19 | 04 | 2024

Роль детали в художественном произведении

26 декабря состоялось очередное заседание научно-литературного объединения «Чаепитие с Набоковым». На этот раз мы говорили о роли детали в художественном произведении.

Кто не помнит знаменитую книжку Манилова, «заложенную закладкой на 14-й странице, которую он постоянно читал уже два года» или графинчик Плюшкина, «весь в пыли, как в фуфайке»? Вот такие выразительные подробности, несущие значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, и называются деталями.

 

Набоков

 

Деталь может выполнять различные функции: служить характеристикой персонажа (французский роман в руках Татьяны Лариной), раскрывать внутренний мир героя (глаза Печорина, которые не смеялись, когда он смеялся), являться средством характеристики социального положения (описание комнатки Раскольникова). Порой деталь, повторяясь, становится лейтмотивом, символом и может быть вынесена в заглавие («Легкое дыхание» И. Бунина, «Крыжовник» А.Чехова).

На заседании говорилось о разнице между деталью и подробностью, о богатстве деталей в русской классике. Глубина и серьезность темы не мешала нам провести своеобразную викторину: кто угадает, из каких произведений прозвучали примеры деталей, получает приз. Заседание было последним в этом году, предновогодним, и атмосфера праздника и чуда только усилилась благодаря волшебным описаниям Гоголя и Чехова, Толстого и Набокова.

Руководитель Ирина Петровна Яковлева, т. 23-02-17, доб. 132