«Иконопись Руси Великой»
С 8 ноября в выставочном зале Национальной библиотеки Чувашской Республики открыта выставка "Иконопись Руси Великой". Экспозицию составили около 150 печатных изданий из книжной коллекции библиотеки и видеокассеты.
Начало русской иконописи было положено после Крещения Руси в X веке. Вместе с христианством Россия получила от Византии установившийся церковный образ и веками выработанную технику иконописи. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы создавались византийскими мастерами. Книги по истории возникновения иконописи на Руси представлены в разделе "Русская иконопись". Здесь можно ознакомиться со следующими изданиями: В. Н. Лазарев "Византийская живопись" (М., 1971); И. Л. Кызласова "История изучения византийского искусства и древнерусского искусства в России" (М., 1985); Н. А. Барская "Сюжеты и образы древнерусской живописи" (М., 1993); Ф. И. Буслаев "Древнерусская литература и православное искусство" (СПб., 2001) и другими.
Уже в XI веке в России существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре, давшая первых известных иконописцев - преподобных Алипия и Григория. Материалы раздела "Иконописные школы Древней Руси" подробно расскажут о различных школах иконописи: московской, новгородской, псковской, владимирской, суздальской. Особый интерес представляют книги: "Московская школа иконописи" В. Н. Лазарева (М., 1971); "Псковская икона XII-XVI веков" (Л., 1990); "Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI веков" (М., 2000).
В разделе "Великие иконописцы Руси" представлена литература, связанная с именем величайшего иконописца преподобного Андрея (Рублева), работавшего со своим другом преподобным Даниилом (Черным), а также с творчеством других русских иконописцев: Дионисием, Феофаном Греком, Симоном Ушаковым.
Особым почитанием в Православии пользуются чудотворные иконы. Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. В основном это иконы Богородицы: "Владимирская" (IX в.), "Смоленская - Одигитрия" (XI в.), "Тихвинская икона Божией Матери" (I в.), "Иверская" (IX в.) и многие другие. Первой же чудотворной иконой предание считает Мандилион (Спас Нерукотворный) - плат с изображением Иисуса Христа, которое появилось на нём после того как он отёр им своё лицо. Подробнее о чудотворных иконах расскажут материалы одноименного раздела выставки.
Приглашаем всех желающих посетить выставку "Иконопись Руси Великой" по 13 ноября 2011 г.
Информацию подготовила Валентина Воронова. Справки по телефону: 62-27-97.