Поощряем творческую мысль

Балкова, И. В. Поощряем творческую мысль / Ирина Викторовна Балкова // Библиотечное дело – XXI век : науч.-практ. сб. – Москва. - 2002. – С. 166-170.

 

Изменения в библиотечном деле происходят столь стремительно, что вслед за новыми профессиями (администратор баз данных, маркетолог, социолог и др.) появляются и новые возможности самовыражения. В Национальной библиотеке Республики Чувашия более десяти лет успешно проводится ежегодный конкурс рационализаторских предложений, который помогает осваивать современные информационно-библиотечные технологии, повышать персональную ответственность сотрудников за свою работу. К рассмотрению на конкурс принимаем любые внедренные предложения, связанные с усовершенствованием технологических операций, освоением нового оборудования, качественным повышением уровня обслуживания читателей. Это также могут быть внеплановые публикации, выступления на всероссийских совещаниях и международных конференциях и т. п.

Главные критерии оценки новшеств, которыми руководствуется конкурсная комиссия: самостоятельность разработки, целесообразность применения ее в библиотеках и степень достигаемых в результате этого социальных и экономических эффектов, сокращения сроков выполнения работы без снижения ее качества, научной организации труда, экономии материалов, электроэнергии, денежных средств, удовлетворения потребностей населения.

Первое место присуждаем за самостоятельно разработанное новшество, способствующее повышению производительности труда, экономии времени и улучшению качества работы и которое по этим причинам может быть рекомендовано для внедрения в республике, стране. Второе место обычно даем за предложение, родившееся в процессе изучения профессиональной литературы или деятельности другой библиотеки, усовершенствованное или переработанное с учетом своих собственных условий работы. Если такое предложение содействует совершенствованию основных функций библиотеки и повышению качества ее деятельности, то оно может быть рекомендовано для применения в масштабах города, района. Обладателями третьего места становятся авторы предложения, выявленного и внедренного без принципиальных изменений и способствующего совершенствованию функций отдела, рационализации какого-либо библиотечного процесса или отдельной операции, более четкой организации труда, в масштабах отдела библиотеки.

На конкурс ежегодно подается 5-6 заявок. Призовые места, как правило, занимают предложения отделов информационно-библиографического, научно-исследовательской и методической работы, комплектования и обработки, маркетинга и инноваций, национальной литературы и библиографии Чувашии, МБА, читального зала и абонемента. Коллективные и совместные заявки в последнее время заменили индивидуальные. Их авторами являются заведующие отделами и секторами, ведущие специалисты. Это говорит о повышении роли личностного фактора в инновационном творчестве.

В большей степени рационализируются такие направления работы, как библиографическая деятельность, подготовка законопроектов и целевых программ, внебюджетное финансирование, обслуживание читателей, формирование фондов, НИР. К сожалению, в этой работе почти не участвуют наши технические службы, отдел автоматизации, где трудятся высококвалифицированные специалисты и имеется немало резервов для совершенствования.

Победителей обязательно награждаем. Информацию о результатах конкурса помещаем на доске объявлений. Авторов предложений, получивших положительную оценку комиссии, поощряем денежными премиями или оплачиваемыми отпусками от двух недель до нескольких дней. Заведующая информационно-библиографическим отделом в качестве поощрения за первое место в конкурсе стала участником международной конференции «Крым — 98».

Рассмотрим несколько конкретных рационализаторских предложений, внедренных за последние годы. Как известно, большинство учащейся молодежи испытывает затруднения в пользовании библиотекой. Сведений, получаемых в ходе экскурсий, оказывается недостаточно. Суть одного из предложений заключается в подготовке информационного приложения к читательскому билету. В него включена краткая информация о библиотеке и ее отделах, перечень основных услуг, сведения о системе каталогов и картотек, выписка из Правил пользования, а также блок-схема «Библиографический поиск». Таким образом, между читателем и библиотекой происходит взаимный обмен сведениями, что экономит время посетителя, помогает ему в поиске информации и служит началом плодотворного библиотечного диалога. Другая интересная форма работы, представленная на конкурс отделом биологической, медицинской и сельскохозяйственной литературы, - персональная благотворительная выставка-продажа «Цветы мира и мир цветов» Сергея Владимирова. На ней, кроме литературы, экспонировали цветы, посадочный материал, удобрения, цветочную посуду, аксессуары цветочной аранжировки. Выставка организовывалась как платная, но посетителей было много. Деньги, полученные от продажи входных билетов и от спонсоров, передали детскому дому для глухих и глухонемых.

Отдел национальной литературы и библиографии Чувашии получил призовое место за календарь знаменательных дат нового образца, который возрождает традиции первого чувашского календаря. На следующий год отдел представил предложение по текущему библиографическому информированию по проблеме «Чувашия в российской прессе» в форме ежемесячных дайджест-обзоров на страницах газеты «Советская Чувашия». Регулярные публикации в самой популярной республиканской газете позволяют ознакомиться с материалом большому кругу читателей, экономят их время, повышают авторитет библиотеки.

Первой и второй премиями мы отметили разработку инвестиционного проекта информационного и культурного центра «Чувашская книга» и проекта закона Республики Чувашия «Об обязательном экземпляре документов». Поскольку инвестиционный проект был самостоятельной разработкой и принес реальный экономический эффект, он получил первое место. Законопроект был составлен на основе федерального, и его выполнения полностью пока не удается добиться. Поэтому комиссия единодушно присудила ему второе место.

Ежегодно на конкурс поступают предложения о новых формах абонементного обслуживания. Уже разработаны нашими сотрудниками абонементы дипломника, научной и учебной литературы, деловой литературы, пресс-абонемента. Данные комфортные услуги, экономящие время читателей и требующие от нас значительных трудозатрат, предоставляются на условиях дополнительной оплаты. И хотя они приносят определенный экономический эффект, мы не всегда поощряем эти предложения, так как зарабатывание денег — не самоцель, а вынужденная мера.

Участие в конкурсе рационализаторских предложений стало частью нашей работы. Ежегодно отделы анализируют свою деятельность на предмет внедрения инноваций. Сотрудники стараются читать больше профессиональной периодики (ведь и сама идея конкурса пришла из журнала «Библиотековедение»), с энтузиазмом воспринимают и развивают любую творческую мысль, направленную на развитие библиотеки, совершенствование ее основных функций.