18 | 04 | 2024

Виртуальная выставка "Инициативное бюджетирование"

inic bydgetИнициативное бюджетирование - общее название, используемое для обозначения совокупности практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в Российской Федерации, объединенных идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан.

Официальные документы

Официальные ресурсы

Опыт субъектов Российской Федерации

Профессиональные программы повышения квалификации

 

Официальные документы 

Документы Российской Федерации

Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации 

Документы Чувашской Республики

Указ Главы Чувашской Республики от 30 января 2017 г. № 7 «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах»

Государственная программа Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики»

Постановление от 22.02.2017 № 71 «О реализации на территории Чувашской Республики инициативных проектов»

Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов, бюджетам муниципальных округов на реализацию инициативных проектов

 

Официальные ресурсы 

Инициативное бюджетирование // Министерство финансов Российской Федерации : официальный сайт. – [Москва, 2022]. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/reforms/budget/budget_citizen/proactive_bud/

Инициативное бюджетирование является одним из наиболее перспективных и активно развивающихся за последние годы направлений проекта Министерства финансов Российской Федерации «Бюджет для граждан». 

Портал по инициативному бюджетированию // Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации. – [Москва, 2022]. – URL: https://budget4me.ru/about.php

Информационно-просветительский ресурс, созданный. Его цель: стимулирование развития инициативного бюджетирования на территории Российской Федерации, а также распространение опыта лучших российских проектов инициативного бюджетирования. 

Инициативные проекты // Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики : официальный сайт. – [Чебоксары, 2022]. – URL: https://agro.cap.ru/action/activity/iniciativnoe-byudzhetirovanie 

50 вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие / В. В. Вагин, К. В. Поминова, и соавт.  Москва: Филинъ, 2018. – 86 с.

Издание выполнено в рамках работ направления «Инициативное бюджетирование» Комитета гражданских инициатив; впервые в Российской Федерации в доступной для понимания форме описывает основное содержание деятельности по участию граждан в бюджетном процессе. Предназначено для консультантов проектов инициативного бюджетирования, гражданских активистов, работников органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Опыт субъектов Российской Федерации 

Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И.Е. Шульга, В.В. Вагин, Г.Н. Хачатрян, А.С. Сухова, Л.А. Шилов, Н.В. Гаврилова, Н.А. Шаповалова – М.: «Алекс», 2017 – 124 с.

Обзор российского опыта в области развития инициативного бюджетирования в России, под которым понимается совокупность практик вовлечения граждан в бюджетный процесс, объединенных общей идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет расходов бюджета, и последующем контроле за реализацией отобранных проектов. В ней раскрывается исторический контекст развития инициативного бюджетирования в России, подробно описаны основные практики – Программа поддержки местных инициатив Всемирного банка и Партиципаторное бюджетирование Европейского университета в Санкт-Петербурге, и также описаны институциональные, управленческие, финансово-экономические и социальные эффекты и намечены перспективы развития данного направления.

Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2020 год

Лучшие практики инициативного бюджетирования в Российской Федерации 

Статьи из научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU 

Инициативное бюджетирование в Российской Федерации: этапы развития и социально-экономическая эффективность от внедрения / Н. В. Лихолетова // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020.  № 2-2 (36) С. 121-129.

Общемировым трендом на сегодняшний день является участие граждан в процессе принятия управленческих решений на муниципальном уровне. Инициативное бюджетирование является важным направлением в развитии отношений между государством и население, где приоритетом выступают социальные проекты. Актуальным является вопрос о том, как выстроить связь граждан с бюджетом страны, регионов, муниципалитетов. Инициативное бюджетирование позволяет устранить данные проблемы и увеличить прозрачность бюджета. Увеличение числа регионов, внедряющих практику инициативного бюджетирования, является главной целью Министерства финансов России. 

Инициативное бюджетирование как фактор социально-экономического развития сельских территорий (на примере районов Республики Башкортостан) / Ад. А. Барлыбаев., Аз. А. Барлыбаев, И. А. Ситнова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 218-222.

В статье представлены результаты исследования участия сельских муниципальных районов в самой масштабной практике инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан - Программе поддержки местных инициатив (ППМИ) в 2020 году. Были проанализированы уровень вовлеченности и качество подготовки проектов сельских поселений региона, произведено ранжирование районов по указанным показателям. Также была проведена оценка источников финансирования проектов - победителей конкурсного отбора ППМИ. Установлено, что основыми источниками финансирования являются средства регионального и местных бюджетов, при этом имеется тенденция к увеличению софинансирования проектов населением. Проведен анализ типологии проектов, при этом выявлено, что наибольшее количество проектов сельских поселений, победивших в 2020 году, было связано с обустройством мест захоронений, ремонтом дорог, благоустройством территорий, ремонтом учреждений культуры и образования. В ходе исследования была выявлена значительная дифференциация между сельскими муниципальными районами в части реализации проектов ППМИ. Авторы показывают на эффективность инициативного бюджетирования как инструмента финансирования социальных проектов на селе и указывают на целесообразность увеличения объемов бюджетного софинансирования проектов инициативного бюджетирования и дальнейшего расширения масштабов вовлечения в ППМИ сельских населенных пунктов. 

Общественное зравоохранение через инициативное бюджетирования / Д. А. Парамонов, И. И. Паламарчук // Журнал Бюджет. – 2021. – № 4 (220). – С. 69-71.

В Ступино принята Стратегия развития общественного здравоохранения. Основным инструментом ее реализации помимо муниципальных программ стало инициативное бюджетирование. 

Особенности развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге / Н. Г. Лукьянова // Финансовый журнал. – 2021.  Т. 13, № 2. – С. 61-69.

Статья посвящена обобщению опыта реализации практик инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге за пятилетний период, роли и формам вовлеченности граждан в принятие бюджетных решений. Инновационная форма общественного обсуждения через участие граждан в работе бюджетной комиссии позволила не только привлечь значительное число граждан к решению проблем мегаполиса, но и повысить эффективность расходования бюджетных средств. Особое внимание в статье уделяется апробации нового вида общественного участия в развитии городской среды – соучаствующему проектированию, одним из эффектов которого является возможность привлечения внебюджетных источников финансирования. Практика соучаствующего проектирования уже сейчас востребована среди потенциальных инвесторов и показала хороший результат в проектах, направленных на развитие и благоустройство вновь застраиваемых территорий. Также оказались успешными практики школьного инициативного бюджетирования, в рамках которых школьникам (старшеклассникам) было предложено проработать проекты не только развития школьной инфраструктуры, но и развития территории районов Санкт-Петербурга. Полученный опыт позволил выявить основные недостатки и преимущества разных практик, которые будут учтены при их масштабировании.

Практика и проблемы инициативного бюджетирования в Новгородской области / Т. Д. Маковник // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. – 2021. – Т. 11, № 1 (13). – С. 54-67.

Статья посвящена исследованию реализации практики инициативного бюджетирования в Новгородской области. Рассматривается механизм софинансирования проектов, предложенных населением. Проанализированы динамика вовлечения городских и сельских поселений Новгородской области в реализацию проекта ППМИ, охват муниципальных образований Новгородской области проектами ППМИ, а также типология проектов ППМИ. Данные показатели проанализированы за период 2018-2020 годы.

Развитие инициативного бюджетирования в Кировской области / Е. С. Сизова // E-Scio. – 2020. – № 4 43). – С. 169-173.

Данная статья посвящена определению направлений деятельности Кировской области в сфере инициативного бюджетирования.

Развитие инициативного бюджетирования и его влияние на финансовую и бюджетную безопасность региона / И. В. Баранова // Сибирская финансовая школа. – 2022. – № 1 (145). – С. 64-71.

В статье рассмотрено инициативное бюджетирование как инструмент обеспечения участия граждан в бюджетном процессе, фактор роста собственных доходов региональных и местных бюджетов, влияние развития инициативного бюджетирования на финансовую и бюджетную безопасность региона и муниципального образования. Проведен анализ динамики практик инициативного бюджетирования, реализуемых в РФ, выявлены субъекты РФ, лидирующие по финансовому обеспечению проектов инициативного бюджетирования в 2020 г. В формализованном виде представлено влияние инициативного бюджетирования на финансовую безопасность региона и муниципального образования. На примере города Новосибирска дана оценка финансовых коэффициентов, характеризующих уровень бюджетной безопасности, и представлены перспективы развития инициативного бюджетирования, которое будет содействовать обеспечению финансовой и бюджетной безопасности регионов и муниципальных образований.

Реализация проектов инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан: анализ результатов, мониторинг за период 2016-2019 гг. / Р. Р. Асылгужин, Л. Ф. Насретдинова, Э. Ф. Абдрахимов, О. Г. Пестова // Евразийский юридический журнал. – 2019. – №. – 11 (138). – С. 385-386.

Анализ организации конкурсного отбора за достаточно продолжительный период дает возможность идентифицировать «узкие места» реализации процесса инициативного бюджетирования и выявить причинно-следственные связи, способствующие их возникновению в целях тактической и стратегической корректировки процессов и непрерывного совершенствования организационно-функциональной составляющей регионального проекта.

Риски и особенности реализации инициативного бюджетирования в городских округах / М. В. Кураколов, М. А. Шевелев // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2019. – Т. 6, № 1. – С. 35-64.

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации практик инициативного бюджетирования в городских округах. Процессы, оказывающие значительное влияние на развитие процедур вовлечения граждан в решение вопросов местного значения. Рассмотрена проблема отступление от принципов партисипаторной демократии, на соблюдении которых должна базироваться реализация проектов инициативного бюджетирования, возникновение рисков неэффективности муниципального и государственного управления и снижения доверия к власти со стороны населения. Представлен процесс формирования действующих механизмов инициативного бюджетирования в крупных муниципальных образования, актуальность комплексного междисциплинарного анализа действующих моделей на территории Российской Федерации. Обосновывается актуальность инициативного бюджетирования как инструмента формирования инициативных граждан для решения волнующих их проблем. 

Социально-экономические эффекты реализации практик инициативного бюджетирования / А. А. Барлыбаев, М. Ю. Сазыкина, Э. Р. Мамлеева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-3. – С. 463-468.

В статье представлен анализ экономических результатов и социальных эффектов реализации механизма инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан «Программы поддержки местных инициатив» в 2016-2020 гг. На основе данных мониторинга реализации программы поддержки местных инициатив выявлены особенности, проблемы и перспективы реализации данной практики в регионе: наблюдается рост количества подаваемых на конкурсный отбор заявок, что свидетельствует об интересе населения к данной программе; сокращается количество победителей конкурсного отбора ППМИ, что обусловлено уменьшением объема субсидии Министерства финансов РБ выделяемой на финансирование ППМИ до 400 млн. рублей; сложившаяся тенденция снижения соотношения вложенных в реализации ППМИ бюджетных средств на 1 рубль внебюджетных поступлений (средств спонсоров и населения) с 4,48 рублей до 3,84 рублей наблюдаемая в 2016-2019 гг., в 2020 году была нарушена, из-за удорожания средней стоимости реализуемых проектов и значительных сложностей в привлечении внебюджетных средств в условиях введения в стране санитарно-эпидемиологических ограничений.

Целеполагание молодежных практик инициативного бюджетирования / Н. Г. Иванова, В. А. Федосов // Финансовый журнал. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 83-92.

Инициативное бюджетирование в Российской Федерации переживает новый виток развития. Практики инициативного бюджетирования, которые внедряются публично-правовыми образованиями, становятся все более разнообразными. В некоторые из них происходит вовлечение лиц, которые по тем или иным причинам мало представлены в стандартных практиках, например людей с ограниченными возможностями, молодежи и т. д. Авторы проводят исследование развития практик инициативного бюджетирования для молодежи, выделяют характерные для них особенности, обобщают зарубежный и российский опыт. Ключевым аспектом разработки дизайна практики инициативного бюджетирования является ее целеполагание. В статье систематизируются цели практик инициативного бюджетирования для «взрослых»и на основе имеющихся данных определяются приоритеты целеполагания для практик молодежного инициативного бюджетирования. Обосновывается связь между практиками инициативного бюджетирования для молодежи и программами повышения бюджетной грамотности.

Цифровые технологии в инициативном бюджетировании / Н. С. Гегедюш, Е. В. Масленникова // Муниципальная академия. – 2021. – № 1. – С. 125-132.

Вовлечение жителей в инициативное бюджетирование в период пандемии Covid-19 осложнилось ввиду введения ограничений на личные контакты, которые являются неотъемлемой частью проектов поддержки местных инициатив. Минимизировать риск приостановления процедур инициативного бюджетирования позволяет применение современных информационно-коммуникационных технологий. В настоящей статье представлен анализ региональных практик использования цифровых технологий в проектах поддержки местных инициатив в России, описаны модели функционирования специализированных порталов и перспективные платформенные цифровые решения.

 

Профессиональные программы повышения квалификации 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Инициативное бюджетирование»