26 | 01 | 2025

Книга с экслибрисом императора Николая II

книга с экслибрисом Николая IIПотрясающую книжную находку обнаружили специалисты Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Работая над виртуальной выставкой «Галерея экслибрисов Национальной библиотеки Чувашской Республики», сотрудники Центра редкой книги обнаружили на форзаце учебника по хирургии Германа Тильмана экслибрис императора Николая II (1868-1918).

Небольшое "расследование" показало, что книга "Lehrbuch der allgemeinen und speciellen Chirurgie..." H. Tillmann (Leipzig, 1901) поступила в библиотеку 22 февраля 1949 года. К сожалению, источник поступления не указан. Экслибрис, выполненый бароном А. Фелькерзамом около 1900 года, на нашем экземпляре - тисненый. Под императорской короной изображен вензель из перекрещивающихся букв «Н» и «А» (буква А дана в прямом и зеркальном отображениях).

Известно, что у императоров вензеля состояли из одной буквы, а у великих князей - из двух. Но Николай Александрович стал императором в 1894 г., а экслибрис - двухбуквенный. Только в 1907 г. Фелькерзам создаст для него новый книжный знак, и там уже не будет буквы «А», но появится цифра «II».

Библиотека последнего русского императора принадлежала к числу значимых книжных коллекций в России, к 1914 г. составляла свыше 15 тыс. томов. Она располагалась в Зимнем дворце и постоянно пополнялась новыми отечественными и зарубежными изданиями.

Личные библиотеки собирали все члены дома Романовых в соответствии со своими пристрастиями и кругом интересов. В ходе революций книжные собрания конфисковали и частично раскидали по музеям и библиотекам страны, часть попала за границу.

Более подробно с ними знакомит издание В. Дурова «Книга в семье Романовых» (Москва, 2000), а с их экслибрисами - альбом-каталог «Книжные знаки библиотек Императорского Дома Романовых. Из коллекции Центральной научной библиотеки им. Н. Некрасова» (Москва, 2007). Обе книги есть в фонде библиотеки..

И есть еще 5 экземпляров книг, принадлежавших четырем разным представителям этой венценосной семьи.

Работа по выявлению и изучению книжных знаков продолжается. Возможно, впереди библиотекарей ждут и другие удивительные открытия.