08 | 08 | 2020

Выставка картин народного художника Чувашии Праски Витти

22 апреля 2004 г. в Национальной библиотеке Чувашской Республики открылся Фестиваль национальной книги «Между Волгой и Cурой». Участники Фестиваля и посетители библиотеки 22-24 апреля могут увидеть выставку картин народного художника Чувашии, профессора Праски Витти (В.П.Петрова).

Народный художник Чувашии Праски Витти

Национальное своеобразие - таково кредо Праски Витти. Его творчество- конгломерат авторской энергии, эрудиции и досконального знания своего ремесла. Оно отражает необычайно широкий круг интеллектуальных запросов и, в тоже время, преисполнено преданности национальным истокам и главной теме - величие народа, которому по рождению принадлежит художник.

Знаменитые в этом плане портреты чувашских представителей творческой интеллигенции различных поколений: поэтов, композиторов, музыкантов, просветителей, а также исторические сюжеты, связанные с судьбами чувашского и венгерского народов в их тесном единстве или соприкосновении с другими народами. Бесконечна его галерея воплощений традиционных образов чувашской поэзии и фольклора в их неразрывной связи с национальным узором, как выразителем древней идеологии.

Искусство Праски Витти интеллектуально, конструктивно и неожиданно как по формальным приёмам, так и своеобразию авторского мышления. Оно не имеет прямых аналогов, обладает яркой индивидуальностью и завершенностью пластической формы. В 1996 г. впервые, независимо от чьих-то влияний, художник привыкший мыслить визуальными образами, приходит к идее создания графических стихов. Кроме того, не ограничиваясь усвоенными возможностями современного изобразительного искусства, пристально занимается такими основополагающими философскими категориями, как пространство и время, стремясь найти им изобразительный эквивалент.

Работа Праски Витти

Плененный с юности поэмой Константина Иванова "Нарспи", Виталий Петров, став художником, создал для себя творческий метод воплощения своих мироощущений через образ поэтического произведения Чувашского классика. На протяжении своей жизни, соприкасаясь с достижениями мировой изобразительной культуры, изучая опыт древних мыслителей, ученых, познавая премудрости и перипетии бытия, художник все более и более, по его словам, постигал глубину "Нарспи". Таким образом, эта поэма приобрела для него общечеловеческое содержание, включающее в себя понятия добра и зла, счастья и горя, любви и ненависти. Получив в творчестве художника чувственное, визуальное воплощение, герои "Нарспи" в старинных национальных костюмах, соединенные с красочными мотивами древнего и ожившими метаморфозами, не только иллюстрируют поэму, они присутствуют смысловым рефреном почти во всех его фундаментальных работах. Они вплетены в его самые разнообразные по теме монументальные и станковые композиции живописных, графических и эмальёрных произведений. Из всех видов изобразительного искусства, к которым обращается Праски Витти, он особенно привержен технике горячих эмалей, будучи завороженным и своеобразием самого материала, и его технологическими возможностями, и необычайной стойкостью к разрушающему воздействию времени. Его даже устраивает то обстоятельство, что в эмальёрном искусстве при обжиге готовых композиций авторский замысел часто соединяется с теми случайностями, которые могут принести художнику творческое удовлетворение или досаду - изменившийся цвет, кракелюры и т.д. В своих пластических приемах художник придерживается правил монументально-декоративного искусства. Его изображения, как правило, плоскостные, красочно - декоративны, с четко прорисованным абрисом, или выполнены в графической манере линейного рисунка. Составные элементы каждой композиции расположены по двум измерениям формата основы. Это подчинение плоскости, а не иллюзорной глубине (перспективе) позволяет одновременно скомпоновать в едином формате множество различных сюжетов, связанных друг с другом по смыслу, а также повторить основной мотив в смене ситуаций, т.е. изобразить героев и связанные с ними события в их временной протяженности. Чистые, яркие краски собраны в звучные, контрастирующие друг к другу пятна, строго ограниченные силуэтом формы. С помощью цвета художник также решает проблемы изобразительного пространства, и одновременно, учитывая цветовую символику, добивается необходимого эмоционального звучания.

Узоры чувашских вышивок, часто воспроизводимые художником, служат его произведениям не просто национальным колоритом или декоративным убранством, но, главным образом, смысловым шифром сюжетов. Эстетические достоинства узорного убранства - этого важного элемента традиционного национального костюма неразрывно связаны, как утверждает наука, с древней символикой информационных знаков. Используя узорные знаки солнца, дерева, жизни, огня, воды, дом, художник усиливает символико-повествовательный акцент своих статичных, строго выверенных композиций. Кроме того, что бы еще более углубиться, по его выражению, в эпоху "Нарспи", он в геометрических росчерках фона (ось, квадрат, круг, полукружия) и символах сторон света и небесных светил следует понятиям о строении мирра языческих предков. Это постоянное чувство неразрывной связи с культурой своего народа, в которую он сам вносит огромный творческий вклад, очень характерно для художника. В созданное им необычно красочно, зрелищно или строго, эмоционально - сдержанно, но в любом случае, захватывает внимание и смысловой зашифрованностью сюжетов, и красотой ритмического рисунка, и звучностью цветовой палитры, и, конечно, своеобразием пластической формы.

Произведения Праски Витти изобилует бесконечным разнообразием современных исторических, мифологических, литературных, чисто изобразительных, фантастических образов, символов, метафор и других самых неожиданных подробностей интеллектуального рассказа. Но как бы ни была сложна и непривычна авторская концепция, примечательной особенностью этих, в большинстве своем жанровых по характеру произведений является интерес к человеку, к его духовным ценностям и критериям нравственности.