Спас: медовый, яблочный, ореховый

С 1 августа 2011 года в отделе отраслевой литературы Национальной библиотеки Чувашской Республики работает выставка-просмотр «Спас: медовый, яблочный, ореховый». Три больших православных праздника - три Спаса - выпадают на август. «Пришли Спасы - готов припасы» - известная пословица, и в ней сокрыта вековая житейская мудрость: лето кончается, пора наполнять закрома. В народе их издавна связывали с хозяйственными заботами, приходящимися на это время.

Медовым называют первый Спас - 14 августа, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Лишь в медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена - лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. В любом случае, в медовый Спас принято есть блюда, в состав которых входит мед, печь пироги, пирожки, рулеты и торты с медом и маком. И особой популярностью, конечно, всегда пользовались медовые пряники, печь которые на Руси были мастера. Считается, что именно с момента медового Спаса становится холоднее. В старину говорили: пришел Медовый Спас - провожай лето.




Второй Спас - Яблочный - отмечается 19 августа. В этот день происходит освящение нового урожая яблок. На яблочный Спас собирают спелые яблоки и лакомятся ими первый раз в году после освящения в церкви. Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется. По народным приметам, в этот день начинают отлетать журавли.

Третий - ореховый Спас - отмечается 29 августа. Именно 29 августа в народе было принято начинать сбор лесных орехов, а накануне печь хлеб, пироги и булки из муки нового урожая, чтобы с утра пораньше освятить свежую выпечку в церкви. Поэтому третий Спас называли Ореховым и Хлебным. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. После третьего Спаса улетают последние ласточки. Все три Спаса весьма почитаемые у россиян праздники. В них соединились обычаи и обряды языческой культуры народных праздников и церковных. В местах, где до сих пор следуют обычаям предков, можно увидеть обряды, которые выполняли наши предки.

На выставке представлены книги, журнальные публикации, посвященные медовому, яблочному и ореховому спасу. Подробнее все об этом можно узнать, ознакомившись с книгами и статьями: «Блюда и напитки на всея вкусы» (Самара, 1992); В. М. Ковалев «500 рецептов славянской трапезы» (М., 1992); В. М. Ковалев «Русская кухня: традиции и обычаи» (М., 1990); «Яблочный стол» (Алма-ата, 1989); «Яблоки» (М., 1996); З. Е. Плотникова «О яблоке и из яблок » (М., 1992); Т. Е. Стрела «Пища богов: орех грецкий» (Киев, 1994); статьи из журналов «Здоровье», «Пчеловодство», «Крестьянка» «Дачная кухня: к столу и впрок»; «Хозяюшка» и др.

Всех заинтересовавшихся приглашаем посетить нашу выставку, которая продлится до 31 августа, ежедневно, кроме воскресенья, с 9 до 18 часов (каб. 312).

 

Мингалева Валентина,
тел.: 62 40 63.