28 | 03 | 2024

Биография Максима Горького

 

1868 года, марта 14-го дня, в два часа ночи природа, по свойственной ей любви к злым шуткам и для пополнения общей суммы созданных ею в разное время нелепостей, сделала своей объективной кистью размашистый мазок – и на свет божий явился я. … бабушка говорила мне, что как только мне был придан надлежаще человеческий вид, - я закричал.

Я хочу думать, что это был крик негодования и протеста.

(М. Горький «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца». 1983 г.

 

Максим Горький (псевдоним, настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его отец – Максим Савватиевич Пешков был столяром-краснодеревщиком, работал в мастерских волжского пароходства, дослужился до управляющего пароходной конторой в Астрахани, куда уехал с семьей в 1871 году и где умер от холеры, заразившись ею от маленького сына. Мать – Варвара Васильевна Пешкова, в девичестве Каширина, вернулась с 3-х летним Алешей в Нижний Новгород в дом своего отца и деда Алеши - Василия Васильевича Каширина.

 Дед в молодости был бурлаком, однако сумел подняться из нищеты, открыл в Нижнем Новгороде небольшое красильное заведение и много лет числился цеховым старшиной. В доме Кашириных царила тяжелая атмосфера «вражды всех со всеми», взрослые ссорились из-за неразделенного наследства, нередки были пьяные драки, женщины были бесправны и унижены, дети подвергались жестокой порке розгами, устраиваемой дедом за провинности по субботним дням. Об этом писатель рассказал в своей автобиографической повести «Детство»: «Дед засек меня до потери сознания и несколько дней я хворал… С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо  чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Мать не баловала сына вниманием, видя в нем виновника смерти любимого мужа. Зато бабушка Алеши – Акулина Ивановна Каширина осветила его жизнь любовью и лаской, приобщила к истокам народного творчества - песням и сказкам. «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Жизнь действительно была нелегкой. В 11 лет потеряв и мать, умершую от скоротечной чахотки, Алексей вынужден был пойти на заработки. Дед Каширин, разделивший к тому времени наследство между сыновьями, разорился и вынес внуку свой вердикт: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди».

Судьба не предоставила Алеше возможности продолжить образование (с 1877 по 1878 годы он успел закончить лишь два класса Нижегородского слободского Кунавинского начального училища – школы для городской бедноты). «В людях» подросток служил «мальчиком» при магазине, учеником в иконописной мастерской, посудником на пароходе, статистом в ярмарочном театре. Благодаря пароходному повару Михаилу Смурому, большому любителю книг, Алексей пристрастился к чтению. Ненасытная любовь к книге как источнику знания, жажда получить  систематическое образование привели его к решению ехать в Казань (1884), чтобы поступить учиться в Казанский университет. Однако, мечта об учебе не сбылась, и он вынужден был вновь зарабатывать себе на жизнь трудом чернорабочего (грузчика, подручного пекаря, дворника, садовника и т.п.), обитая в трущобах, изнутри наблюдая жизнь городских низов. В Казани он сблизился с демократическим студенчеством, в среде которого были сильны идеи народничества, участвовал в нелегальных «кружках самообразования», пытаясь получить ответы на мучающие его вопросы: почему так несправедливо устроен мир, почему так скверно и трудно живут люди и как изменить эту жизнь к лучшему. Не находя в этот период ответов на свои вопросы, чувствуя безысходность, одиночество и неудовлетворенность в отношениях с окружающими его людьми в декабре 1887 года он решается на самоубийство. Попытка покончить с собой не удалась – получив тяжелое ранение, Алексей выжил, но здоровье его было подорвано из-за простреленного легкого, в котором впоследствии развилось осложнение – легочная чахотка.

Летом 1888 года Алексей вместе с революционером-народником Михаилом Ромасем уезжает в село Красновидово – вести просветительскую работу среди крестьян. Общение с Михаилом помогает ему преодолеть душевный кризис. Чтобы поближе узнать жизнь народа, дальнейшие несколько лет (1988-1892) у Алексея Пешкова в большой степени связаны с «хождением по Руси» (он работает на рыбных промыслах Каспия, на станциях Грязе-Царицынской железной дороги, странствует в поисках работы по Поволжью, Дону, Украине, Бессарабии, Крыму и Кавказу). В промежутке между странствиями живет в Нижнем Новгороде (с апреля 1889 по апрель 1891), работает разносчиком кваса, письмоводителем у адвоката А.И. Ланина, посещает различные кружки нижегородской интеллигенции.

В октябре 1889 года нижегородский цеховой Алексей Пешков был арестован за связи с поднадзорными революционными народниками и с этого времени сам становится поднадзорным. В этом же году происходит его знакомство с В.Г. Короленко. Пробующий свои силы в сочинительстве, Алексей принес на суд известному писателю свой первый литературный опус – поэму «Песнь старого дуба», которая впоследствии, по свидетельству писателя, не сохранилась, и в памяти осталась лишь строчка: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Критические замечания в адрес его творения поначалу огорчили новоиспеченного автора (около двух лет он не брался за перо), но не отбили охоту писать. Он много и активно занимается самообразованием, читает русских и зарубежных авторов, изучает литературу по философии, истории, искусству и «пишет для себя» (среди самых ранних его  сочинений - поэма «Девушка и Смерть» (1892), валашская сказка «О маленькой фее и молодом чабане» (1892)).

В 1892 году в Тифлисской газете «Кавказ» (в это время Алексей Пешков работает в Тифлисских железнодорожных мастерских) появляется его рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом М. Горький. С этого события начинается отсчет его литературной деятельности.

В октябре 1892 года Горький возвращается в Нижний Новгород. С 1893 года он плодотворно работает в провинциальной прессе. Его заметки, фельетоны, очерки, рассказы печатаются на страницах газет «Волжский Вестник», «Самарская газета», «Волгарь», «Нижегородский листок». В последнем Горький в 1896 году публикует ряд заметок, посвященных проходящей в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке, где критикует односторонний показ достижений промышленности, красной нитью проводя мысль о том, что «выставка народного труда – не народна», поскольку «народ в ней никакого участия не принимает». Благодаря поддержке В.Г. Короленко, несколько рассказов Горького печатаются в столичных журналах. А после выхода в свет в 1898 году двухтомника его «Очерков и рассказов» (издатели С. Дороватовский и А. Чарушников) о молодом нижегородском  писателе заговорили всерьез. Не только в России, но и к началу 900-х годов - за рубежом. Его произведения стали переводиться на иностранные языки.

Критика отмечала два направления в раннем творчестве Горького - реалистическое и революционно-романтическое, хотя деление это весьма условно, поскольку писатель часто в одном произведении использует приемы, характерные как романтическим, так и реалистическим формам художественного обобщения. К разряду реалистических относится вышедший в свет в 1899 году роман «Фома Гордеев», где писатель изображает хорошо знакомую ему жизнь купеческого сословия, рисуя образ отщепенца, нетипического представителя своего класса, бунтующего против враждебного человеку мира стяжателей-дельцов. В этом же году Горький публикует новую редакцию героико-романтической поэмы в прозе «Песня о Соколе» (она была написана в 1894 году под названием «В Черноморье»), а в 1901 году писатель создает мгновенно ставшую знаменитой «Песню о Буревестнике». Обе «Песни» звучали как лозунг, призыв, революционная прокламация, поэтическим языком отображающая предреволюционный подъем в стране.

Особое место в раннем творчестве Горького занимают реалистические рассказы, в которых на авансцену выходят совершенно новые, непривычные для российского читателя герои – босяки, люди «дна», выброшенные на обочину жизни. Таковы рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди», «Емельян Пиляй», «На соли», «Дед Архип и Ленька» и др. В 1902 году Горьким было написано его знаковое произведение – пьеса «На дне», получившая мировой резонанс. В ней впервые мощно прозвучала главная тема Горького – тема свободного Человека, который не нуждается в утешительной лжи, примиряющей с гнетом и несправедливостью, который должен сам стать активным творцом своей жизни. Философско-лирическая поэма «Человек», написанная Горьким в 1903 году, стала гимном Человеку, утверждая веру в его разум и творческую энергию в деле преобразования мира.

 В 1904 году Горький уезжает в Москву из Нижнего Новгорода, будучи уже фигурой мировой величины. Но до этого он много и плодотворно трудится в родном городе не только как журналист и писатель, но и как общественный деятель, инициатор и организатор многих замечательных дел. Из них стоит упомянуть сбор средств на строительство Народного Дома, где создавался народный театр, «горьковские ёлки» для детей бедноты и различные благотворительные мероприятия в помощь нуждающимся. Квартира писателя в доме Киршбаума, где он жил с семьей с 1902 по 1904 годы, стала местом встреч творческой интеллигенции города, сюда приезжали и знаменитые гости – Шаляпин, Чехов, Бунин и многие другие. Активное участие принимал Горький и в революционной жизни Нижнего,  помогая революционной молодежи, рабочим и партийным организациям Сормова и Нижнего Новгорода.  «Всё, что есть только революционного в Нижнем,  дышит и живет только Горьким» (цитата из донесения охранника  директору нижегородского департамента полиции). В нижегородский период  Горький неоднократно задерживался полицией, высылался из города, не избежал и  тюремного заключения. Не удивительно, что когда Горький был избран в почетные академики Разряда изящной словесности Академии наук (1902), Николай II отклонил  кандидатуру писателя в связи с его политической неблагонадежностью.

В декабре 1903 года на Горького было совершено нападение. Писателю, прогуливающемуся по нижегородскому откосу, нанес удар ножом неизвестный, предварительно осведомившийся: с Горьким ли он имеет дело. (От смерти писателя спас портсигар, находившийся в нагрудном кармане). 

Во время революции 1905-1907 годов Горький – вновь в центре революционных событий, помогает большевикам в создании газеты «Новая жизнь», организует финансовую помощь революционным рабочим. За революционную деятельность и в связи с участием в событиях «Кровавого воскресенья» (9 января 1905 года) писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Мировая общественность выступила в его защиту, и под её давлением Горький был вскоре выпущен на свободу.

Из-за угрозы нового ареста и по поручению партии большевиков, в которую писатель вступил летом 1905 года, Горький уезжает в Америку, его главной задачей было с помощью агитационной работы убедить Соединенные Штаты не предоставлять займов царскому правительству. Буржуазная деловая Америка встретила писателя неприветливо, развязав скандальную компанию в прессе. В Штатах  Горьким были написаны сатирические памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке», заклеймившие «царство маммоны».

В Америке была написана 1-я часть повести «Мать» (1906), прототипами героев которой стали нижегородские революционеры, а в основу сюжета легли события Первомайской демонстрации в Сормове и суда над её участниками. Одна из главных тем повести – рождение нового человека в объединяющей борьбе за революционное преобразование мира.

Осенью 1906 года Горький приезжает в Италию на остров Капри, где живет до конца 1913 года. В каприйский период он ведет активнейшую литературную и общественно-культурную работу. Вдали от родины он не прерывает с ней связь, живет ее проблемами, занимается напряженной редакционной работой, переписывается с десятками русских литераторов, помогает начинающим писателям, принимает у себя русских политиков, деятелей искусства и литературы. Основные произведения, написанные здесь: 2-я часть повести «Мать» (1907); повесть «Исповедь» (1908), в которой культ Человека в связи с увлечением Горького «богостроительством» приобретает религиозную окраску; пьесы  «Последние» (1908), «Васса Железнова» (первый вар-т, 1910) о деградации господствующих классов – дворянства и буржуазии; повесть «Лето» (1909) о новой революционной деревне; повести «Городок Окуров» (1909), Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911), рисующие картины мещанского быта; сатирические «Русские сказки» (1912-1917), «Сказки об Италии» (1911-1913); первая часть автобиографической трилогии Горького - повесть «Детство» (1913); сборник рассказов «По Руси» (1912-1917), в котором программное значение имеет рассказ «Рождение человека» (1912), повествующий о силе и величии материнской любви, воспевающий «превосходную должность – быть на земле человеком».

В конце 1913 года, воспользовавшись объявленной царским правительством амнистией, Горький возвращается в Россию, где сотрудничает в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», ведет антимилитаристскую пропаганду, активно занимается редакционной и издательской деятельностью, помогает начинающим писателям входить в литературу, в целях сближения народов России организует серию сборников, посвященных литературам малых народов.

В 1916 году в основанном Горьким издательстве «Парус» (1914 ) выходит вторая часть автобиографической трилогии – повесть «В людях».  

Разрушительные последствия первых лет Октябрьской революции (разруха, голод, погромы, самосуд, уничтожение культурных ценностей) вызывают у Горького, страстного сторонника активного обновления страны, тяжелые сомнения и пессимистические прогнозы. Писатель выступает с циклом публицистических статей «Несвоевременные мысли», они публикуются в 1917-1918 годах в газете «Новая жизнь». Разногласия в оценке проводимой в стране политики, вносят напряжение в отношения Горького и большевиков. Ставя во главу угла культурное строительство в стране, Горький ведет активную работу в отделе театров и зрелищ Петроградского совета, в качестве председателя комиссии по улучшению быта ученых многое делает для поддержания научного потенциала страны. Большое внимание Горький уделяет изданию лучших образцов русской и мировой художественной литературы, в 1919 году он становится во главе изд-ва «Всемирная литература». В этом же году им написан один из лучших очерков – воспоминаний о великом русском писателе Л.Н. Толстом.

 Летом 1921 года в связи с обострившимся туберкулезным процессом и по настоятельной просьбе Ленина Горький уезжает на лечение за границу. До весны 1924 года он проходит лечение в Германии и Чехословакии, а в апреле переезжает в полюбившуюся ему Италию, в город Сорренто. В зарубежный период (1921-1928) им написаны такие произведения как: очерк «В.И. Ленин» (1924), повесть «Мои университеты» - третья часть автобиографической трилогии (1922); цикл автобиографических рассказов: «Время Короленко» (1923), «О первой любви» (1923) и др.; роман «Дело Артамоновых» (1925 ), прослеживающий историю трех поколений купеческой семьи.

С 1925 года Горький начинает работать над самым большим своим романом «Жизнь Клима Самгина», в котором нашла отражение вся палитра культурных, политических, идейно-философских исканий русской интеллигенции в России на протяжении сорока лет, предшествующих социалистической революции. Работа над этим эпическим по своему масштабу полотном Горький продолжил и по возвращении в СССР.

С 1928 года писатель неоднократно посещал советскую родину, совершал поездки по стране, и свои впечатления описал в очерках «По Союзу Советов» (1929).

С 1933 года Алексей Максимович постоянно жил в России, ведя активную литературно-общественную деятельность. По его инициативе и под его редакцией в советской России выходили журналы: «Наши достижения», «СССР на стройке», «Литературная учеба», «Колхозник», «За рубежом»; книжные серии: «Библиотека поэта», «История молодого человека 19 столетия», «Жизнь замечательных людей», «История фабрик и заводов». Творческие связи Горького с советскими писателями, завязавшиеся еще за границей, еще более окрепли, наставническая деятельность приобрела поистине огромный масштаб. Горький стал организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), на котором рассматривался метод социалистического реализма как основополагающий в советской литературе, способный отражать жизнь в её революционном развитии», смотреть на «действительность прошлого и настоящего» с высоты высоких целей «действительности будущего».

В тридцатые годы выходят пьесы писателя: «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (второй вариант, 1935), рисующие различных представителей буржуазного общества России в преддверии революции. Роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» автор закончить так и не успел.

Алексей Максимович Горький умер 18 июня 1936 года. 20 июня он был торжественно похоронен на Красной площади в Москве. 

Источник: Государственный ордена Почета музей А.М. Горького

 

Биография М. Горького

Афоризмы и высказывания 

Максим Горький на почтовых марках

Улицы М. Горького

Книжная выставка "Максим Горький и его эпоха"