новых знаний и обобщений. Знания нужны всегда, любые знания, краеведческие знания тоже.

Как вице-президенту ЧНА мне поручено вести научно-методическую работу среди молодых следопытов и потенциальных авторов краеведческих книг. В эту работу включились многие опытные сотрудники музеев и библиотек, учителя и педагоги, архивисты, журналисты, редакторы издательств. Научно-методический аппарат исследований, содержательное и полиграфическое оформление изданий постепенно улучшается. Неплохо стали издавать краеведческую литературу Цивильский и Кугесьский издательские дома.

По праву удостоились Дипломов книги народных академиков Николая Григорьева «Хирургия Чувашии в пути»; «Моя малая родина – Кайăкяль», Константина Шачкина (Чиркуллĕ Именкасси: çулсем, çынсем), заслуженного деятеля этнокультуры Веры Орловой («Той, той, той тесе...»).

Но в целом еще полно безграмотности и неряшливости, повторно и вторичности в спешно подготовленных книгах. Период ученичества прошел. До сих пор Союз и Академия радовались каждому зачину и новому автору, сознательно закрывали глаза на недоработки. Теперь ЧНА и СЧК могут объявить бой такому положению и перейти к жесткой критике недоброкачественных публикаций.

На этом Годичном собрании перед вами ставлю вопрос о возобновлении издания журнала «Сунтал», издававшемся с 1924 года и закрытого в прошлом году. Официально обращаюсь к Министерству культуры Чувашской Республики с просьбой возобновить издание в первоначальном формате как орган Минкультуры, Союза профессиональных писателей, Союза чувашских краеведов, Чувашской народной академии и других общественных организаций. Примеров издания краеведческих альманахов, журналов, «записок» достаточно много. Владимир Ветлужский, журналист-бизнесмен из г. Уржум, выпускает двухмесячную «Уржумскую старину» - живую энциклопедию сведений по истории и культуре Кировского края. Выходят «Уральский следопыт», «Записки» Ульяновских, Нижегородских краеведов. Наш Эдисон Патмар уже сколько лет печатает наследие отца и своего рода. Печатает успешно.

Нам нужен свой журнал. При всей сложности нынешних условий и немалых трудностях перед краеведами, считаю, что условия для журнала или альманаха созрели и мы можем и должны его выпускать. Еще давным-давно чувашский краевед Никита Бичурин «пролил свет на анналы истории», а мы, его верные последователи, будь то университетский профессор или сельский библиотекарь или учитель, постигая «земли родной минувшую судьбу», обязаны проливать свой постоянный свет на историческую память народа.

Краеведение объединяет комплекс научных дисциплин на междисциплинарном уровне. В краеведческой работе участвуют историки и географы, биологи и геологи, искусствоведы и фольклористы, литературоведы и текстологи, архивисты и археологи, музейные и библиотечные работники, агрономы и природоведы, учителя и воспитатели, писатели и журналисты, архитекторы и музыканты, спортсмены и бизнесмены, студенты и школьники, экскурсоводы. Все, кому небезразлична история и судьба родного народа и края. В Чувашской Республике представлены все формы и отрасли краеведческой работы. Действуют государственные краеведческие учреждения, общественные организации, развито школьное краеведение. Ряд государственных учреждений - это кафедры отечественной истории, кафедры биологии и зоологии, географии и геологии, литературы, фольклора и культурологи в вузах (ЧГУ, ЧГПУ, ЧСХА, и др. вузы), отделы в ЧГИГН, Чувашский национальный музей, Национальная библиотека Чувашской республики, Республиканская детско-юношеская библиотека, центр «Эткер», Государственный архив печати Чувашской репсублики, несколько архивов - число государственных учреждений достаточно, в них сосредоточено большое количество специалистов, занимающиеся краеведческой деятельностью. Многие из них являются великолепными знатоками и неунывными энтузиастами, в то же время общей эффективности в нужной консистенции труда - нет. Осуществление практической консолидации не возложено ни на одно из этих учреждений. Фактически между ними деловые контакты отсутствуют. Конференции, встречи, круглые столы проводятся по своим отраслям. У национального музея - с музейными работниками, у Национальной библиотеки - с библиотекарями, а общие научно-практические конференции проводить все-таки надо. Поэтому Союз чувашских краеведов как бы взял на себя функцию объединения разобщенных сил. И это нам удалось. Произошел краеведческий интеллектуальный взрыв. От маленьких брошюр выросли до энциклопедий - общих, районных, отраслевых. И это произошло в трудный период дефолта и развала страны.

Интерес к истории родного края, к истории семей и родов вырос неизмеримо. Это видно по активности ежегодных конкурсов «Моя генеалогия» (с 2003 г.), проводимых Чувашским Национальным Конгрессом, Союзом краеведов, Центром «Эткер». Желающие внести свою лепту в изучение и сохранение духовного, историко-культурного наследия уже составляют целую армию. После приказов Министерства образования по вопросам школьного краеведения (от 08.10.2002; 27.02.2003 г.) произошли некоторые позитивные изменения в учебных заведениях. Взяты на учет и паспортизированы школьные музеи. Регулярно проводятся конкурсы «Ростки возрождения», «Моя родословная», «Моя Чувашия», «Человек. Земля. Вселенная», туристско-краеведческие конференции учащихся, недели краеведения, родного языка, «Музей и дети» и др. Но перелома в школьном краеведении не произошло. Охват чувашской школьной диаспоры забыт начисто. Гостиницы или бивуака для юных туристов и краеведов в республике нет до сих пор.

В то же время мы искренне радуемся расширению деятельности, реконструкции зданий, облагораживанию территорий Чувашского национального музея и Национальной библиотеки Чувашской республики, музея им М. Сеспеля. музея им.В. И. Чапаева, музея «Бичурин и современность» в с. Кугеси, литературного музея Аликовского района, пантеона космонавта Андрияна Николаева в Шоршелах и др. объектов. Постоянное внимание Президента Республики Николая Федорова к школам и музеям, регулярное посещение сельских уголков культуры краеведы должны

воспринимать как добрый знак к развитию духовных ценностей нации.

Наступает новый период развития страны, республики и, конечно, краеведческого движения в целом. Этап становления Союза краеведов Чувашии и народной академии позади. Теперь следует перейти к более углубленной, проблемной работе по отделениям и секциям над обобщающими, общенациональными темами. Убежденно считаю, что родиноведение должно быть прерогативой государственной заботы. Страна восстанавливается. Она должна взять заботу о своей истории и культуры на свои плечи. Это лучше делать, если краеведов будет объединять вокруг себя государственное учреждение и его руководитель, уполномоченный правительством республики вести именно краеведческую работу, получит поддержку Правительства и Госсовета.

Общество изучения местного края

Перейти на прежнюю версию сайта