Библиография и маркетинг

Филиппова, Н. Е. Библиография и маркетинг / Н. Е. Филиппова // Библиография. – 2007. - № 6. – С. 48-50.


Особенности современного информационного пространства, в пределах которого функционирует библиография, заключается в том, что потребители информации ориентированы на быстрое получение нужных сведений, фактов. Обращение к спискам литературы, тем более их составление рассматривается как потеря времени. Библиография вынуждена более активно развивать новые формы, искать меру свертывания знания в соответствии с запросами, в том числе потенциальными.

Каждая библиотека стремится предоставить своим пользователям ассортимент товаров и услуг, способный удовлетворить их информационные потребности. Основным средством продвижения услуг и формирования положительного образа библиотек является маркетинг.

Производители информационной продукции стремятся к повышению эффективности собственной деятельности. Но, как отмечают маркетологи, в наше время недостаточно просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для потребителей. Библиотека должна уметь донести до целевой аудитории информацию о полезности свой деятельности, то есть заниматься организацией маркетинговых коммуникаций, или продвижением своей продукции.

С 2001 г. Национальная библиотека Чувашской Республики принимает участие в консорциуме «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС), куда входит 126 библиотек Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана, Украины. В рамках консорциума осуществляется роспись 1054 журналов, формируется Сводная база данных. Программные средства позволяют производить поиск по любому элементу библиографической записи и получать оперативно аннотируемую информацию о широком круге отечественных периодических изданий (500 тыс. библиографических записей).

Внутри проекта действует система бесплатной электронной доставки документов - статей из расписываемых журналов. Благодаря внутрикорпорационной системе электронной доставки у читателей имеется возможность бесплатного получения электронной копии любой статьи.

База данных «Сводная периодика» позволяет пользователям библиотеки получать информацию о наличии периодических изданий в чебоксарских библиотеках.

Появление электронного каталога стимулировало желание пользователей Национальной библиотеки Чувашской Республики освоить современную технику. Это важно, поскольку среди ее постоянных пользователей - преподаватели, способные внедрить современные информационные технологии в образовательный процесс. Электронный каталог способствует повышению библиографической культуры населения. Через Интернет к нему могут обращаться и удаленные пользователи. Работа по ретроконверсии позволит полнее раскрыть уникальный фонд библиотеки.

Сотрудники сектора редкой и ценной книги создает базу данных «Сводный каталог дореволюционных изданий, находящихся в Чувашии» (более 2000 записей).

Постоянное изучение информационных запросов пользователей библиотеки способствовало открытию Патентно-информационного центра, который предлагает нормативно-техническую документацию на электронных и бумажных носителях: с 1963 по 1995 гг., на электронных носителях с 1996 по 2003 гг.

В электронную базу «Технорматив» включены: национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТы), в т.ч. ГОСТы серий «Единая система конструкторской документации», «Единая система технологической документации», «Единая система программной документации», «Система показателей качества продукции» и др.; «Строительные нормы и правила», «Единые нормы и расценки», руководящие, нормативно-технические и нормативные документы различных ведомств (Газпрома, Ростехнадзора, Минпромэнерго, Роспотребнадзора, Минсвязи и прочих ведомств), содержащиеся в системе «Технорматив», в том числе документы по промышленной безопасности, нормативно-техническую документацию для строительного комплекса.

Важным направлением деятельности Национальной библиотеки Чувашской Республики является информационная поддержка культурной деятельности, создание единого информационного и культурного пространства. С развитием компьютеризации библиотека становится центром информации для всего населения республики. Одним из основных механизмов реализации этого направления в работе библиотеки является работа сектора научной информации по культуре и искусству, входящего в структуру информационно-библиографического отдела. Здесь создаются базы «Неопубликованные документы», «Кто есть кто в культуре Чувашии», «Календарь знаменательных и памятных дат».

Огромная потребность в правой информации, с одной стороны, и возможности компьютерных технологий - с другой, способствуют популярности компьютерных справочных правовых систем.

С 2002 г. в республике формируется Сводная полнотекстовая база, содержащая законодательные акты органов местного самоуправления всех районов и городов Чувашии.

Не менее важной для информационно-культурного пространства является деятельность Информационно-ресурсного центра послевузовского образования. Он способствует развитию системы поддержки молодых ученых, повышению их научной активности. Работа центра показала, что доступ к самой современной и постоянно пополняемой информации абсолютно необходим ученым и специалистам, общественным и культурным деятелям, политикам, студентам. Предоставление такой информации - одна из самых существенных функций информационно-ресурсного центра.

Для информационной поддержки целевой аудитории организован доступ к российским электронным библиотекам, осуществлена подписка на ресурсы Научной электронной библиотеки Российского Фонда фундаментальных исследований. Приобретен электронный каталог авторефератов и диссертаций Российской государственной библиотеки. Центр формирует базы данных «Вузы Чувашии», «Аспирант», полнотекстовую базу «Авторефераты диссертаций». Также предоставляется возможность работать с отечественными и зарубежными базами данных.

Для удовлетворения информационных потребностей удаленных пользователей предназначена виртуальная справочная служба. От аналогичных зарубежных виртуальных служб ее отличает публичный характер задаваемых вопросов: все заданные вопросы сразу появляются на соответствующей странице, там же через некоторое время (как правило, в течение дня) появляются и ответы. Пользователи имеют возможность находить и получать ответы на свои запросы бесплатно. Поиск ведется по русско- и англоязычным ресурсам. Работа виртуальной справочной службы показала востребованность предоставляемых услуг со стороны пользователей.

Названные информационные продукты позволяют расширить представление удаленных пользователей об информационном обеспечении интересующей их проблемы и возможных путях отбора источников.

Рост конкуренции предоставил потребителю право выбора продукции информационных служб, но одновременно затруднил реализацию этого права. Как бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха лежит ее качество. Поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей, постоянное совершенствовать свою деятельность, расширять номенклатуры продуктов и услуг, разрабатывать дополнительные услуги.