Производственный роман 20-х годов: проблема героя

11 февраля в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялась первая лекция цикла «Человек труда в русской литературе 20 века» на тему «Производственный роман 20-х годов: проблема героя». На примере двух знаковых произведений – романов «Цемент» Ф. Гладкова и «Соть» Л. Леонова – было показано, как зарождался жанр производственного романа, выделены основные черты, характерные для его содержания и художественного воплощения.

Фоторепортаж

Более пристальное внимание было уделено образной системе. Герой произведений этой эпохи – человек, который не мыслит себя без работы, полностью отдается делу и реализуется в нем. Он жертвует ради восстановления или строительства завода, фабрики всем: свободным временем, личными отношениями, здоровьем, порой даже жизнью. И Глеб Чумалов, и его жена Даша (персонажи романа Гладкова), и Увадьев (главный герой романа «Соть») воплощают коллективное сознание, они частичка общего созидательного процесса. Эта особенность в изображении человека труда была характерна и для других видов искусств 20-годов. Во время лекции были продемонстрированы музыкальные произведения того времени и репродукции картин художников на тему труда, показывающие, что человек являлся своеобразной социальной функцией, частью машины, сливался с производством.

Еще одна черта, характерная для производственного романа 20-х годов, - это отражение особых отношений между человеком и природой. В то время историю труда трактовали как историю борьбы человека с природой, торжества над природой, что запечатлел в романе «Соть» Л. Леонов. Весь роман построен на образах природной стихии, которые подчиняет себе человек.

Почти забытые сейчас романы Ф. Гладкова и Л. Леонова в свое время были в эпицентре литературоведческой жизни, вызывали споры и неоднозначные толкования. Собравшимся были представлены книги из фонда центра чтения, посвященные жизни и творчеству писателей.

Рассматривая производственный роман 20-х годов в современном контексте, мы видим уязвимость и ошибочность отдельных принципов, но в целом важно отметить большое воспитательное значение рассматриваемых произведений. Слушателям, студентам электромеханического колледжа, было интересно и полезно узнать о героях литературы, самозабвенно отдающих себя труду, поучиться у них подобному отношению.

И. П. Яковлева, Гуманитарный центр чтения, 62-50-04.