16 | 04 | 2024

Обзор литературно-художественных журналов за I квартал 2010 год

Дорогие читатели! Вашему вниманию предлагается обзор публикаций литературно-художественных журналов за I квартал 2010 года, выписываемых Национальной библиотекой ЧР.


Нам хотелось привлечь внимание к работам, как молодых авторов, так и к новым публикациям уже известных писателей, чьи произведения мы сочли наиболее интересными в период летнего времяпрепровождения.

 

Начнем наш обзор с лирического рассказа Юлии Раввиной "Сезон" (Звезда. № 1/ 2010). Это рассказ из жизни петербургских экскурсоводов в разгар летнего туристического бума. Главная его героиня, молодой экскурсовод, переживает несчастную любовь. Но личные горести не могут затмить ее восхищения родным городом. Она не просто экскурсовод, она поэт своего города: "Чаще всего мы врем из чувства патриотизма. Из чувства гордости. В Петербурге есть все: от барокко до модерна. У нас - Нева, между прочим, самая полноводная река в Европе. У нас скончался Пушкин. У нас чудил Достоевский. У нас не заходит солнце, причем летом действительно!". Легкая грусть и самоирония героини делают ее особенно чуткой к проблеме потери городом своей сущности: "Над искалеченным, измученным городом бренчит на лире император Нерон. Под шум бульдозеров поет он славную песнь: "исчезни, Петербург, ты честно служил, долго или коротко, теперь уж не важно, тебя бомбили и пытались душить, ты не спускал, недаром у тебя характер паршивый, прямой, таких ломают, не гнут, что нам твой Росси, подавай money-honey и honey moon, пойми, что людям деньги нужны, деловые люди, свои люди - сочтемся, о, люди-люди, что же вы сделали? Прощай, мечта!...". Но и эти горькие строки не искажают красоты города и не умаляют любви к нему: "Говорят, любовь не может быть вечной, верной - и подавно. Да почему? Ведь может же человек всю жизнь свою прожить в одном городе".

Интересен по своему содержанию остроумный рассказ "В Тунисе" Наталии Толстой (Звезда. № 1/ 2010), о превратностях южного заморского отдыха, впечатлениях русского интеллигентного человека, неминуемых невзгодах, поджидающих доверчивого русского туриста. "В прошлом году захотелось мне поехать в Африку, увидеть пустыню. Прочла в книге, что пустыня Сахара занимает около девяти миллионов квадратных километров. Миллионов! По территории - почти США. Европу повидали, все про нее поняли, и теперь тянет к барханам и миражам", - восторг и ожидание встречи с тайной оборачиваются долгим лечением в российской больнице и разочарованием в собственном благоразумии.

Повесть В. Юрьева "Just a moment, Sir!" (Звезда. № 1/ 2010) начинается вполне буднично: "Николай Сергеевич Пунин, крупный чиновник от науки и довольно известный в определенных кругах ученый, проснулся в своем уютном гостиничном номере в тихом, зеленом и малоэтажном районе Стокгольма, когда рубиновые цифры часов на телевизоре, укрепленном почти под потолком напротив кровати, показывали 07.45. …". А дальше начинаются необыкновенные приключения. Неожиданно для себя он становится мелким вором, попадает в шведскую тюрьму, где пишет автобиографическую повесть, принесшую ему сенсационную мировую известность. Повесть обеспечивает и бешеный доход, а ее экранизация - еще и славу. Читатель начинает плутать в лабиринтах авторской фантазии: где заканчивается повесть В. Юрьева и начинается повесть Н.С. Пунина трудно определить. В какой-то момент само действие начинает двоиться, заходит в тупик, затем находит новый поворот и опять, кажется, перед нами - выход, финал, а на самом деле…

В журнале "Москва" (№1/2010) Николай Ивеншев опубликовал повесть "Бонус", главным героем, которой является писатель Лукин. В один прекрасный день он вдруг из неудачника становится счастливчиком и победителем. На каждом шагу его поджидает приятный сюрприз - бонус. Все началось благодаря роману Апулея "Золотой осел", в котором Лукин нашел стодолларовую купюру. Но одновременно с этими бонусами вокруг героя происходят какие-то странные события. Писатель начинает суетиться, волноваться, а в результате просыпается его Муза, и он создаёт свой давно задуманный роман. Однако удача покидает Лукина столь же внезапно, как и появляется, и он вновь оказывается у исходной точки пути.

Сатирическая повесть Сергея Волкова "Красная Казанова" (№1/2010) с первых страниц способна убедить читателя в совершенном правдоподобии происходящего. Автор утверждает, что на наш суд представляет отрывки из найденного при сносе старого дома дневника. Описанные в нем события происходят в 1920-30-х годах. На одном из трамвайных маршрутов, в одном и том же "заколдованном" месте у пассажиров мистическим образом вдруг пропадает вся одежда. Главный по общественному транспорту (ГПОТ), Прохор Филиппович Куропатка, расследует происшествие и выясняет, что это удачный научный эксперимент. За рассекречивание эксперимента Прохора Филипповича освобождают от должности, "понизив его до главного по культуре". События приводят к целой серии разоблачений, обнажая мелкие и крупные людские прегрешения.

Добрая, проникнутая светом детского радостного восприятия жизни, повесть "Сторожка" Алексея Вулфова (Наш современник, № 2/2010) оставляет читателю столь же просветленный взгляд на мир. В центре повествования - судьба железнодорожных служащих Анны и Андрея. Эмоциональным и смысловым центром повести является их приемная дочь Наташка. Жизнь этой удивительно дружной и трудолюбивой семьи разворачивается на фоне истории той железной дороги, где они служат.

Незатейливый, на первый взгляд, рассказ прозаика и врача-кардиолога Максима Осипова "Маленький лорд Фаунтлерой" (Новый мир. № 1/2010), поднимает важную нравственную проблему - ответственности доктора за жизни его пациентов. Главный герой рассказа - доктор Эмиль, служащий в частной клинике, искренне и добросовестно относящийся к пациентам. Его кодекс чести - это полученная еще в детстве, своего рода, нравственная прививка. В детстве на него большое влияние имела книга "Маленький лорд Фаунтлерой" и, особенно, сделанная на ней материнской рукой надпись: "Чтоб жизнь тебе не мешала становиться добрее и лучше".

Георгий Господинов - одна из ключевых фигур современной болгарской литературы. Журнал "Иностранная литература" в №1/2010 опубликовал дебютный роман писателя, принесший ему мировую известность. "Разве возможен роман сегодня - сегодня, когда нам отказано в трагедии. Как вообще возможна даже сама мысль о романе, когда возвышенного нет и в помине…", - вопрошает автор, предваряя свою работу. Ответом явился "Естественный роман". Это, на первый взгляд, обыкновенная история семейной жизни и трагедии писателя, волей автора носящего фамилию Господинов. Обусловленная совпадением имен и событий путаница втягивает читателя в игру. Перед нами разворачивается роман о романе - о его рождении, наполнении смыслом, роли в происходящих событиях.

Звучащий как музыкальное произведение роман о пианистах "Пропащий" Томаса Бернхарда (перевод с немецкого А. Маркина) опубликован в журнале "Иностранная литература" в №2/2010. Это повествование о трех друзьях, учившихся исполнительскому мастерству в Вене у одного знаменитого преподавателя. Годы учения предопределили их дальнейшие судьбы. Один из них, Гленн Гульд, стал всемирно известным пианистом-виртуозом. Другой, оказавшись в поле влияния одаренного друга и конкурента, покончил с собой. Третий размышляет об их общем прошлом, о творчестве и смысле жизни. Его длинный внутренний монолог льется подобно нескончаемым вариациям повторяющихся воспоминаний, сюжетов и тем. Бернхард словно дублирует в прозе прославившие Глена Гульда "Гольдберг-вариации" Баха.

"Последние слова" Свена Дельбланка (перевод со шведского О. Дробот) - повесть, где суть и задачи литературы переосмысляются с позиции итоговых жизненных размышлений. Повествование ведется от лица писателя, умирающего от рака. Борясь за жизнь, за возможность творить, он выстрадал свое кредо, "волевое жизненное заклинание": "я буду жить долго". Повесть можно почитать в журнале "Иностранная литература" №3/2010.

Два рассказа Василия Дворцова под общим названием "Нескончаемый патерик" (№1/2010) заставляют читателя задуматься о сострадании, любви к ближнему, о месте чуда в повседневной жизни.

Первый рассказ – "Да как же так?" - возвращает нас в годы Второй Мировой войны. Воспоминания героини о своём военном детстве, погибших на войне тётушке и отце удивительным образом переплетаются с войнами нынешнего, казалось бы, мирного времени. Второй рассказ - "Буслай и Зотик" - это история о том, как пожилой монах отдал свои последние силы, чтобы спасти здоровье и жизнь молодому человеку.

В рассказе Александра Гиневского "Куинджи и хлеб сорок шестого" (Звезда. № 2/ 2010) перед нами 1945 год - время возвращения в Ленинград из эвакуации сотен тысяч людей. Семья, история которой в центре внимания автора, одна из многих. После возвращения она оказываются без крова и средств к существованию. Отец, в итоге долгих поисков, устраивается на завод, благодаря чему его жена и сынишка получили крышу над головой. Невзгоды следуют одна за другой, но среди них есть место настоящему празднику. На 1 мая отец впервые повел сына в Русский музей. Мальчик замирает у картины Куинджи "Лунная ночь на Украине": он видит настоящее чудо - живой лунный свет, льющийся с полотна. Это потрясение уже неспособно поблекнуть за бытовыми трудностями и лишениями. Искусство вечно.

"Человек в зелёных очках" Андрея Воронцова (Наш современник. № 1/2010), это повествование, которое возвращает нас во времена Великой Отечественной войны, хотя основное его действие происходит в наше время. Отдыхая в Крыму, главный герой рассказа, познакомился со странным человеком. Пожилой слепой мужчина всегда одиноко бродил по улицам родного городка, и никто из жителей не помогал ему даже в самой малости. При знакомстве он оказался крайне неприятным. Героя рассказа это удивило. Во время войны этот человек предал танкистов, которых прятали местные жители. Танкистов фашисты замучили, а предателю партизаны отмстили - выкололи ему глаза.

Приглашаем вас открыть для себя мир литературно-художественных журналов! Вы всегда найдете их на полках отдела Центр чтения по адресу: пр. Ленина, д. 15, Национальная библиотека.