Лауреаты премии «НОС 2018»

 gorelov

Денис Горелов. «Родина слоников»

Эта книга рассказывает об истории советского кино, точнее, через призму кино - об истории страны, ее народа и культуры. Увлекательное, познавательное и остроумное чтение от одного из лучших и уж точно самого едкого кинокритика России.

 leyderman

Юрий Лейдерман. «Моабитские хроники»

Моабит - берлинский район в котором расположена мастерская Юрия Лейдермана. В первом приближении эту книгу можно счесть "дневником художника", однако при внимательном чтении в ней обнаружится нечто гораздо большее и нечто неуловимо меньшее.

 mechaninova

Наталья Мещанинова. «Рассказы»

Наталия Мещанинова - кинематографист, автор сценариев к фильмам "Еще один год" Оксаны Бычковой и "Аритмия" Бориса Хлебникова. В 2014 году Мещанинова дебютировала как режиссер с фильмом "Комбинат "Надежда"". Эта книга - ее литературный дебют. Проза Мещаниновой - яростная и нежная, прямая и личная, видимая и ощутимая.

 nemzer

 Анна Немзер. «Раунд»

Роман построен на разговорах. Человека с человеком – интервью, допрос у следователя, сеанс у психоаналитика, показания в зале суда, рэп-баттл; человека с прошлым и с самим собой. Благодаря особой авторской оптике кадры старой кинохроники обретают цвет, затертые проблемы – остроту и боль, а человеческие судьбы – страсть и, возможно, прощение.

 stepanova

Мария Степанова. «Памяти памяти»

Новая книга Марии Степановой - попытка написать историю собственной семьи, мгновенно приходящая к вопросу о самой возможности сохранять память о прошлом, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека. Люди и их следы исчезают, вещи лишаются своего предназначения, а свидетельства говорят на мертвых языках — описывая и отбрасывая различных посредников между собой и большой историей, автор «Памяти памяти» остается и оставляет нас один на один с нашим прошлым.

 buksha

Ксения Букша. «Открывается внутрь»

"Пока Рита плавает, я рисую наброски: родителей, тренеров, мальчишек и девчонок. Детей рисовать труднее всего, потому что они все время вертятся. Постоянно получается так, что у меня на бумаге четыре ноги и три руки. Но если подумать, это ведь правда: когда мы сидим, у нас ног две, а когда бежим – двенадцать. Когда я рисую, никто меня не замечает". "Я купил себе маркер и стал ходить по району и рисовать, ну, там, где видно, разных человечков... Потом я стал часто встречать этих чуваков, которых я нарисовал на стенах, я вспоминал, как я каждого из них нарисовал, и мне становилось теплее". Ксения Букша тоже рисует человека одним штрихом, одной точной фразой. В этой книге живут не персонажи и не герои, а именно люди. Странные, заброшенные, усталые, счастливые, несчастные, но всегда настоящие. Автор не придумывает их, скорее – дает им слово. Зарисовки складываются в единую историю, ситуации – в общую судьбу, и чужие оказываются (а иногда и становятся) близкими.

 nekrasova

Евгения Некрасова. «Калечина-Малечина»

Девочка Катя живёт с родителями в маленьком городе на 11 этаже обычного панельного дома. В Катином мире из заводской трубы появляется огромная змея, пятна на потолке превращаются в человеческие фигуры, а столбики цифр складываются в стихи. Но миру вокруг Катя не нужна: «невыросшие» дразнят, а у «выросших» нет на нее сил и времени. И Катя находит для себя выход. Но тут вмешивается Кикимора, живущая за плитой на кухне... Вместе они отправляются в опасное путешествие, и невольно превосходят по жестокости тех, кто калечил их.

 patrushevskaya

Людмила Петрушевская. «Нас украли. История преступлений»

Роман "Нас украли. История преступлений" - это детектив нового поколения. В нем не действуют честные, умные следователи, класс, практически исчезнувший у нас. Это та история, в которой жертвы не хотят расследования, и тому есть причина. А вот что это за причина, читатели сами поймут к концу романа: ведь в каждом из нас сидит следователь, благородный, умный, не берущий взяток, стремящийся к истине и понимающий, что на свете есть такая странная вещь как любовь.

 gorbunova

Алла Горбунова. «Вещи и ущи»

Первая книга прозы одного из самых знаменитых петербургских поэтов нового поколения. Алла Горбунова прославилась сборниками стихов «Первая любовь, мать Ада», «Колодезное вино», «Альпийская форточка» и другими. Свои прозаические миниатюры она до сих пор не публиковала. Проза Горбуновой – проза поэта, визионерская, жутковатая и хитрая. Тому, кто рискнет нырнуть в толщу этой прозы поглубже, наградой будут самые необыкновенные ущи – при условии, что ему удастся вернуться.

 pelevin

Виктор Пелевин. «iFuck 10»

Порфирий Петрович - литературно-полицейский алгоритм. Он расследует преступления и одновременно пишет об этом детективные романы, зарабатывая средства для Полицейского Управления. Маруха Чо - искусствовед с большими деньгами и баба с яйцами по официальному гендеру. Ее специальность - так называемый “гипс”, искусство первой четверти XXI века. Ей нужен помощник для анализа рынка. Им становится взятый в аренду Порфирий. “iPhuck 10” - самый дорогой любовный гаджет на рынке и одновременно самый знаменитый из 244 детективов Порфирия Петровича. Это настоящий шедевр алгоритмической полицейской прозы конца века - энциклопедический роман о будущем любви, искусства и всего остального.