17 | 04 | 2024

Встреча с искусствоведом Михаилом Кондратьевым

Михаил Кондратьев5 февраля, в преддверии Дня российской науки, в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоится творческая встреча с искусствоведом, большим другом и почетным читателем библиотеки Михаилом Кондратьевым.

Встреча на тему «Музыкальная наука в Чувашии» пройдет в свободном формате «вопрос – ответ».

Кондратьев Михаил Григорьевич - музыковед, фольклорист, доктор искусствоведения, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, лауреат премии комсомола Чувашии им. М. Сеспеля, лауреат Государственной премии Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики (1991), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов РФ.

Кондратьев М. Г. известен и как популяризатор науки в сфере культуры и искусства, выступающий перед разной аудиторией. Лектор излагает материал доступным и понятным широкому кругу слушателей языком, увлекая в таинственный музыкальный мир даже далеких от искусства людей.

Как публицист часто выступает в средствах массовой информации. Научная и музыкально-общественная деятельность по сохранению и развитию музыкальной культуры и искусства, культурного наследия нашла отражение в более чем пятистах публикациях разного характера.

На встречу приглашены научно-творческая интеллигенция, представители учреждений культуры и образования, студенты. Приглашаем всех желающих.

Мероприятие пройдет в рамках республиканской недели науки «Наука Чувашии в лицах».

Начало в 15.00 (конференц-зал, 137 каб.).

 Тел.: 23-02-17, доб. 138

 

Издания из фондов библиотеки для Вас:

Музыка, которую выбираю (нотные издания)

 

Справочно:

Кондратьев Михаил Григорьевич

Страницы биографии. Родился 9 августа 1948 г. в г. Владивосток Приморского края. С 1955 г. проживал в г. Канаш, с 1961 живет в Чебоксарах. Окончил теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова (1963-1967 г.; по спецдисциплинам учился у В.А. Ходяшева, Ю.А. Илюхина, О.А. Сухановой) и музыковедческое отделение теоретико-композиторского факультета Казанской государственной консерватории (1967-1972 г.; по спецдисциплинам учился у А.Г. Юсфина, Ю.В. Виноградова). С октября 1972 г. по декабрь 1973 г. находился на службе в Советской Армии.

В Чувашском государственном институте гуманитарных наук М.Г. Кондратьев работает с июля 1972 г. До 1975 г. (с перерывом на год воинской службы) – в должности младшего научного сотрудника. В марте 1975 г. переведен на должность старшего научного сотрудника. С декабря 1992 г. –заместитель директора по научной работе, с ноября 1994 г. – ведущий научный сотрудник отдела искусствоведения. С июня 1996 г. М.Г. Кондратьев становится заведующим отделом искусствоведения – главным научным сотрудником. С 2014 г.: главный научный сотрудник – руководитель искусствоведческого направления.

В 1978 г. принят в члены Союза композиторов СССР. В 1984 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения в Ленинградской гос. консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, в 1995 г. – доктора искусствоведения в Государственном институте искусствознания (Москва). Одновременно (с 1990) ведет педагогическую работу в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева, Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова. В 1992 г. избран действительным членом Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. С 1999 г. – академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

Награды и почетные звания: лауреат Премии Комсомола Чувашии в области науки и техники (1982), лауреат Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства (2004). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2008), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2019). Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики (1991), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001).

Область научных интересов: музыкальное искусство Чувашии и чувашского народа; межнациональные связи в традиционной музыкальной культуре; история и теория национальной художественной культуры.

Более сорока лет М.Г. Кондратьев исследует вопросы теории и истории профессиональной музыки в Чувашии. Им опубликован ряд монографий и статей о творчестве выдающихся деятелей культуры и искусства Чувашии (монографии о С.М. Максимове, В.П. Воробьеве, Г.В. Воробьеве, Ф.П. Павлове, статьи о Ф.М. Лукине, Г.Я. Хирбю, А.В. Асламасе и др. композиторах), прослежено развитие отдельных музыкальных жанров в современной музыке Чувашии. М.Г. Кондратьев является автором концепции национально-традиционного и национально-нетрадиционного (инновационного) стилей в творчестве композиторов. Им сформулированы вопросы о национальной композиторской школе в Чувашии («Проблема национального в музыкальном искусстве Чувашии», 1999; «Национальное просветительство и зарождение композиторского искусства в культуре народов Поволжья», 2011; «Композиторское искусство как феномен национальной художественной культуры», 2012»), изучены истории исполнительских коллективов (монография «Государственный ансамбль песни и танца Чувашской АССР: История возникновения. Этапы развития. Творческие искания, 1989) и музыкального образования (монографии «Чебоксарское музыкальное училище им. Ф. П. Павлова: История и современность», 1999; «Первая музыкальная», 2010; сборник «Музыкальное образование в культуре Чувашии. Посвящается В.М. Кривоносову», 2007).

Наряду с этим, М.Г. Кондратьев является основателем научной школы теории чувашского народного музыкального искусства. В обиход чувашской и региональной музыкальной фольклористики им введены новые понятия фундаментального уровня. В частности, поставлена проблема особой типологической природы ритмики чувашской народной музыки, позднее (в статьях 1983 г.) определенная как квантитативная система. Разработаны понятия о народной музыкально-поэтической системе, афористической краткосюжетности, фольклорно-музыкальных диалектах, музыкальных стилях в народно-песенной культуре. В статьях 1975 – 1977 года впервые описаны основные композиционные типы чувашских народных песен (многослоговая «анатри», 7–8-слоговая «такмак»), В исследовании ладов чувашской народной песни впервые описан (1976) ладозвукоряд, названный южночувашским ладом (1979), определены основные свойства чувашской пентатоники (доклад 1993 г., статья 1995 г.), предложена методика нотирования и анализа пентатонной мелодики с помощью конвенционального звукоряда (1995, 2001), принятая многими исследователями региона. На основе этих разработок сложилась методология, позволившая обобщить представления об историческом пути народной культуры в монографиях «Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма» (2007) и «Чувашская музыка в зеркале параллелей» (2018). Целью последней стало утверждение понятия о Волго-Уральской музыкальной цивилизации (введенного М.Г. Кондратьевым в статьях 2000 года).

Под руководством М.Г. Кондратьева развивается новое направление по комплексному изучению художественной культуры Чувашии (сборники статей «И.Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения», 2001; «Межнациональное пространство художественной культуры», 2003; «Художественная культура Чувашии: 20-е годы ХХ века», 2005; «Ренессанс Поволжья: Конец XIX – нач. XX вв. – период духовного возрождения народов», 2008; статья «“Новое искусство” ХХ века и художественная культура Чувашии», 2018). Обладая широким искусствоведческим кругозором, музыковед М.Г. Кондратьев уделяет внимание смежным областям художественного творчества – театральному, изобразительному, хореографическому искусствам (монография «Максим Михайлов: “Настоящий русский бас”», 2019; статьи в сборниках «Мастера изобразительного искусства», 2011; «Мастера театрального искусства», 2012; «Явление Театра народу», 2018; Александр Ангаров: Маэстро народного танца», 2011). Вопросы поэтики и поэтического творчества стали темой его монографии «Чувашская çавра юрă и ее татарские параллели» (1993) и статей «О музыке в поэзии Константина Иванова» (1990), «Типология чувашского народно-песенного сюжетосложения» (2000), «Многогранность таланта (о раннем поэтическом творчестве Ф.П. Павлова)» (2016).

Результаты исследований докладывались М.Г. Кондратьевым на республиканских, региональных, всероссийских и международных конференциях, публиковались в Чебоксарах, Москве, Таллине, Йошкар-Оле, Казани, Астрахани, Уфе, Саранске, Саратове, Новосибирске, Ижевске, вошли в курсы лекций, читавшихся в ЧГУ им. И.Н. Ульянова, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, а также в консерваториях Казани, Ленинграда, Петрозаводска.

 

Научные публикации: свыше 300 научных трудов, в том числе монографии, учебные пособия, сборники народных песен.