Овчинников Николай Васильевич

ovchinnikovРодился в деревне Мижули Мариино-Посадского района Чувашской республики. Учился в Алатырском художественно-гравёрном училище (1937). В 1939-1945 гг. участвовал в Финской кампании на Карельском перешейке, в Великой Отечественной войне. С 1944 года – член Союза художников СССР. В 1951 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде (мастерская профессора Р. Р. Френца). В 1954 году Овчинникову было присвоено звание кандидата искусствоведения.

С 1960 года – доцент кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.

В 1963-1983 гг. занимал пост секретаря правления Союза художников РСФСР.

В 1963-1989 гг. – председатель правления Союза художников Чувашской АССР.

Народный художник ЧАССР с 1968 года. Профессор кафедры живописи (1973). Действительный член Академии наук и искусств ЧР (1995). Народный художник РСФСР (1984). Участник зональных, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок. Персональные выставки прошли в США, Японии, Франции, Англии, Германии. Картины Н. В. Овчинникова хранятся в 34 музеях России и мира, в частных коллекциях.
Награждён орденами Отечественной войны 2 степени и Дружбы народов (1978). Лауреат Государственной премии ЧР им. К. В. Иванова (1975). Занесен в Почётную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1989). Награждён золотой медалью НАНИ ЧР (2002).

Н.В. Овчинников Автопортрет В творчестве Н.В. Овчинникова особое место занимает историческая и жанровая картина, а также пейзаж.

Начало творческого пути Николая Васильевича приходится на вторую половину 40-х годов – послевоенный период жизни страны. Художник стремился передать в своих полотнах радость Победы и мирного созидательного труда.

Величайшие события времени – подвиги человека в освоении космического пространства, полет нашего земляка А.Г. Николаева в космос – глубоко взволновали Н.В.Овчинникова, вдохновили его на создание новых произведений. В творчестве художника начинается новый этап – рождается космическая тема.
Н.В.Овчинников с самого начала пути в творчестве уделяет исключительное внимание изображению человека. Им создана целая галерея портретов. В 70-х годах он выступает как один из первых организаторов творческих бригад художников в республике.
Николай Васильевич – один из тех, кто создавал художественно-графический факультет в Чувашском государственном педагогическом институте имени И.Я.Яковлева, единственного в то время в стране, а также один из первых организаторов художественных выставок «Большая Волга».

В творческой деятельности Н.В. Овчинникова особое место занимает историческая тема. В ней он, как ни в каком другом жанре изобразительного искусства, строго придерживается традиций классической живописи. Здесь он – ученик не только русских передвижников, но и Императорской Академии художеств. В последние годы художник пристальный взгляд обращает к известным и великим личностям. В их ряду Н.Я.Бичурин, А.С.Пушкин, И.Я.Яковлев и др.

Многие произведения Николая Васильевича в развитии реалистического искусства выступают как фундаментальное, цельное творение.

Пушкин в картинах Н. Овчинникова

Народный художник РФ и Чувашии Николай Васильевич Овчинников посвятил Пушкину 3 полотна.

 
"У ручья" ("У родника")

В ней Овчинников продолжает традиции Сверчкова. Сюжет простой: Пушкин сходит с кареты и встречается с девушкой – чувашкой. На девушке – красивый, праздничный наряд. На голове – тухья. На картине "У родника"  художник  изобразил А.С.Пушкина в чувашской деревне. Сельский люд сбежался и смотрит на гостя. Эта картина – последняя работа из всех его работ, написана она в 1998 году. Картина является историческим событием. Очень богато содержание  картины: тройка лошадей, остановившихся у родника, кони пьют чистейшую родниковую воду, к кучеру подошёл сельский староста, все смотрят на поэта, а сам поэт залюбовался чувашской девушкой, которая несёт воду в вёдрах на коромысле, девушка в национальном костюме, она идёт по засыпанной листьями тропинке. Художник ярко передал красоту и особенность природы чувашской деревни. Деревья в осеннем  наряде, дорога, усыпанная золотом листьев. Старая ива у колод с водой. Пушкин любил путешествовать особенно осенью. Осень -  его любимая пора.

"Пушкин и Никита Яковлевич Бичурин в Петербурге"

Вот описание портрета Бичурина, сделанное в прошлом веке: "Был он высокого роста, держался совершенно прямо. Открытый большой лоб…губы довольно толсты, глаза большие, темные, блестящие и живые. Движения быстрые, нетерпеливые. Характер вспыльчивый, раздражительный, иногда – резкий. Сердце доброе, великодушное. Прямой и простодушный. Он никогда не фальшивил и потому терпеть не мог лукавых и заискивающих". Художник сумел верно передать на холсте суть этого замечательного сына России, выходца Чувашской Республики! О чем говорят собеседники? Возможно, о предстоящей экспедиции на Восток, в Китай, куда Пушкин мечтал попасть, но царь не разрешил ему. Бурная Нева гонит пенистые волны. На полотне нас настораживает фигура сфинкса. Сфинкс – это загадочный человек (иносказательно). В этом значении, вероятно, изображен Н.Я.Бичурин.

А.С. Пушкин и Н.Я. Бичурин в кабинете
 
"А.С.Пушкин и Н.Я.Бичурин в кабинете"

Пушкин изображен в домашней обстановке. На нем халат, белая рубашка с воротником. Бичурин в домашнем одеянии. Сразу видно, что Пушкин и Бичурин – близкие друзья.