10 | 11 | 2024

Лекции из цикла «Чувашская музыка в ХХ веке»

Михаил КондратьевВ Национальной библиотеке Чувашии 18 октября состоялись две лекции: «Геннадий Воробьев – феномен музыкального искусства 930-х годов» и «Симфония до минор в контексте музыкального искусства своего времени» из цикла «Чувашская музыка в ХХ веке». Открытые просветительские лекции прошли в гибридном офлайн-онлайн форматах в рамках арт-класса «Просто о сложном».

Фоторепортаж

Лектор - российский ученый-музыковед, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук, заслуженный деятель искусств России и Чувашии, член Союза композиторов России Михаил Кондратьев.

Михаил Григорьевич – блестящий и талантливый рассказчик: участники беседы, среди которых было много студентов факультета искусств Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, музыкально-художественного факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева и Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, с увлечением слушали его.

Лектор познакомил слушателей с историей становления национальной симфонической музыки, прикоснулся к творчеству чувашских композиторов-симфонистов 30-х годов прошлого столетия, рассказал о жизни, творчестве и феномене Геннадия Воробьева.

1930-е годы ХХ столетия – время становления чувашской симфонической музыки. В самостоятельную главу в историю симфонической музыки Чувашии вписал композитор Геннадий Васильевич Воробьев (1918-1939). Несмотря на краткость жизненного пути, он успел создать замечательные произведения во многих жанрах. Наиболее крупным и последним произведением музыканта является 4-частная эпико-драматическая Симфония до минор. Создавалась в 1937-39 гг. в классе профессора Московской консерватории Н.Я. Мясковского. После смерти автора работу над сочинением завершил Н.И. Пейко.

Симфонию до минор можно отнести не только к наивысшим творческим достижениям композитора, но и к лучшим созданиям чувашской музыки за весь период ее развития. Вместе с тем, она является первым национальным произведением этого жанра, написанным чувашским композитором. Выдающееся произведение Г.В. Воробьева получило высокую оценку видных деятелей отечественной музыки – Р.М. Глиэра, Н.Я. Мясковского, В.Я. Шебалина, А.Н. Александрова, Г.И Литинского, Б.Л. Яворского и др.

В фондах Национальной библиотеки хранятся партитура Симфонии (Музгиз, 1957) и собрание сочинений Геннадия Воробьева в пяти выпусках (сост. и науч. ред. М.Г. Кондратьев; ЧГИГН, 2009-2022). Третий выпуск сочинений Г.В. Воробьева представляет Симфонию в виде переложения для фортепиано в две руки, выполненного музыковедом М.Г. Кондратьевым.

В Симфонии до минор Геннадия Воробьева четыре части. Лекционное занятие сопровождалось демонстрацией архивных фотографий и аудиозаписей фрагментов частей Симфонии.

Все желающие смогли задать профессору интересующие вопросы. Широкая аудитория высоко оценила общение с известным искусствоведом-публицистом Михаилом Кондратьевым.

Лекция доступна для просмотра на​ канале Youtube Национальной библиотеки. 

Чувашский государственный институт гуманитарных наук