20 | 04 | 2024

Открывается выставка «Сергий Радонежский: «Любовью и единением спасемся»

13 мая в Национальной библиотеке Чувашской Республики начнет работать книжно-иллюстративная выставка «Сергий Радонежский: «Любовью и единением спасемся», посвященная 700-летию со дня рождения Преподобного. Сергий Радонежский (1314-1392) – основатель Троице-Сергиевой Лавры, один из самых почитаемых святых на Руси, преобразователь монашества – необычайно много сделал для Русской церкви и для государства. Его идеология сформировала новую великорусскую нацию. Преподобный Сергий отличался необычайным смирением и силой веры. Считалось, что за духовные подвиги Бог наградил его даром пророчества. Так что же это был за человек? Какую роль сыграл он в истории России? Каковы были его нравственные идеалы и политические взгляды? Ответить на эти и другие вопросы вам поможет наша выставка.

Первый раздел «Моя Святая Русь» рассказывает о тяжкой эпохе XIV столетия, когда страну разоряли междоусобицы русских князей, набеги монголо-татар с востока и нашествия крестоносцев с запада. События этого периода нашли отражение в книгах «Русь и Орда» Линь фон Паля (СПб, 2008), «Русь княжеская» В.В. Каргалова (М., 2010), «Монголо-татарское нашествие на Русь» (М., 2012) и др. И все же XIV столетие – время формирования единого Русского государства и национальной культуры. О роли православной церкви, которая помогла объединить русские земли вокруг Московского княжества, собрать силы и средства на борьбу с монголо-татарскими нашествиями повествуется в книгах Р.Г. Скрынникова «Государство и церковь на Руси XIV-XV вв.» (Новосибирск, 1991), «Крест и корона» (СПб, 2000) и многих других. О развитии русской средневековой культуры рассказывается на страницах следующих книг: «История культуры Древней Руси» Л.А. Черной (М., 2007), «Быт и нравы древней Руси» В. Долгова (М., 2007). В этом разделе можно познакомиться и с памятниками древнерусской литературы, такими, как: поэтические исторические повести, жития, хождения, плачи, размещенными на страницах книг Д.С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы» (М., 1979), «Литература и культура Древней Руси» (М., 1994). В период средневековья русская земля украшается белокаменными храмами. Они возвышаются в Новгороде, Твери, строятся церкви в московских монастырях, а расписывают их лучшие иконописцы того времени Феофан Грек и Андрей Рублев. Об этом повествуется в иллюстрированных изданиях «Древнерусская архитектура» (СПб, 2002), «Русские иконописцы» (М., 2011) и др.

В XIV веке среди замечательных выдающихся деятелей особо выделяются Иван Калита, Дмитрий Донской и, конечно, игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский, причисленный к лику святых в 1452 году. Второй раздел выставки «Жизнь и подвиги Сергия Радонежского, великого печальника и заступника Земли Русской» знакомит с историческими и православными источниками о жизни и духовных подвигах великого святого. Это книги «Сергий Радонежский» Н. Борисова (М., 2002), «Преподобный Сергий Радонежский: Полное жизнеописание» (М., 2011), «Вам поможет преподобный Сергий Радонежский» О. Светловой (М., 2011) и многие другие. Сергий Радонежский не оставил после себя никаких записей. Основным источником для воссоздания его жизненного пути служит «Житие Преподобного Сергия», написанное в 1417-1418 гг. его учеником Епифанием Премудрым по личным впечатлениям, рассказам Преподобного и близких к нему людей. Сюжет Жития составляют духовные подвиги Сергия, которых было четыре. Данное произведение можно найти в книге «Памятники литературы Древней Руси» (М.,1981). В 1925 году вышла повесть Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (М., 1993). Писатель сумел доступно разъяснить не вполне простые понятия, которые находим в Житии XV века, облегчил их усвоение, снабдил их своими комментариями и рассуждениями. К Сергию Радонежскому обращались и известные русские историки В.О. Ключевский, Г.П. Федотов, крупнейший историк Русской Церкви Е.Е. Голубинский, с трудами которых также можно познакомиться на выставке.

Имя Преподобного Сергия неразрывно связано со знаменитой, решившей судьбу России Куликовской битвой. Согласно Житию, отправляясь на битву, Дмитрий Донской в сопровождении князей, бояр и воевод приехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить благословение. В разделе «Роль Преподобного Сергия в Куликовской битве» представлены книги, которые дают широкий анализ событий того времени, прослеживают ход сражения на Куликовом поле, освещают историческое значение «Донского побоища» для судеб России, раскрывают тайны Куликовской битвы, воссоздают портреты Дмитрия Донского и его соратников, митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Книга «Памятники Куликовского цикла» (СПб, 1998) содержит древнерусские летописные повести о Куликовской битве, как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», – основные источники наших сведений о тех событиях.

Сергий Радонежский двадцати четырех лет от роду, стремясь к строжайшему «монашеству» и пустынножитию, основал пустынь на берегу реки Кончуры посреди глухого Радонежского бора, где и построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Через несколько лет к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь, впоследствии Троице-Сергиева Лавра. Так возникла общинножительная монашеская обитель – первая в Средней Руси. О Лавре и ее сегодняшнем дне расскажут книги раздела «Троице-Сергиева Лавра в истории России»: «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры» В. Балдина (М., 1976), «На древнем Маковце» А.Н. Нефедова (М., 1987), «История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в истории России» Л. Анисова (М., 2013).

Кроме Троице-Сергиевой Лавры, Преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано впоследствии его учениками Саввой, Ферапонтом, Кириллом, Сильвестром и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский. Из них, в свою очередь, вышли основатели еще до 50 монастырей. Узнать обо всем этом помогут издания, представленные в разделе «Ученики и последователи Преподобного Сергия игумена Радонежского – основатели монастырей и храмов»: «Монастыри и святые места России» (СПб, 2008), «Русские храмы» (М., 2008), «100 великих святынь православия» (М., 2011) и др. В XV веке на Руси начали возводить храмы, освященные во имя Преподобного Сергия Радонежского. Есть такие церкви и у нас в Чувашии, например, в г. Алатырь и в с. Рындино. О них рассказывается в статьях, опубликованных в газетах «Республика», «Молодежный курьер», «Порецкие вести».

Труды Преподобного Сергия не могли не отразиться в живописных образцах и, в первую очередь, в иконописи. В разделе «Сергий Радонежский в иконописи, живописи, литературе» можно увидеть иллюстрированные книжные издания с репродукциями древних икон Сергия Радонежского. Образ святого привлекал многих талантливых художников. Особенно трепетно относился к нему Михаил Васильевич Нестеров, создав более 15 произведений, посвященных своему излюбленному герою. О Сергиевском цикле сам художник говорил так: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, любившего родину и стремившегося к правде». Здесь же представлены многочисленные художественные произведения о Сергии Радонежском и его эпохе: «Повесть о Митяе» Г.М. Прохорова (Л., 1978), «Похвала Сергию» Д. Балашова (М., 2010), «Дмитрий Донской» С. Ахматнурова (Ростов н/Д, 2011), «Андрей Рублев» Ю. Галинского (М., 2011) и другие.

Отмечая значение празднования юбилея Сергия Радонежского, Президент России В.В. Путин сказал: «Мы должны свято беречь память о своих национальных героях и подвижниках, богатейших исторических, культурных, духовных традициях. Крепить непреходящую связь времен. В этом основа успешного развития России, нашего движения вперед». И сегодня с каждым днем все больше людей стремится следовать христианским традициям. Особый интерес в разделе «Православие и современность» представляют книги «Живая вода. Основы православной культуры» В.И. Соколовой (Ростов н/Д, 2009), «Православная азбука» В. Крупина (М., 2010), «Как прийти в церковь» митрополита Илариона (Алфеева) (М., 2011). В книге «Православный этикет» (М., 2008) собрано все, что нужно знать человеку, чтобы жить и вести себя в соответствии с традициями своей веры. Храм – это место встречи человека с Богом. Книга «Православный храм» (М., 2011) поможет подготовиться к такой встрече и понять храмовое пространство.

Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку в Зале новых поступлений (I этаж, каб. 114).

 

Информацию подготовили: Л.А. Вьюнова, В.Ю. Семенова

Отдел «Гуманитарный центр чтения», контактный тел.: 23-02-17 (доб. 158)