Библиотека и власть: грани взаимодействия : по материалам социологического исследования

Селиванова Т.Ф., Библиотека и власть: грани взаимодействия : по материалам социологического исследования / Т.Ф. Селиванова / Муниципальная власть. – 2006. – № 3. – С. 108-113.

БИБЛИОТЕКА И ВЛАСТЬ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(по материалам социологического исследования)

В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нашли отражение вопросы библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях (гл. 3, ст. 14). И это представляется не случайным. Муниципальные библиотеки внесли существенный вклад в развитие системы местного самоуправления посредством своего взаимодействия с населением и органами местной власти.

В свою очередь, органы местного самоуправления не менее заинтересованы в развитии общедоступных библиотек, поскольку несут ответственность за качество жизни местного сообщества, правовое воспитание и просвещение граждан, обучение их основам организации жизни в новых условиях, приобщение к культуре и информации. Как правило, органы местного самоуправления содействуют успешной деятельности библиотек: принимают меры по их технической модернизации, участвуют в их работе, поддерживают в инновационных начинаниях. Во многих сельских модельных библиотеках проходят Дни депутатов, совещания глав администраций районов и другие мероприятия.

Библиотеки Чувашской Республики предоставляют органам местного самоуправления всю необходимую информацию для их финансовой, экономической и организационной деятельности, становятся деловыми партнерами в творческом взаимодействии, направленном на реализацию единых целей и задач.

Однако сведения о том, в каком объеме представители органов местного самоуправления получают необходимую им информацию, каковы их профессиональные установки и предпочтения, практически отсутствуют. Эта проблема вызвала необходимость изучения информационных потребностей муниципальных служащих, состояния информационной базы в помощь местному самоуправлению, ее соответствия требованиям муниципальной реформы, роли библиотек в информационном обслуживании органов местного самоуправления всех уровней.

Целью исследования «Библиотека и власть. Грани взаимодействия», проведенного Национальной библиотекой Чувашской Республики в 2005 году, являлось выявление информационных потребностей специалистов органов местного самоуправления, наиболее эффективных форм и методов оказания информационных услуг, выбора приоритетного направления во взаимодействии «библиотека-власть».

Объектом исследования стали взаимоотношения библиотеки и органов власти.

Предметом исследования были выбраны информационные потребности муниципальных служащих и соответствие им информационно-ресурсной базы библиотек.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1) проанализировать состояние информационной базы;

2) определить степень удовлетворения информационных запросов;

3) выявить уровень внедрения информационных технологий в управление муниципалитетом..

Методологической основой исследования являлось социологическое обследование органов местного самоуправления и структур муниципального управления, которое предполагало:

• анкетирование представителей местного самоуправления и муниципальных служащих (глав администраций, их заместителей, руководителей ведущих отделов, специалистов и пр.);

• анализ состояния информационной базы и информационного обслуживания специалистов муниципального управления;

• изучение источников информации по теме исследования.

Помощь в проведении исследования социологической группе Национальной библиотеки Чувашской Республики оказали специалисты библиотек республики.

Исследование проводилось в 317 муниципальных образованиях Чувашии. В опросе участвовало 830 респондентов высшего, среднего и низшего уровня исполнительных и представительных органов местного самоуправления, непосредственно знающих положение дел в муниципальных образованиях, владеющих информацией о существующей системе управления, проблемах и перспективах ее развития.

Возрастные характеристики муниципальных служащих, принявших участие в опросе, следующие. Большая часть респондентов находится в самом активном и перспективном с профессиональной точки зрения возрасте – от 31 до 40 лет (40% от общего количества). Участники опроса в возрасте 41-50 лет составили 34%, каждый пятый из опрошенных старше 50 лет, молодежь до 30 лет представлена незначительно – всего 8%. Сложившийся возрастной портрет муниципального служащего репрезентативен и вполне объясним: помимо творческого потенциала идей для руководителя необходим набор личностных и профессиональных качеств, которые приобретаются с возрастом.

О профессиональном опыте и в известной степени о компетенции респондентов, свидетельствуют ответы на вопросы анкеты «Стаж работы в муниципальном образовании» и «Образование». Опыт работы свыше 10 лет имеют 45% участников опроса, до 10 лет – 20%. Третья часть опрошенных работает в муниципальном образовании от 1 года до 5 лет (35%).

Среди участников опроса 63% - специалисты с высшим образованием, 37% - со средним специальным и незаконченным высшим. В ходе исследования предстояло выяснить, пользуются ли муниципальные служащие библиотекой и как часто ее посещают. В качестве индикатора был выбран вопрос «Пользуетесь ли Вы библиотеками?», на который почти все респонденты (92%) ответили положительно. Столь высокий процент посещения библиотек муниципальными служащими свидетельствует о том, что библиотеки стали надежной опорой местных властей в организации жизнедеятельности муниципального образования. Информация, предоставляемая библиотеками, помогает развиваться управленческому звену, создает условия для их профессионального роста. Особое значение имеет и то, что в библиотеках работают квалифицированные кадры, способные находить и систематизировать информацию, создавать собственные базы данных, ориентироваться в Интернет-ресурсах.

Структура библиотечной аудитории складывается из постоянных читателей, посещающих библиотеки не реже одного раза в месяц. Отрадно, что больше половины муниципальных служащих бывают в библиотеке ежемесячно (78%), в том числе активные читатели, посещающие библиотеку еженедельно, составляют 30% опрошенных. Практически каждый день приходят за информацией 12% респондентов. Остальные не являются постоянными читателями и посещают библиотеку редко - всего несколько раз в год (22%).

На просьбу указать, какими конкретно библиотеками пользуются респонденты, 78% из них назвали сельские - по месту жительства, 15% - по месту работы.

Информационные ресурсы Национальной библиотеки Чувашской Республики востребованы 6% опрошенных, услуги электронных библиотек - 4%. Несколько респондентов в своих ответах назвали библиотеку Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства и библиотеку опытного производственного хозяйства «Колос».

Необходимо было выяснить также, с какими целями обращаются руководители и служащие муниципальных образований в библиотеку. Как следует из анализа анкет, повысить уровень профессиональной компетентности и получить новые знания по имеющейся специальности приходят 39% участников опроса, самообразования - 31%. Хотят повысить свой кругозор - 22%, желают найти что-нибудь интересное, связанное с личными увлечениями, склонностями, - 21%. В помощь общественной деятельности, учебе библиотеку используют по 15% респондентов.

Таким образом, анализ ответов позволяет сделать вывод, что профессиональные интересы и самообразование - это основные мотивы посещения библиотек специалистами органов местного самоуправления. Главы муниципальных образований, работники управленческого звена повышают свой профессиональный уровень, обучаясь в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, участвуя в стажировках и совещаниях. Библиотеки оказывают им информационную помощь, составляя библиографические списки, аналитические справки, пресс-клиппинги, осуществляя тематические подборки литературы.

Для рассмотрения вопросов, связанных с состоянием и проблемами информационного обслуживания специалистов органов местного самоуправления, прежде всего, были собраны сведения о том, насколько управленцы разных уровней и звеньев владеют информацией, где ее получают и как применяют. Муниципальный служащий должен владеть информационно-поисковыми методами деятельности технологией получения и переработки информации. Чтобы определить степень готовности муниципальных служащих к работе в новой информационной среде, им было предложено ответить на ряд вопросов. Прежде всего, социологическая группа попыталась выяснить, какой процент респондентов использует в своей профессиональной деятельности новые технологии. Результаты анкетирования показали, что половина опрошенных пользуются компьютером постоянно,18% - редко.

Во время опроса 24% респондентов указали, что на их рабочих местах компьютер отсутствует. Однако в связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ и реализацией Федеральной целевой программы «Электронная Россия» органы местного самоуправления Чувашской Республики в январе 2006 года полностью оснащены компьютерной техникой и подключены к единой информационной сети органов власти.

На следующий вопрос анкеты «Какие конкретно работы на компьютере Вы выполняете?» более половины респондентов отметили набор текстов и использование табличных редакторов, 15% - поиск в Интернете, 12% - базы данных на CD-ROM.. Переписываются по электронной почте 5% опрошенных, программируют и увлекаются web-дизайном 2%. Полученные ответы свидетельствуют о том, что компьютеры прочно вошли в практику работы управленческих структур, положили начало внедрению новых технологий, переработке и организации информации, созданию собственных баз данных.

На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в информационных услугах по вопросам местного самоуправления?» положительно ответили 61% респондентов, изредка нуждаются в информации - 34%, не нуждаются в ней -3%. Что касается каналов получения информации, то большая часть опрошенных получает необходимую для работы информацию от вышестоящих организаций (44%), от начальства, коллег по работе, из прессы (35%), от библиотек (33%). Судя по ответам, такие источники информации, как Интернет и электронные базы данных, пока не стали лидирующими. По всей вероятности, это связано с проблемой доступа к ним и относительно высокой стоимостью Интернет-ресурсов.

Для организации работы муниципальных библиотек по информационному обслуживанию органов самоуправления и жителей муниципального образования большое значение имеет наличие в структуре библиотеки специализированного информационного центра. На сегодняшний день на основании письма Администрации Президента Российской Федерации «Об организации в муниципальных библиотеках сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления» от 23 сентября 1997 года в 115 муниципальных образованиях Чувашии созданы информационные центры, которые обеспечивают муниципальных служащих необходимой экономической, юридической, правовой информацией. Между местными администрациями и библиотеками заключаются договоры, на основе которых в библиотеках республики собираются: нормативные, правовые акты, аналитические прогнозы, отчеты и другие документы органов местного самоуправления. Многие из них представляют интерес для широкого распространения и активного использования. Библиотеки собирают их в виде папок-досье, создают полнотекстовые базы данных: «Банк правовых актов местной администрации», «Местное самоуправление» и др. Создаются и используются такие пособия, как дайджесты, бизнес - пакеты, информационные списки по экономике, промышленности, культурной жизни, социальному обеспечению и другим вопросам развития муниципалитета.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления в немалой степени зависит от оперативной и качественной информации по различным вопросам жизни муниципального образования. Поэтому в ходе исследования были выявлены информационные потребности муниципальных служащих, степень их удовлетворенности качеством предоставляемых информационных услуг. На вопрос «Как Вы считаете, есть ли в библиотеках полезная для Вас информация?» 78% респондентов ответили, что они неоднократно искали и находили в библиотеке нужную информацию, 20% считают, что ее можно найти в библиотеке, хотя сами за такой помощью не обращались, 2% - сомневаются в наличии необходимых сведений в библиотеке. Как выяснилось, все-таки большинство респондентов получают всю полезную информацию в библиотеках. И это не случайно: здесь аккумулируются значительные информационные ресурсы. Библиотеки расширяют сферу деятельности, внедряют инновационные формы обслуживания, осваивая новую для них функцию консультирования населения по различным вопросам, касающимся жизнедеятельности муниципалитета, а у органов местного самоуправления появился новый канал передачи и распространения информации о своей работе. Способы получения информации самые разные. Половина участников опроса предпочитают обращаться в библиотеку и искать ее самостоятельно, 23% респондентов хотят получать ответы на интересующие вопросы непосредственно от библиотекаря, а не искать их в книгах и каталогах, 13% желают заказывать материалы по телефону, электронной почте и получать их в библиотеке, 12% отметили удобность получения материалов по электронной почте. Эффективными средствами обеспечения оперативной информацией являются пресс - дайджесты по темам запросов пользователей, аналитические обзоры, рефераты.

Реальный интерес к информации, безусловно, складывается из интереса к конкретным правовым и законодательным вопросам. Для измерения уровня потребности в официальной и правовой информации муниципальным служащим было предложено назвать наиболее важные темы официальных и правовых изданий. Ответы респондентов распределились следующим образом:

 

 Таблица 2.

Информация, используемая в профессиональной деятельности

 Варианты ответа

 %

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления  47
 Законодательные акты, регламентирующие деятельность местной администрации  34
Местные финансы, налоги и сборы  22
 Механизм и опыт работы органов местного самоуправления других регионов  21
 Социальная сфера  19
 Сохранение и развитие исторических и культурных традиций  10
 Муниципальная собственность и приватизация  9
 Рациональное природопользование и охрана окружающей среды  9
 Строительство дорог и других сооружений коммунального хозяйства  5
 Социологические исследования для муниципального управления  5
 Развитие транспорта и связи  4

Как показало исследование, руководителям и служащим органов местного самоуправления нужна исчерпывающая информация по жизнеобеспечению местного сообщества с глубокой ретроспекцией и широкой тематической палитрой и, как правило, за подобной информацией они обращаются в библиотеку. Их интересуют, прежде всего, «нормативно-правовые акты органов местного самоуправления», «законодательные акты, регламентирующие деятельность местной администрации», «местные финансы, налоги и сборы», «механизм и опыт работы органов местного самоуправления других регионов», «социальная сфера».

Высокий процент (47%) потребности муниципальных служащих в документах местной администрации еще раз подтверждает важность сбора и хранения их в библиотеках. На вопрос «Какие материалы, полезные для Вашей работы, могла бы предоставлять Вам библиотека?» 42% опрошенный указали тексты законов, решений, постановлений, 32% предпочитают получать обзоры материалов по интересующим темам, 30% - комментарии к законам в печатном виде, 20% пользуются справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России», «Кодекс». Нуждаются в сведениях о месте нахождения информации – 15%. Доля опрошенных, считающих, что все необходимые материалы можно получить из других источников, составила 5%. Кроме того, отвечая на предложенные вопросы, анкетируемые подчеркивали необходимость получения консультаций по интересующим их проблемам.

Вместе с тем проблема дефицита информационно-правового обеспечения специалистов местного самоуправления на сегодняшний день полностью не решена. Об этом свидетельствуют ответы участников опроса. В частности, сохраняется неудовлетворенный спрос на официальные и правовые документы по таким темам, как «Избирательное право», «Образование», «Экология», «Сельское хозяйство», «Избирательное право в зарубежных странах», «Семейное право». Наблюдается несвоевременное обновление справочно-поисковых систем.

Наряду с этим респонденты отметили, что они крайне нуждаются в информации об опыте работы своих коллег по организации выборов в органы местного самоуправления, развитию экономики муниципальных образований, внедрению и привлечению инвестиционных программ, про ведению реформ в различных сферах деятельности муниципального образования и др. Исходя из этого, библиотекам следует скорректировать политику комплектования документов по данным направлениям, активнее предоставлять ресурсы Интернета, базы данных, которые позволят наиболее полно выполнять профессиональные запросы муниципальных служащих.

Формирование информационных ресурсов библиотек связано, прежде всего, с резким возрастанием потребностей местной администрации в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном положении дел в районе или городе. Местная администрация обеспечивает исполнение указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации и Чувашской Республики, федерального и регионального. Исходя из этого, муниципальная библиотека формирует фонды официальных изданий местной администрации, органов государственной власти Российской Федерации, Чувашской Республики, других нормативных актов муниципальных образований: распоряжений, инструкций, уставов, постановлений, решений.

Муниципальные публичные библиотеки стали приобретать больше книг по экономике, финансам, юриспруденции, в том числе на машиночитаемых носителях, а также периодические издания правового характера: «Собрание законодательства Чувашской Республики», «Библиотека и закон», «Муниципальная власть», «Местное самоуправление» и другие издания. Как было отмечено выше, модельные сельские библиотеки имеют правовые базы данных. В то же время, вследствие недостаточности бюджетного финансирования во многих библиотеках сократилась подписка на периодические издания; библиотеки не имеют возможности выписывать достаточное количество газет, публикующих законодательные и директивные документы, отсутствует полноценное комплектование юридической, экономической, справочной литературой, CD-дисками.

Проблемы комплектования муниципальных библиотек во многом определили результаты ответов на вопрос «Насколько Вас устраивает фонд библиотеки?». Большая часть опрошенных (63%) частично удовлетворены состоянием библиотечных фондов, третья часть респондентов (32%) полностью остались довольны наполнением библиотечного фонда, 5% участников опроса библиотечный фонд совершенно не устраивал.

Такое распределение ответов свидетельствует о наличии проблемной ситуации. С одной стороны, существует высокая потребность в информации у муниципальных служащих, с другой - неспособность библиотеки полностью реализовать такие запросы, осуществлять качественное профессиональное обслуживание из-за недостаточного финансирования, отсутствия необходимой документной базы, современных технологий.

На вопрос «Какие нужные Вам издания (книги, газеты, журналы) отсутствуют в библиотеке?» респонденты назвали более 32 названий. Среди них газеты «Известия», «Парламентская газета», «Российская газета», «Труд», журнал «Муниципальная власть» и другие издания. В своих ответах респонденты также отметили отсутствие литературы по таким темам, как «Финансы, налоги и сборы», «Управление», «Законодательство России», «Право». Среди книг, отсутствующих в фондах библиотек, следующие; «Административный кодекс Российской Федерации», «Земельный кодекс Российской Федерации», комментарии к различным законам, иностранные словари, справочники. В анкетах участники опроса отметили, что в библиотеках должны быть, как уже неоднократно упоминалось, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, периодические издания российского и республиканского значения, научно-методическая литература, новые книги и журналы различной тематики.

В ходе исследования предстояло выяснить степень удовлетворенности руководителей и муниципальных служащих качеством информационного обслуживания. Поэтому в заключение опроса респондентам было предложено ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством информационного обслуживания?» Остались полностью удовлетворенными качеством информационного обслуживания 73% опрошенных, не совсем удовлетворены - 26%, полностью не удовлетворены - 1%.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что целенаправленная работа библиотек Чувашии по содействию, становлению и развитию местного самоуправления стала одним из приоритетных направлений их деятельности. Библиотеки постепенно становятся центрами, где сосредоточена информация по теории и практике местного самоуправления, осуществляется открытый, полноценный доступ к фонду официальных документов местной власти. Именно поэтому органы публичной власти теперь склонны рассматривать библиотеку как информационный центр для всего местного сообщества.

Современные сельские и городские библиотеки республики пополняют фонды официальными документами по местному самоуправлению, обеспечивают муниципальных служащих своевременной и качественной информацией, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, путем передачи документов по электронной почте, с использованием Интернета, оповещения по телефону. Неотъемлемой частью информационного обслуживания управленческого звена становятся базы данных, электронные каталоги и справочники. Сегодня сельские модельные и компьютерные библиотеки республики располагают, наряду с традиционными носителями, электронной информацией, аудио- видеоматериалами. В их фондах более 12 000 CD-дисков, 21 000 аудио- видео- документов. 86 библиотек получили доступ к ресурсам Интернета.

Результаты проведенного исследования показали, что:

• в информационных услугах по вопросам местного самоуправления нуждаются 61% муниципальных служащих;

• 73% опрошенных удовлетворены качеством библиотечного обслуживания;

• основная масса муниципальных служащих обращается в библиотеку в целях повышения уровня профессиональной квалификации и получения новых знаний, для расширения кругозора и самообразования, в учебных целях, чтобы узнать о событиях, происходящих в мире, в республике, в городе, селе;

• наиболее важной тематикой для управления муниципалитетом и принятия решений является: законодательная, экономическая, сельскохозяйственная, муниципальная собственность и приватизация, социальная сфера, местные финансы, налоги и сборы; руководящий состав муниципалитета предпочитает получать информацию в библиотеке самостоятельно. Данную форму информирования указали 50% респондентов;

• в библиотеках осуществляется сбор документов местной администрации, создаются базы данных по вопросам местного самоуправления. В целях информирования властей о новых изданиях выпускаются «Бюллетени новых поступлений», списки новой литературы муниципальной тема тики, проводятся «Дни информации», «Дни специалиста».

В то же время в функционировании эффективной информационной поддержки местного самоуправления имеются следующие проблемы, которые необходимо решить:

• отсутствие необходимого комплекса технических средств и программных продуктов, слабая материально-техническая база для поддержания информационно-правовых данных, отсутствие качественных каналов Интернет затрудняют доступ к информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений. В республике на сегодняшний день имеют компьютеры и телефоны чуть более 20% сельских библиотек;

• информационно-ресурсная база библиотек не полностью соответствует запросам муниципальных служащих:

• во многих сельских библиотеках Чувашии отсутствуют законодательные и нормативные акты местных администраций, не выработаны критерии отбора документов;

• в связи с недостаточным комплектованием и подпиской на периодические издания фонды библиотек не в полной мере отвечают информационным потребностям муниципальных служащих. Сохраняется неудовлетворенный спрос на официальные и правовые документы по избирательному праву, образованию, экологии, сельскому хозяйству, семейному праву;

• справочно-правовые базы данных «КонсультантПлюс», «Законодательство России» в некоторых модельных, библиотеках обновляются нерегулярно из-за нерасторопности сотрудников информационных центров:

• в библиотеках отсутствует информация об опыте работы других органов местного самоуправления.

Таким образом, библиотекам необходимо в рамках реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» и информационного обеспечения муниципальных служащих:

1. Разработать эффективную систему информационного обслуживания органов местного самоуправления, муниципальных служащих с использованием традиционных и новых информационно-библиотечных услуг.

2. Участвовать в составлении совместных социальных программ и проектов, способствующих дальнейшему развитию библиотек, более качественному и эффективному обслуживанию муниципальных служащих.

3. Развивать библиотечные исследования как один из эффективных способов формирования взаимоотношений между библиотеками и органами местного самоуправления. Выработать механизм систематического изучения информационных потребностей муниципальных служащих (мониторинг потребностей, их систематизация).

4. Обеспечивать органы местного самоуправления информацией, необходимой для принятия решений при формировании стратегии и политики в области социальной, экономической, коммерческой и иной деятельности. С целью знакомства сотрудников администрации с информационными возможностями библиотек, новой литературой активнее использовать методы индивидуального и группового информирования, проводить Дни муниципальных работников, Дни информации, Дни специалиста.

5. Развивать информационные технологии для получения, хранения, предоставления нормативно-правовых документов органов местного самоуправления. Создавать библиографические и полнотекстовые базы данных по вопросам местного самоуправления и жизнедеятельности муниципальных образований.

6. Формировать актуальные информационные ресурсы в помощь развитию муниципалитетов. Обеспечить подписку на газеты «Известия», «Парламентская газета», «Российская газета», «Труд», журнал «Муниципальная власть» и другие. Приобретать документы на различных носителях информации, комплектовать фонды библиотек нормативными и законодательными документами федеральных и местных органов власти.

7. Выявлять и изучать информационные потоки по вопросам местного самоуправления. Проводить анализ формирования, сохранения и использования муниципальных информационных ресурсов.

8. Собирать информацию об опыте работы муниципальных образований Чувашской Республики и других субъектов Российской Федерации.

9. Регулярно осуществлять обновление правовых баз данных «КонсультантПлюс», «Законодательство России» и др.

10. Вести систематическое информирование населения о вновь принятых органами местного самоуправления нормативных документах через различные формы библиотечной работы и средства массовой информации.

XXI век называют веком информации. Она дает возможность принять правильное решение, что особенно важно для руководителя. Исследование показывает, что ценная информация, полученная представителями местной власти из библиотек, работает, прежде всего, на библиотеку, вызывая интерес к ней, повышая ее престиж. И только там, где местные власти понимают, что без информации, а значит - без библиотек, невозможно развитие местного сообщества, можно говорить о состоявшемся их взаимодействии.