19 | 04 | 2024

«Когда звонят колокола»

«Когда звонят колокола, роса особенно светла,

и васильки чуть привстают, как очи синие лугов.

Благословляет этот звон героев павших вечный сон,

благословляет детский смех и чью-то первую любовь» 

Е. Евтушенко

 

 С 1 октября в отделе отраслевой литературы Национальной библиотеки Чувашской Республики начинает работать выставка «Когда звонят колокола» из цикла «Знаете ли вы…» об интересных фактах из разных отраслей знаний.

Колокол, его чарующий звон – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокольные звоны на Руси давно стали неотъемлемой частью национальной культуры, частью жизни. Они звучали и звучат в будни, в дни торжеств и в праздники.

Cчитается, что звон металла благоприятно действует на организм человека, на окружающую природу. Всевозможные колокола и колокольчики испокон веков служили средством, отпугивающим злых духов и нечистую силу. Прежде чем поднять его на звонницу, он всегда освящался и напутствовался церковной молитвой. Поэтому колокольный звон имел особую силу. Слыша церковный эвон, народ снимал шапки и крестился, призывая на себя благодать божью. Колокола плакали, стонали, молились о Русской земле в годы лихолетий.

Колокол – это частичка истории России, произведение литейного мастерства и искусства. Об истории колоколов и колокололитейного искусства вы узнаете из статьи В. Вахрушева «Музыка небес» (Природа и человек (Свет). 2003. - №10). История и становление колокололитейной технологии рассматривается в статье В. Иванченко «Колокола России» (Изобретатель и рационализатор. - 2004. - № 4.)

История известных колоколов отражена в следующих источниках: о Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и колоколе, названного «Андреем Первозванным» – в статье В. Морозовой «И распоется Андрей Первозванный» (Родина. - 2005. - № 9.); о колоколах Храма Христа Спасителя – в статье И. Коновалова «Колокола Храма Христа Спасителя» (Литейное производство. - 1997. - № 8/9).

Колокола на Руси были излюбленным музыкальным инструментом. Народ любил колокольный звон, любил и сам звонить в колокола, что разрешалось во время пасхальных празднеств. Музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Какую сложную гамму чувств рождают колокольные звоны в операх Н.С. Римского-Корсакова «Псковитянка», Н. Бородина «Князь Игорь».

Об искусстве колокольного звона, о звонаре Павле Маркелове рассказано в статье Е. Козыревой «Глас молитвенный» (Природа и человек ("Свет"). - 2001. - № 11.). О Музее колокольного звона в Высоко-Петровском монастыре и его экспонатах вы узнаете из статьи В. Дараган «Колокола - инструмент особый» (Наука и религия. - 2009. - № 4.) Об известном в начале 20 века русском звонаре Константине Сараджаеве, который первым пытался доказать своим творчеством, что колокол - это музыкальный инструмент, способный исполнять настоящую музыку, пишет А. Войцеховская в статье «Про русские колокола и звонаря Константина Сараджаева» (Творчество народов мира. - 2009. - № 5.).

Колокол и музыкальный инструмент, и лекарь. Колокольный звон лечит. Велико воздействие колокола на душевное состояние человека, его психику. Звук колоколов помогает снять стресс, улучшает настроение. Много лет психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор А. В. Гнездилов из Санкт-Петербурга успешно лечит ряд психических заболеваний звучанием колоколов. Советуем прочитать беседу с доктором «Лечебный малиновый звон» (Труд. - 2001. - 13 апр. - С. 8).

Колокола и колокольчики появились очень давно, стали привычными, вездесущими и разноликими. Они проникли в музыку и литературу, не обошли стороной обычаи и законы. В художественной литературе немало примеров использования описания колокольных звонов. Писатели раскрывали с их помощью сложный духовный мир своих героев, делали колокольные звоны звучащим фоном грандиозных событий, происходивших в нашей истории. На выставке представлены следующие произведения: Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол» (М., 1988); В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (М., 1998). Предлагаем прочитать стихи Е. Евтушенко «Когда звонят колокола», Ф. Шиллера «Песня о колоколе». История создания песни «Вечерний звон» описана в статье В. Осипова «По ком звонят колокола» (Природа и человек (Свет). - 2006. - № 5).

Приглашаем познакомиться с выставкой, посвященной таинству удивительных звуков, которые заставляют соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими.

Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С Вами говорит колокол… Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о вашей судьбе! Вспоминаются стихи Афанасия Афанасьевича Фета «Что не выскажешь словами - Звуком на душу навей».

 

 

 

Информацию подготовила:

Надежда Арсентьева.

Тел.: 23 02 17, доб. 155.