22 | 11 | 2019

Состоялся круглый стол о П.Я. Чаадаеве

screen129 октября на «Курсах интеллектуального развития» прошел круглый стол по теме «Не Европа и не Азия: П.Я. Чаадаев о месте России в культурном ландшафте».

Фоторепортаж

Видеорепортаж

Круглый стол предваряла прошедшая 15 октября одноименная лекция д.ф.н., профессора МГУ В.В. Ванчугова, который предложил участникам круглого стола следующие вопросы:

1. По каким основаниям П.Я. Чаадаевым проводится сопоставление России и Европы?

2. Каков образ России при сопоставлении с Европой / Западом?

3. Каков образ России при сопоставлении с Азией / Востоком?

4. С какими положениями П.Я. Чаадаева вы: а) согласны, б) не согласны?

5. Кто по своим воззрениям П.Я. Чаадаев: патриот, космополит, западник, русофоб (явный, скрытый)?

6. Что полезного нам можно и нужно извлечь из творческого наследия П.Я. Чаадаева? Что в его представлениях устарело, а что все еще актуально?

7. Есть ли у вас желание, наблюдая за происходящим в России сегодня, - в контексте как ее внутренней политики, так и взаимоотношений с внешним миром (Западом и Востоком, Европой и Азией), - взяться за составление своего собственного «философического письма»?

Экспертами-спикерами круглого стола выступили: преподаватель Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета, к.п.н. О.Ю. Сергеева, преподаватель Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, к.и.н. А.Г. Берман, преподаватель Чувашского республиканского училища культуры, к.и.н. С.В Щербаков, преподаватель истории «Гимназии №2» г. Чебоксары А.Е. Дмитриев, преподаватель МБОУ «СОШ № 27» г. Чебоксары П.Н. Матюшин.

Вел занятие модератор курсов – к.с.н., доцент Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, руководитель Публичной школы социального знания и общественной практики А.П. Карпов.

Для Чаадаева европейский облик России, который придал ей Петр I, носит внешний, навязанный, подражательный характер. Однако проблема России в том, как считает Чаадаев, что за этими внешними навязанными чертами нет собственного лица. За маской – пустота, неопределенность, отсутствие собственной истории. Историю, по Чаадаеву, имеют те народы, жизнь которых одухотворена данной свыше идеей. Европа, как раз, представляет такое семейство народов, историческое воспитание которых определялось христианством и его социальной организацией – католической церковью. Под ее руководством европейская история стала христианской историей, в ходе которой созидалось христианское общество. У России нет такой истории (русская православная церковь перешла в подчинение светской власти). И для России важно признать и смириться с этим. Только при таком условии, убежден Чаадаев, Россия сможет осуществить то предназначение, которое определило ей Провидение. Россия не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Призвание России – дать урок миру как решить важнейшие общечеловеческие вопросы.

В жаркой дискуссии, в которой приняли участие преподаватели вузов, учителя, работники учреждений культуры и образования, настоятель Чебоксарского мужского монастыря РПЦ отец Василий, экспертами были предложены черты облика России, которые вытекают из «философических писем» П.Я.Чаадаева. В итоге, были отобраны наиболее характерные штрихи «портрета» России от Чаадаева.

Вниманию слушателей «Курсов интеллектуального развития»! Следующее занятие пройдет 13 ноября 2019 г. (подробнее >>>).

Прием на курсы продолжается! Электронная регистрация >>>.

Курсы организованы при поддержке АНО «Дети Отчизны - достойная смена» (руководитель О.К. Степанов).