Михаил Кондратьев прочел лекцию о чувашской музыке

М. Кондратьев23 ноября на онлайн-площадке Национальной библиотеки Чувашии состоялась лекция «Чувашская музыка в ХХ веке» из цикла открытого образовательного лектория «Искусство сквозь призму истории». Публичная лекция прошла под эгидой проекта библиотеки по созданию интернет-портала «Цифровая библиотека чувашского наследия «Наследие Чувашии».

Лектор – российский ученый-музыковед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России и Чувашии, автор более 500 научных публикаций, в том числе 16 фундаментальных монографий, член Союза композиторов России Михаил Григорьевич Кондратьев познакомил слушателей с историей становления и развития национального профессионального музыкального искусства. Были рассмотрены три группы вопросов: «Ускоренное развитие» национального искусства в ХХ веке»; «Начало «новой истории» чувашской музыки»; «Ф.П. Павлов – основоположник чувашской профессиональной музыки».      

В современную культуру в конце ХIХ века органично стало входить хоровое пение – прежде всего церковное, причем – по нотам. Издавались хоровые партитуры в цифровой нотации «Хоровые церковные песнопения на чувашском языке» (1887, 1893–94, 1898–1900, 1904, 1910). Так начиналась «новая история» чувашской музыки. Большую роль играли учебные заведения: Казанская инородческая семинария (Н.И. Ильминский, Ст. В. Смоленский, Н.И. Александров) и Симбирская чувашская учительская школа (И.Я. Яковлев, И.М. Дмитриев, их ученики. Именно в Симбирской школе появились первые сборники чувашских фольклорных песен песен «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» (1908, 1912).

В начале XX века музыкальная культура чувашей была представлена исключительно народным творчеством. Впервые к чувашским народным мелодиям обратились русские композиторы XIX века. Наиболее ранним образцом чувашского композиторского искусства является обработка «Туй юрри» (Свадебная) для голоса с оркестром, выполненные русским композитором Н.С. Кленовским (ученик П.И. Чайковского) для Первого этнографического концерта (состоялся в Москве в 1893).

Лекционное занятие сопровождалось демонстрацией архивных фотографий и аудиозаписей обработок чувашских народных песен: Н.С. Кленовского «Туй юрри» (Свадебная) (исполняет Виталий Гордеев); С.Л. Толстого (сына великого писателя) «Хӗр йӗрри» (Плач), «Туй юрри» (Песня дружка, свадебная); лирической хороводной «Пиҫнӗ-пиҫмен ҫырлишӗн» (За неспелой ягодой) И.М. Дмитриева (Симбирск, 1908).

Михаил Кондратьев также остановился на творчестве одного из основоположников современного музыкального искусства Чувашии Федора Павловича Павлова. Слушателям представилась возможность услышать произведение композитора крупной формы – симфоническую фантазию «Сӑрнайпа палнай» (1928).

Широкая аудитория высоко оценила общение с искусствоведом-публицистом, задавая разнообразные вопросы, касающиеся национального традиционного и профессионального музыкального искусства.

Лекция доступна для просмотра на канале Youtube Национальной библиотеки Чувашской Республики. 

С аудиозаписями можно ознакомиться на виртуальной выставке «Чувашская музыка на виниле».

Минкультуры Чувашии

Чувашский государственный институт гуманитарных наук