Музыкально-информационная выставка «Нарспиана в музыке»

 Новый 2015 г., объявленный Годом литературы в России и Годом Константина Иванова в Чувашии, музыкальная гостиная «Мерчен» Национальной библиотеки Чувашской Республики открывает новой выставкой «Нарспиана в музыке».

Официальный сайт Минкультуры РФ

Официальный портал органов власти Чувашской Республики

Цель экспозиции – привлечения внимания к литературе и чтению, популяризация среди общественности республики музыкальных произведений, посвященных поэме «Нарспи».

Поэма «Нарспи» К. Иванова является шедевром чувашской классики и получила отражение почти во всех видах и жанрах искусства. Между поэзией К.В. Иванова и музыкой существует нерарывная и вечно живая связь. Бессмертное произведение классика вдохновило творческое воображение известных композиторов, запечатлевших их в  своих сочинениях. Оперы, балет, кантаты, хоры, камерно-инструментальные произведения составляют наследие музыкальной нарспианы.
 
Доктор искусствоведения, профессор М.Г. Кондратьев в своей работе «О музыке поэзии Константина Иванова» пишет: «Музыкальность поэзии К.В. Иванова – одно из ее коренных свойств. Людские отношения и характеры раскрываются поэтом почти в каждом произведении и через музыкальное их преломление – в песнях, а также в приемах и образах, заимствованных из музыкально-поэтических традиций родного народа, отчасти и из мировой литературы…». 

В нотно-музыкальном фонде Национальной библиотеки Чувашии хранятся произведения русских и чувашских композиторов, писавших музыку к поэме К.В. Иванова «Нарспи». Выставка «Нарспиана в музыке» создана на основе печатных документов и медиа-изданий Национальной библиотеки. Здесь экспонируются книги и брошюры; нотные и медиа-издания; поэма «Нарспи» на разных языках мира; очерки и статьи, опубликованные в республиканской печати; фотодокументы.

В 1940 году к сюжету поэмы в своём творчестве обращался ленинградский композитор Владимир Иванишин (автор либретто Педер Хузангай). Сочиненная им опера «Нарспи» оставила глубокий след в развитии национального оперного искусства. Предлагаемые на выставке сборники В.Г. Иванишина, В.М. Кривоносова «Хоры и арии» (Хорсемпе арисем) (Чебоксары, 1985); «К. В. Иванов сӑввисемпе ҫырнӑ хорсемпе арисем» (Песни и хоры на стихи К. В. Иванова) /сост. Ю. А Илюхин/ (Чебоксары, 1990) включают арии и отрывки из первой чувашской оперы «Нарспи».

 

Опера «Нарспи» чувашского композитора Григория Хирбю, поставленная на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета в 1967 г. (дирижер Л. Ковалев, режиссер Б. Марков, художник Н. Максимов) оценена критикой как монументальная по своей масштабности, реалистическая национальная опера. Чувашский государственный театр оперы и балета на средства гранта Главы Чувашии возродила знаменитую постановку оперы «Нарспи» Г. Хирбю, которая в 2014 г. открыла 55 театральный сезон. К этому событию театр оперы и балета выпустил буклет, посвященный основателю театра и режиссёру Борису Семёновичу Маркову: «Нарспи: опера в 2-х действиях /сост. Э. Иванова, М. Митина/ (Чебоксары, 2014).

 

 Немногим сегодня известно, что одна из первых опер по мотивам шедевра классики чувашской литературы была сочинена в 1952 г. ленинградским композитором Иосифом Пустыльником. Издание было выпущено в 1958 г. в Ленинградской типографии нотной печати Всесоюзного издательства «Советский композитор». На 18 страницах представлены ария Нарспи, дуэт Нарспи и Сетнера параллельно на русском и чувашском языках. Примечательно, что чувашский текст принадлежит перу одного из организаторов чувашского драматического театра И. Максимову-Кошкинскому. 
 

 Легендарная рок-опера «Нарспи», созданная чувашским композитором Николаем Казаковым совместно с драматургом Борисом Чиндыковым (либретто), заслуженно названа в Чувашской энциклопедии «новым словом в трактовке классического сюжета в XXI веке». Постановка осуществлена благодаря Гранту Президента Чувашской Республики. Премьера состоялась 20 марта 2008 г. в Чувашской государственной филармонии. Фонды библиотеки в 2014 году пополнились следующими изданиями: либретто «Нарспи (Песнь о любви, победившей смерть) / комп. Н. Казаков ; либретто Б. Чиндыкова, Чуваш. гос. филармония/, (Чебоксары, 2008); буклет «Нарспи : мюзикл» (Чебоксары, 2011). 
  В сборнике «К. В. Иванов сӑввисемпе ҫырнӑ хорсемпе арисем» (Песни и хоры на стихи К. В. Иванова) /сост. Ю. А Илюхин/ (Чебоксары, 1990) представлены арии и отрывки из оперы «Нарспи»  разных композиторов: ария Нарспи (В. Иванишин,  Г. Хирбю), ария Сетнера (И. Пустыльник, Г. Хирбю), ария Михетера (Г. Хирбю), ария Тахтамана (Г. Хирбю), дуэт Нарспи и Сетнера (Г. Хирбю).
 В 1940 году к сюжету поэмы в своём творчестве обращался ленинградский композитор Владимир Иванишин (автор либретто Педер Хузангай). Сочиненная им опера «Нарспи» оставила глубокий след в развитии национального оперного искусства.
Над ней композитор трудился около четырех лет. В марте 1941 года монтаж оперы «Нарспи» прозвучал по Всесоюзному радио в исполнении солистов Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и хора Московской филармонии. «Оперу Иванишина «Нарспи» можно назвать выдающимся произведением, двигающим на большой шаг вперед культуру чувашского народа. Сегодня можно смело сказать: чувашская опера это не мечта, а реальность. Первая народная чувашская опера существует!», - так писала критика об опере «Нарспи». (Илюхин Ю. Сильнее смерти // Советская Чувашия. – 1975. - 4 июня).
Предлагаемый на выставке сборник В.Г. Иванишина, В.М. Кривоносова «Хоры и арии» (Хорсемпе арисем) (Чебоксары, 1985) «включает арии и отрывки из первой чувашской оперы В.Г. Иванишина «Нарспи».

 
 Опера «Нарспи» прочно вошла в культурное наследие Чувашии и является одним из образцовых сочинений в музыкально-театральном жанре чувашской музыки. На пластинке «Килчӗ ырӑ ҫуркунне» звучат отрывки из оперы на сюжет «Нарспи» в исполнении лучших солистов и музыкальных коллективов. Отрывки из поэмы читает заслуженный артист Чувашской Республики Леонид Трифонов.
 

Немало произведений создано композитором А. Асламасом по сюжетам классика чувашской поэзии К.В. Иванова. Это вокально-симфоническая поэма «Памяти поэта», балет «Нарспи и Сетнер» с посвящением балерине Н.В. Павловой. В авторский сборник А. Асламаса «В родной деревне» включен «Старинный чувашский танец из балета «Нарспи и Сетнер» для двух гобоев и фортепиано.

Перу композитора Федора Васильева принадлежит музыкальное оформление спектакля  "Нарспи" (1960), поставленного в Чувашском музыкально-драматическом  театре в 1960 году. Читатели смогут ознакомиться а арией Нарспи на слова Я. Ухсая в авторском сборнике Ф. Васильева «Тӑван халаха» (Родному народу) (Чебоксары, 1963).
Чувашский композитор Анатолий Петров создал кантанту «Чӑваш ҫершывӗ ҫинчен хывнӑ юрӑ» (Песнь о Чувашии) на стихи К.В. Иванова, П.П. Хузангая, М.К. Сеспеля и М.А. Волковой.

На выставке также представлены музыкальный фоноальбом «Мелодии чувашских опер», CD-диск «По страницам чувашской музыки», авторские сборники композиторов А. Асламаса, Ф. Васильева и других, электронные диски «Нарспи» - жемчужина чувашской поэзии», «К.В. Иванов «Нарспи», «По страницам чувашской музыки»; грампластинки: «Килчӗ ырӑ ҫурунне: к 100-летию со дня рождения поэта Константина Иванова», «Мелодии чувашских опер», «Поет хор чувашского телевидения и радио» и др.

Посетителям выставки предоставляется возможность получить ноты и книги для временного пользования; воспользоваться фортепиано, прослушать звукозаписи из фонотеки. Около выставки ежедневно проводятся информационно-познавательные часы.

Приглашаем посетить выставку в отдел литературы по искусству (каб. 217). 

 

Информацию подготовила Вера Архипова. Тел.: 23-02-17, доб. 140.