27 | 09 | 2022

Встреча с народным мастером Николаем Фомиряковым

ФомиряковСтало доброй традицией проведение Национальной библиотекой Чувашии творческих встреч с интересными талантливыми людьми. Так, 17 сентября в отделе художественной литературы и искусства под эгидой Года культурного наследия народов России состоялась встреча с Николаем Фомиряковым, фольклористом, краеведом, знатоком чувашской истории и культуры, мастером чувашских народных музыкальных инструментов. Мероприятие прошло в рамках проекта библиотеки по созданию интернет-портала «Цифровая библиотека чувашского наследия «Наследие Чувашии».

Фоторепортаж

«Чувашские народные музыкальные инструменты», - так обозначил встречу-лекцию Николай Андреевич. Он подготовил интересную познавательную программу: удивительные рассказы о превращении обыкновенных коряг в чудесные звучащие предметы, способы звукоизвлечения, исполнение национальных мелодий на разных инструментах, мастер-класс по ансамблевой игре и изготовлению музыкальных инструментов. Слушатели познакомились с необычными инструментами: варган, сӑрнай, маракас, фуяр, курай, ҫатӑрка и другими. Сейчас в домашнем музее мастера более 20 разновидностей музыкальных инструментов, сделаны они из природного материала - борщевика, бамбука, коровьих рогов, дерева, гусиного пера.

Уникальный, самобытный гость, своим творчеством сохраняющий живую летопись предков, подарил читателям библиотеки настоящий праздник народного творчества.

Составной частью лектория стала книжно-иллюстративная выставка «Шӑпӑр, кӗсле, ай, янра». Первые исторические сведения о чувашских народных музыкальных инструментах относятся к 18 веку. В трудах Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, И.Г. Георги, К.С. Мильковича, М.Д. Чулкова упоминаются сӑрнай (волынка), шӑпӑр (пузырь), кӗсле (гусли), сӗрме купас (гудок), вархан (губной орган). В фондах Национальной библиотеки хранится немало изданий об истории чувашской народной музыки, народных инструментах: «Чӑваш халӑх музыка хатӗрӗсем» /В.С. Чернов, Е.В. Александрова/; «Чувашская народная музыка» /Ю.А. Илюхин; «Кӗсле=Гусли» /М.В. Гусева/; «Чувашская свадьба» /А.А. Осипов/ и другие. Центральное место в экспозиции занимает книга-альбом В. Чернова «Чувашские народные музыкальные инструменты: исследования, реконструкция, творчество» с кратким историческим очерком о происхождении музыкальных инструментов, описанием их устройства и приемов игры.

Специалисты библиотеки познакомили аудиторию с творчеством исследователей и мастеров чувашских музыкальных инструментов - Виктора Чернова, Николая Эриванова, Матвея Филиппова и других. Отметили особую роль в исследованиях чувашской народной музыки российского ученого-этнографа В. А. Мошкова и музыковеда В. М. Кривоносова. Достаточно полные данные о состоянии чувашского музыкального инструментария в 1-й трети 20 в. содержатся в статье «Краткое описание чувашских музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чувашей» В. М. Кривоносова (опубликована в 1986 г.; на её основе написан и чувашский раздел в «Атласе музыкальных инструментов народов СССР»). Большую роль также сыграла исследовательская деятельность народного мастера В. С. Чернова, опубликовавшего ряд статей по этому вопросу и реконструировавшего некоторые инструменты.

Вечер-встреча «Чувашские народные музыкальные инструменты» позволила слушателям прикоснуться к истокам чувашской национальной музыкальной культуры, услышать задушевные чувашские мелодии и песни, почувствовать настоящую атмосферу живого народного искусства.