16 | 09 | 2024

Книги — «отражение жизни души» (о коллекции изданий Николая Дронникова)

Николаева Т.А. Книги — «отражение жизни души» (о коллекции изданий Николая Дронникова) // Библиотековедение.- 2006. -№1. – С.64.


В фондах редких изданий Национальной библиотеки Чувашской Республики немало уникальных книг, ценных книжных собраний. Одно из них - дарственные книги и книги с автографами, среди которых особо выделяется коллекция изданий Николая Дронникова - русского художника, писателя и издателя, живущего во Франции, в Иври - пригороде Парижа. Необычные книги, альбомы, открытки подарены библиотеке в разные годы самим Н.Е. Дронниковым и народным поэтом Чувашии Геннадием Айги, давним другом нашей библиотеки.

Знакомство Николая Егоровича с Национальной библиотекой началось в 1995 г. именно с легкой руки Г. Айги. Поэт передал сборники своих стихов, изданные Дронниковым, в дар сектору ценных и редких изданий (ЦРИ). Книги заинтересовали сотрудников библиотеки, готовивших библиографический указатель, посвященный творчеству Г. Айги. Завязалась переписка, возникла идея организовать персональную выставку его книг. Вслед за этим библиотека получила в дар от Н. Дронникова 15 новых книг, среди которых было и издание «Русский в Париже».

Вечер, посвященный творчеству Н. Дронникова, состоявшийся в Национальной библиотеке в ноябре 1996 г., так и назывался: «Русский мастер в Париже». О художнике, его жизни и творчестве говорили Г. Айги, известный чувашский литературовед А. Хузангай и друзья Дронникова еще по московской студенческой жизни — народный художник Н. Адылов (Республика Татарстан) и художник В. Голубев (Санкт-Петербург). Заочное знакомство с мастером завершилось показом видеоочерка режиссера В. Карссем (Корсаков).

Вечер широко освещался в местной прессе. Николай Егорович, получив материалы, незамедлительно откликнулся: «Радость от вечера... безмерна. Низкий поклон всем организаторам, и дай Вам Бог счастья и здоровья! Как ни тяжко бывает, а теплое солнце Чувашии обогревает и вливает силы...».

С тех пор большие конверты со штемпелем Парижа приходят в Национальную библиотеку регулярно. Николай Егорович всегда интересуется ее деятельностью, жизнью города и республики, живо реагирует на все события, присылает поздравления с праздниками и свои новые издания. Письма его, как и книги, - необычны: с иллюстрациями автора, часто на открытках собственного производства, с вырезками из газет русской эмиграции. В архивном фонде сектора ЦРИ эти послания занимают особое место, вместе с книгами экспонируются на выставках.

Октябрь 2000 г. принес долгожданную встречу с Николаем Дронниковым на чувашской земле. К 70-летию мастера в Чувашском государственном художественном музее состоялась большая выставка его работ, среди которых были и книги (33 наименования). Дронников попал в атмосферу любви и признания, которой окружила его Чувашия.

Позже, на одной из принесенных в подарок книг, Г. Айги оставит свой автограф: «...а на Адале-Волге/ все так же/ чудное цветенье невиданной Осени — / эти Дронниковские дни в Шубашкаре...».

Вместе с Геннадием Айги Николай Егорович пришел в Национальную библиотеку на встречу с представителями чувашской интеллигенции и, конечно, принес новые дары: картины — музею, книги — библиотеке.

Так началось формирование собрания изданий Н. Дронникова в Национальной библиотеке Чувашской Республики. Коллекция, содержащая сегодня более 60 изданий, неоднородна и неординарна во всех отношениях. Трудно определить их как традиционные книги и альбомы — уж очень они нестандартны. Специалисты пытались определить вид этого издания как «жанр искусства: рукотворная Книга - Дронников, Париж» (А. Хузангай), отмечали, что «жанр подобного явления, как книги Дронникова, с рисунками, стихами и краткими записями, остался открытым вопросом... ведь подобные «отражения жизни души» могут определяться весьма условно».

Видимо, по отношению к таким изданиям стоит ввести особый термин — «дронниковская книга». В чем же уникальность дронниковской книги, которая своим появлением вдохновляет А. Хузангая на изящные литературоведческие (и отчасти книговедческие) эссе, служит предметом постоянного обсуждения и, увы, представляет немалую трудность для библиографического описания? Это и необычные материалы для переплетов и суперобложек — ткань и фольга («серебряные» книги — по Хузангаю), качественная мелованная бумага и простой картон; в одном издании листы могут быть разных цветов, размеров, иногда с нарочито неровно обрезанными краями, из различного материала, например из холста, кальки, разлинованных тетрадных листов. Книги есть и сшитые, и на разрозненных листах, и в виде альбома, комплекта открыток или все это вместе собрано в одном издании... Разнообразны форматы: от полуметровых альбомов до небольшой открытки. И, пожалуй, удивительнее всего - шрифты, которыми набраны тексты, частое их смешение по размеру и рисунку, что, впрочем, не мешает, а наоборот, настраивает на определенное прочтение текста, дополняет и по-своему выражает его.

Есть, правда, этому и прозаическое объяснение. Громко названное «Издательство Дронникова» поначалу было скромной личной мастерской («скрипторий» - по Хузангаю) со списанным типографским оборудованием и набором разрозненных шрифтов. А штат сотрудников — жена Аньес, помощник А. Корляков, сын Гриша. Поэтому и экземпляры книг всегда были и есть - штучными, хотя сейчас уже создаются с помощью компьютера. Тираж их редко превышает 200, обычно это 25 - 100 экземпляров, каждый пронумерован самим издателем, порой даже раскрашен лично. Поистине каждая книга рукотворна, любовно и трогательно продумана и создана им самим.

Уникальность каждого экземпляра невероятно возрастает за счет вкладных и вшитых (вклеенных) листов с автографами и корректурами - обычно самого издателя и Г. Айги. Нередко в книгах встречаются страницы с ксерокопиями статей о Дронникове, писем к нему и его же рукой написанные пояснения.

Коллекцию изданий Дронникова в фондах Национальной библиотеки Чувашской Республики условно можно разделить на несколько групп. Самая большая — это книги Г. Айги и о Г. Айги - более 20 наименований, около 40 экземпляров. В этом еще одна особенность дронниковской книги: издание может принимать самые разные формы. Например, книга «Поклон пению» издана в виде собственно книги (500 экз.), набора открыток (50 экз.) и альбома с рисунками (35 экз.). Как уже отмечалось, каждый экземпляр в фондах библиотеки отмечен своими особенностями: автографами, факсимиле авторов, рисунками Дронникова, оригинальными и сделанными уже на готовой книге, и оттого - рисунки разные. О художественном оформлении книг Айги говорилось немало. Так, журналист А. Лебедев задавался вопросом: «Что такое эта книга - стихи, иллюстрированные портретами их создателя, или абрисы поэта, украшенные его стихами?». Как ответ на это звучит размышление поэта А. Мирзаева: «Портреты Айги, выполненные Николаем Дронниковым, - не иллюстрации к стихам, не графическое дополнение к ним. Эти удивительные рисунки правильнее было бы назвать стихопластическими композициями, в которые входят поэтические тексты, образуя то незримое, что делает [книгу] Абсолютной и Разумной...».

То же можно сказать и обо всех рисунках Н. Дронникова в его книгах, которые всегда больше, чем иллюстрации, но это уже область исследования искусствоведов. Невозможно не отметить в этой группе изданий еще три шедевра книжного искусства, подаренные нам художником. Это уникальные книги-портреты к 60-летию Г. Айги. В них всего один или два листа с оригинальным портретом поэта и его рисунком. Но эти листы вдвое больше альбомных, помещены в тонкую бумагу, затем в обложку (с непривычной для Европы надписью по-чувашски «Айхи 60») и еще в черную (золотую внутри) глянцевую суперобложку с золотой шнуровкой. Каждая книга существует в единственном экземпляре - мечта любого библиофила!

Последней по времени издания и появления в данной части коллекции стала книга «Сон-свет», выпущенная в 2003 г. тиражом 35 экземпляров. Она включает в себя две части: альбом графики Н.Е. Дронникова «Путешествие в Африку» и иллюстрированные им избранные стихи Г. Айги 1965—2002 годов.

Все издания этой группы вошли в подготовленный Национальной библиотекой библиографический указатель «Геннадий Айги», а также вместе с портретами и зарисовками мастера отражены на CD-ROM «Г. Айги. Поэзия тишины». Неоднократно книги экспонировались на книжно-иллюстративных выставках в самой библиотеке: «Французский художник и чувашский поэт: грани творчества», «Айгиниана», «Из коллекции даров Г. Айги и Н. Дронникова», а также в экспозиции на межрегиональной выставке «Печатный двор Чувашии» как образцы полиграфического искусства.

Вторую по численности группу в коллекции составляют издания серии «Портреты современников». В них наряду с репродукциями картин, портретов, зарисовок и факсимиле писем публикуются воспоминания, стихотворения, отрывки из книг и пр. Среди героев — Александр Солженицын, Виктор Некрасов, Иосиф Бродский, Софья Губайдуллина, Булат Окуджава, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Геннадий Айги, Михаил Сеспель и многие другие предстают на страницах книг такими, какими их представляет себе художник. Последним по времени появления изданием этой серии является набор открыток «Волга» (2001) с графическими работами передающими впечатления Дронникова от пребывания в Чебоксарах и Казани. Галерея портретов пополнилась образами А. Хузангая, Н. Адылова, А. Айги и Г. Айги.

Особая группа изданий - «парижская». Это трилогия «Голгофа» — «Голодный псалом», «О Париж», «Каторга Парижа» и наборы рисованных открыток из серии «Клошары».

Отдельная часть коллекции - проза самого Дронникова и книги о нем. «Русский в Париже», «У Шагала», «Статистика России 1907—1917: Записная книжка Николая Дронникова», «Литературные приложения к "Статистике"» - это небольшие рассказы, воспоминания и размышления автора, отражающие его отношение к жизни. О личности и творчестве Н. Дронникова рассказано в книгах «Семь дескрипций к образу русского мастера в Париже» А. Хузангая (2000), «Николай Дронников: Каталог выставки, посвященной 70-летию со дня рождения художника» (2000), где есть главы «Художник о себе» и «Посвящения художнику». Последняя из этой группы книга - «Русский подсолнух в Иври» В. Амурского (2002), в которой рассказывается и о пребывании Дронникова в Чебоксарах. Такие совсем небольшие по объему книги, несколько автопортретов в разных изданиях, да два тоненьких каталога-проспекта на французском - все, что художник счел нужным сказать о себе. Скупые сведения, короткие и емкие строчки-послания, строго подобранные графические работы - свидетельство скромности и величия настоящего Мастера.

Коллекция изданий Николая Дронникова - предмет особой гордости Национальной библиотеки Чувашской Республики, так как его книги-раритеты находятся, в основном, в частных коллекциях в различных странах мира. В книжные магазины поступает лишь небольшое количество экземпляров. Поэтому широкие круги читателей зачастую о них не знают. Читатели Национальной библиотеки Чувашской Республики имеют исключительную возможность увидеть, исследовать эти уникальные книги в секторе ценных и редких изданий.

Николаева Татьяна Александровна, заведующая сектором редкой и ценной книги НБ ЧР