29 | 11 | 2021

Инновации в просвещении

Добронравова, М. Инновации в просвещении / Марина Добронравова // Независимый библиотечный адвокат. – 2008. - № 4. – С. 3.

В центре внимания рубрики: деятельность публичных центров правовой информации библиотек по правовому воспитанию населения, опыт их работы по обслуживанию, а также вопросы правовой культуры пользователей.

ИННОВАЦИИ В ПРОСВЕЩЕНИИ

Главной приметой настоящего времени являются перемены. Профессиональным библиотечным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть у библиотек, избирающих инновационный путь, путь преобразований. Сегодня в Чувашской Республике модернизированы 500 библиотек, сформирован доступ к электронной информации для большей части населения республики. Утвержден Модельный стандарт деятельности общедоступной (публичной) библиотеки, разработана «Концепция развития общедоступных (публичных) библиотек Чувашской Республики (2008-2015 годы)». Проводимые в республике преобразования позволяют вести систематическую работу, направленную на повышение уровня информированности, самосознания, правовой культуры населения.

Доступ к правовой и социальной информации в республике обеспечивают 30 Публичных центров правовой информации (ПЦПИ). На базе сельских библиотек функционируют 474 абонентских пунктов правовой информации. Их услуги востребованы малым бизнесом, профессиональными юристами, сельскохозяйственными товаропроизводителями, социально незащищенными категориями граждан. Ежегодно в ПЦПИ обращается свыше 93 тысяч пользователей.

Новое видение миссии библиотеки в информационном пространстве позволило библиотекам Чувашии выполнять посредническую роль между органами местного самоуправления и населением. Библиотеки предоставляют необходимую информацию для их финансовой, экономической и организационной деятельности, становятся деловыми партнерами в творческом взаимодействии, направленном на реализацию единых целей и задач.

С целью правового просвещения населения муниципальные библиотеки используют не только традиционные, но и инновационные формы массовой и информационной работы.

Так, например, информационный центр Ядринской районной центральной библиотеки практикует проведение «Дней мэра в библиотеке». Встречи проходят в доброжелательной и живой обстановке, обсуждаются насущные проблемы жилищно-коммунального хозяйства города. Вопросы, задаваемые мэру, касаются в основном водоснабжения и других коммуникационных систем, ремонтных работ в подъездах и кровли жилых домов, уборки мусора, ремонта автодорог и тротуаров.

В целях информирования и консультирования населения по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, Чувашской Республики и работе местного самоуправления центральная библиотека г. Канаш с 2003 года ежемесячно проводит «Прямые линии». По телефону ответственные работники администрации и руководители отдельных служб города отвечают на вопросы жителей о пособиях и льготах, жилищно-коммунальных услугах, местном бюджете, общественном правопорядке и т. д. За 2007 год специалисты ответили на 165 вопросов жителей.

Эта библиотека является информационным партнером представительства Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики в г. Канаш и Ассоциации канашских предпринимателей, принимает участие в их заседаниях. Совместно проводятся общегородские информационные семинары «Дни малого бизнеса», «Дни предпринимателя». В библиотеке состоялись публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов «Об утверждении Программы социально-экономического развития города на 2007-2010 годы».

При библиотеках республики созданы консультационные пункты Управления Пенсионного фонда РФ. Специалисты районных и городских Управлений Пенсионного фонда проводят информационно-разъяснительную работу по вопросам реализации пенсионной реформы, пенсионного страхования, осуществления ежемесячной денежной выплаты.

В Ибресинской районной библиотеке действует Бюро юридической помощи для ветеранов войны, тыла и труда, инвалидов, многодетных семей и других социально незащищенных слоев населения. Им оказывается информационная помощь в решении проблем и вопросов правового характера, организуются встречи с юристами и работниками отдела социальной защиты населения, Управления Пенсионного фонда РФ.

Правовое информирование пожилых людей ведется в основном в рамках мероприятий клубов «Ветеран», «Забота», налажена систематическая работа с Домами ветеранов. В Аликовской районной библиотеке работает горячая линия доверия для пенсионеров «Задай вопрос – получишь ответ». В Шумерлинском районе проводятся выездные дни информации, специалиста, депутата.

Среди различных форм, используемых ПЦПИ Межпоселенческой центральной библиотеки Яльчикского района, особой популярностью пользуется «Общественная приемная» Пенсионного фонда РФ. Встречи сопровождаются выставками литературы. К ним готовятся различные рекламные и тематические издания малых форм.

Во многих районах разработаны программы повышения правового образовательного уровня избирателей. О высокой активности библиотек в повышении избирательной культуры свидетельствует их участие в конкурсе центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, приуроченном к выборам в Государственную Думу РФ. Сегодня библиотеки – это центры повышения правовой культуры избирателей, пропаганды избирательного законодательства.

Правовое просвещение молодежи особенно актуально и является приоритетным направлением деятельности библиотек республики. В Красноармейской межпоселенческой центральной библиотеке организована школа правовой культуры «Гражданин XXI века». Занятия школы проводятся в форме уроков права, деловых игр, часов информации. По программе «Правовое просвещение молодежи» также работает ЦГБ г. Алатырь.

Информационным центром Ядринской межпоселенческой библиотеки проводятся часы права и часы юриста для подростков на темы: «Сложная жизненная ситуация», «Я имею право», «Шаг к праву», «Права и дети в Интернете» – с посещением правовых сайтов для детей и молодежи. Используются и нетрадиционные формы: бюрократические игры, правовые тусовки во время дискотек.

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Основными направлениями профессиональной ориентации в библиотеках республики являются предоставление информации о профессиях, ориентация на выбор конкретной профессии, необходимой селу. Эта работа ведется совместно с центрами занятости.

В Батыревской межпоселенческой библиотеке проходят ярмарки профессий с представителями различных профессий. В рамках программы «Зову в свою профессию» был организован круглый стол «Стране нужны твои заботливые руки». В ЦБС г. Канаш в течение года проведены часы информации «Куда пойти учиться», «Есть такая профессия – менеджер», «Путь к профессии», а также актуальный разговор «Образование. Карьера. Успех», встречи с интересными людьми «Прикоснись к мастерству», познавательно-развлекательная программа «Все работы хороши».

В Мариинско-Посадской ЦРБ регулярно проводятся «Ярмарки вакансий» совместно с сотрудниками Центра занятости. День карьеры «Мой выбор» для молодежи, не имеющей профессии, и выпускников учреждений профобразования организован детско-юношеской библиотекой г. Новочебоксарск. В Цивильской межпоселенческой центральной библиотеке совместно с работниками правоохранительных органов проведены встречи «Как выбирать профессию?», «Представляем профессию юриста», «Зову в свою профессию».

Библиотеки Чувашии продолжают активно сотрудничать со справочно-правовыми системами. Центр правительственной связи и информации по Чувашской Республике предоставил на основе соглашения ПЦПИ и модельным библиотекам информационно-правовую систему «Законодательство России», НТЦ «Система» Спецсвязи Федеральной службы охраны России. Информационно-правовая система «Законодательство России» позволяет создавать специалистам ПЦПИ собственную полнотекстовую базу нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Чувашской Республики. Объем этой сводной базы, формируемой Национальной библиотекой, насчитывает более 12 тысяч записей.

Главная библиотека Чувашской Республики работает на основе договора о сотрудничестве с фирмой «Элис», Региональным информационным центром Общероссийской сети распространения правовой информации «КонсультантПлюс». На наш взгляд, это сотрудничество взаимовыгодное и плодотворное. Фирма «Элис» активно поддержала заявку Национальной библиотеки на отгрузку дистрибутивов систем семейства «КонсультантПлюс» для 27 районных и городских библиотек. Обновление систем происходит еженедельно силами сотрудников фирмы «Элис».

Все модернизированные библиотеки получают 2 раза в год CD «КонсультантПлюс: Высшая школа» – от Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс ООО «Фирма «Элис», также «Энциклопедию российского законодательства» – от компании «Гарант Чебоксары».

Плодотворное сотрудничество с фирмой «Элис» развивается и в плане проведения массовых правовых акций. В частности, для научных работников, преподавателей и студентов юридических и экономических факультетов в Национальной библиотеке 2 раза в год организуются презентации CD-ROM «КонсультантПлюс: Высшая Школа». Каждый участник получает этот диск.

В библиотеках республики занимательно проходят виртуальные уроки правовых знаний «КонсультантПлюс – наш первый помощник», познавательные часы «Знаешь ли ты справочно-правовую систему КонсультантПлюс?».

С использованием справочно-правовых систем издаются рекомендательные списки, информационные бюллетени, выпускаются дайджесты, буклеты по правовой тематике «Защита прав потребителей», «Социальная защита». Проходят обучающие занятия по поиску документов в правовых базах «КонсультантПлюс», «Законодательство России», «Гарант». Выпускаются методические рекомендации для сельских библиотек, описывающие особенности поиска правовой информации в электронных базах данных.

Компания «Гарант-Чебоксары» в 2007 году к общероссийскому Дню библиотек подготовила в подарок для 500 библиотек республики «Домашнюю правовую энциклопедию». В 2007 году с Национальной библиотекой совместно с этой компанией проведен республиканский конкурс среди модернизированных библиотек республики на знание программных продуктов компании «Гарант». Конкурс проходил в три тура:

I тур (дистанционный) – «Теоретические вопросы на знание справочно-правовой системы «ГАРАНТ»;

II тур (дистанционный) – «Использование справочно-правовой системы «ГАРАНТ» для решения практических ситуаций»;

III тур – «Применение справочно-правовой системы «ГАРАНТ» для решения своих профессиональных задач».

В нем приняло участие 38 библиотек, 14 из которых вышли в третий тур. Победителям были вручены ценные призы (принтер, сканеры). Все библиотеки получили дипломы участников конкурса.

С использованием справочно-правовых систем ежегодно организуется оригинальная, уникальная выставка «Снегопад новых законов». В виде снежинок пользователи информируются о новых законах, вступающих в силу или утрачивающих силу с 1 января очередного года. В каждой снежинке дается краткая аннотация на законодательный акт.

Среди инновационных проектов ПЦПИ Национальной библиотеки – создание полнотекстовой электронной базы официальных документов Чувашской Республики советского периода под оболочкой информационно-правовой системы «Законодательство России». База содержит более 1000 нормативно-правовых актов с 1924 по 1990 год.

В целях эффективного использования научного и культурного потенциала библиотек и архивов республики заключено Соглашение о сотрудничестве с РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики». Такое объединение информационных ресурсов создаст предпосылки для построения единого информационно – правового пространства. Перевод печатных документов в электронную базу данных позволит систематизировать законодательство республики, отразит общую картину становления государственности в Чувашской Республике, сформирует условия для изучения и использования ранее не востребованных документов. Значимость проводимой работы становится особенно актуальной в рамках организации региональных центров Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

Национальной библиотекой Чувашской Республики также накоплен определенный опыт совместной работы с исправительными учреждениями Чувашии по правовому просвещению. В 2005 году на Грант Президента РФ был представлен проект «Возвращение в жизнь: библиотека – центр информационно-правовой поддержки осужденных женщин», который получил поддержку и реализован в 2006 году совместно с ЛИУ №7.

Сегодня создана виртуальная справочная служба «Электронный советник», направленная на преодоление у осужденных низкого уровня знаний правового законодательства, своих прав и обязанностей. У осужденных появилась возможность задавать и получать ответы на интересующие их вопросы через начальников ОВР исправительных учреждений УФСИН РФ по Чувашской Республике посредством прямой линии «Задай вопрос специалисту». В рамках данной службы в исправительных учреждениях ежеквартально проводятся Дни правовой информации.

Совместно с сотрудниками УФСИН РФ по Чувашской Республике Национальная библиотека к Международному Дню защиты детей торжественно открыла выставку «У тюрьмы не детское лицо». Выставка проводилась с целью совершенствования воспитательной работы с осужденными.

В рамках акции «Рождество за решеткой», проводимой нами, осуществлял сбор книг для библиотек исправительных учреждений, находящихся на территории республики. Кроме того, ежегодно к началу учебного года организуется акция-месячник по сбору учебной литературы для осужденных и несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, ПЦПИ общедоступных библиотек Чувашии накоплен определенный опыт по правовому просвещению населения. Их деятельность является инновационной, успешной, плодотворной.

Добронравова М. В., зав. публичным центром правовой информации Национальной библиотеки Чувашской Республики