16 | 09 | 2019

Книжная выставка «Театральная летопись Великой Отечественной»

выставкаВ отделе комплексного информационно-библиографического обслуживания (каб.101) организована книжная выставка: «Театральная летопись Великой Отечественной», посвященная 74-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Защита Родины, помощь Красной Армии в ее героической борьбе с врагом была главной задачей театра в годы войны. На выставке представлены энциклопедии, историческая литература, воспоминания, дневники, письма актеров, режиссеров – участников войны, а также очерки, написанные о людях искусства. В изданиях «Талант и мужество», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «История русского советского драматического театра», «Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны», «Вахтангов и вахтанговцы» рассказывается о суровой и мужественной работе театров в годы войны: на призывных участках, в госпиталях, в действующей армии. Уже через два дня после начала Великой Отечественной войны актеры, певцы, танцоры, артисты цирка - все, кто мог служить «боевым средством победы над фашизмом», как говорилось в «Обращении ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусства, - начали записываться во фронтовые бригады. Не было ни одной части, где бы ни побывали артисты. Под обстрелами, на передовой они показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. По данным энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945», за четыре года в воинские части выезжали около 3700 театрально-концертных бригад, более трех тысяч участников были награждены боевыми орденами и медалями. На фронте работали профессиональные театры Советской Армии и Флота во главе с Центральным театром Советской Армии, фронтовые филиалы и бригады Малого театра, Московского художественного академического театра, театра им. Е. Вахтангова, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.Н. Немировича-Данченко, театров союзных республик. Художественными руководителями и режиссерами, которые готовили специальный концертный репертуар для выступлений в действующей армии, были выдающиеся мастера: А.Д. Дикий, С.М. Михоэлс, Ю.А. Завадский, И.М. Раевский, Н.И. Дорохин, Л.А. Волков и др.

Издания «Без антракта», «Паду ли я стрелой пронзенной…» А.Н. Крюкова посвящены описанию героической работы театров блокадного Ленинграда, в тяжелейших условиях готовивших и выпускавших премьеры спектаклей, осуществлявших активную концертную деятельность.

Артист-сатирик, создатель и руководитель Ленинградского театра миниатюр Аркадий Исаакович Райкин писал: «Мне не пришлось воевать самому. Я не стрелял из винтовки по врагам, не выталкивал плечом пушку из болота, не выбрасывался с парашютом, не взрывал мостов и вообще не совершал никаких подвигов... Я делал свое дело - выступал перед солдатами, матросами, командирами. И нацеливал свои, как принято выражаться стрелы туда же, куда целились бойцы, - в фашистов». Фронтовая бригада под руководством Аркадия Райкина обслуживала в основном флот - от Тихоокеанской и Дальневосточной флотилий до Балтики, Каспия, Черного моря. Именно на фронте впервые появились у Райкина сатирические миниатюры, ставшие его визитной карточкой. Работе эстрадного театра в военные годы, незабываемых встречах, испытаниях, особенностях сатирического творчества посвящена книга Е. Уваровой «Аркадий Райкин».

«Полководцем я не рожден, мое оружие - песня. Мы стреляли своей «Катюшей». Грядущей победе - наш «Салют». Такой эпиграф к главе «Когда говорят пушки» предваряет воспоминания советского артиста эстрады, певца и киноактера, народного артиста СССР Леонида Осиповича Утёсова в книге «С песней по жизни».

Всю войну актриса Любовь Петровна Орлова неутомимо несла свое жизнеутверждающее искусство бойцам Красной Армии и морякам Военно-Морского Флота. Она бывала едва ли не на всех фронтах Великой Отечественной. Моряки-черноморцы не раз в самые тревожные дни видели ее на береговых батареях и на боевых кораблях; пехотинцы, артиллеристы и танкисты - среди защитников Сталинграда, под Минском и Киевом, Орлом, Белгородом и Курском. Ее голос звучал и перед тружениками тыла, участниками «фронтовых бригад» на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, снабжавших фронт всем необходимым. «Нет для советской актрисы большей чести, чем петь для своего народа в тяжелую годину его борьбы с ненавистным врагом!», - заявила она в интервью, появившемся в июне 1943 года в газете «Грозненский рабочий». Биография «Любовь Орлова» из серии «Жизнь замечательных людей», написанная А. Хортом, приглашает посмотреть глазами актрисы на события, свидетелем которых она была, представить людей, с которыми сталкивала ее судьба.

Сборник воспоминаний «Лидия Андреевна Русланова» рассказывает о том, как помогала фронту и как отпраздновала Великую Победу, расписавшись на колонне рейхстага, «всесоюзный глашатай русской песни».

Уникальные фотографии, богатый фактический материал представлен в литературно-художественном издании «Клавдия Шульженко. Певица на все времена». Популярность Шульженко достигла пика в период Великой Отечественной войны, ее приезда, исполнения берущих за душу песен «Синий платочек», «Вечер на рейде» и др. ждали в каждой части, как заветного праздника. По признанию самой Клавдии Ивановны, во время поездок артисты находили среди бойцов и командиров поэтов и композиторов. Лучшие тексты, которые наиболее популярны в Красной Армии, были написаны на Ленинградском фронте.

Воплощение темы героизма советского человека на войне в театральном и киноискусстве на основе личных впечатлений и воспоминаний раскрывается в мемуарах Иннокентия Михайловича Смоктуновского «Быть!: Автобиографическая проза», Зиновия Михайловича Гердта «ЗЯМА - это же Гердт!», Анатолия Дмитриевича Папанова «Холодное лето», монографии о творческом пути Кирилла Юрьевича Лаврова, Альберта Цессарского «Зяблик», Нины Михайловской «Глазами актрисы», Владимира Тихвинского «Минуты на размышления…» и др.

Книжная выставка будет интересна широкому кругу читателей, экспонируется до 30 мая в каб. 101 основного здания.

Тел. 23-02-17 доб. 126.