Мастера чувашской скульптуры

scan 1Образ матери - вечная тема искусства. Женская тема в скульптуре разрабатывается с незапамятных времен. Например, героинями композиций В. А. Зотикова стали молодые матери: «Колыбельная», «Мать и дитя», «Материнство»; П. С. Пупина – «Женщина с ребеном», «Чувашская мадонна», «Мать».

 В книге-альбоме Ю. В. Викторова «Мастера чувашской скульптуры» дана краткая характеристика зарождения и развития чувашской профессиональной скульптуры. Освещена творческая деятельность 22 скульпторов: Спиридонова Г. С., Кудрявцева И. Ф., Брындина А. К., Мадурова Ф. И., Егорова В. И. и др. Воспроизведены работы мастеров из собрания Чувашского государственного художественного музея, монументы и памятники, установленные в городских и сельских поселениях.

«В четырех километрах от районного центра Шемурши Чувашской Республики в лесопарке возвышаются 17 статуй. Высотой каждая от трех до четырех метров, на 12 точках. Почему именно «двенадцать»? Дело в том, что в основу создания этого монументального ансамбля положено фольклорное повествование о 12 месяцах, и каждый из них имеет свое неповторимое изображение». Названия для них скульптор Ф. И. Мадуров взял из чувашского фольклора.

Январь (кӑрлач) изображен в образе матери в древнем народном костюме, с ребенком на руках. В одной руке она держит зерно (символ познания), ребенок смотрит на зерно робко, еще не решаясь взять его в руки. Фигура матери символизирует Землю (Мать Землю), ребенок – Новый год. Февраль (нарӑс) – юноша с колесом – заложив два пальца в рот, издает долгий свист, рядом с ним – образ сил природы – старик с птицей на голове. Март (пуш) – молодая девушка, несущая миру светило…

С изданием можно познакомиться в Национальной библиотеке Чувашской Республики. Добро пожаловать!