20 | 04 | 2024

Лекция о русской интеллигенции

лекция о русской интеллигенцииРусская интеллигенция и, особенно, ее роль в революциях 1905-1907 и 1917 гг. – тема, которая до сих пор вызывает острые дискуссии в российском научном сообществе. Ее первыми исследователями стали авторы двух философских сборников: «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), вскрывшие духовные и идейно-политические корни «революционизма» русской интеллигенции. Ключ к пониманию выдвинутых авторами сборников положений лежит не столько в текстах, сколько в контексте времени их создания, убежден доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Василий Викторович Ванчугов (г. Москва).

26 февраля на Курсах интеллектуального развития состоялась его очередная онлайн- лекция по теме: «Выбор интеллигенции: реформы, революция? Сборники «Вехи» и «Из глубины».

Фоторепортаж

Контекст того времени ярко демонстрировала реакция «интеллигентской общественности» на события русско-японской войны 1904-1905 гг. Бурную радость от поражений русской армии выражали гимназисты, студенты, учителя, профессура и другие «передовые слои общества», одержимые страстным стремлением свергнуть российское самодержавие. Для этого все средства хороши – даже поражение в войне с Японией. Антиправительственную борьбу поддерживали эмигрантские круги, в нее включились верующие («Христианское братство борьбы»). Обреченность романовской династии пытались обосновать антропологически (А.В. Амфитеатров). Однако самодержавие, пойдя на известные уступки, устояло, революция потерпела поражение. Это урок, который, по убеждению авторов «Вех», должен быть усвоен русской интеллигенцией и изменить ее приоритеты: от борьбы за внешние условия освобождения к внутреннему развитию на основе духовно-религиозных ценностей.

Революция 1917 года, начавшаяся с триумфа русской интеллигенции в феврале и закончившаяся ее крушением в октябре, показала, что этот урок усвоен не был. Смысл, причины и итоги революции получили всестороннее рассмотрение авторами «Вех» и их единомышленниками в новом сборнике «Из глубины» (1918.). В нем были подведены итоги революционного максимализма русской интеллигенции, закономерно приведшей ее к концу.

В дискуссии на лекции приняли участие эксперты Курсов интеллектуального развития: к.и.н., преподаватель Чувашского республиканского училища культуры С.В. Щербаков, доцент Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева М.В. Ганин, научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук А.С. Сараев, сотрудник Чувашского республиканского института образования О.А. Никитина, предприниматель Б. В. Скуратов. На круглом столе присутствовали студенты Чувашского государственного университета, сотрудники культурных и образовательных учреждений республики.

Вел занятие модератор курсов: к.с.н., доцент Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, руководитель Публичной школы социального знания и общественной практики А.П. Карпов.

Обсуждение вопросов, поднятых на лекции, будет продолжено на круглом столе, который состоится 12 марта в Национальной библиотеке.

Электронная регистрация: http://www.nbchr.ru Курсы интеллектуального развития