В Национальной библиотеке состоялось очередное заседание литературного объединения "Чаепитие с Набоковым".
«Холодно и грустно - всё, как мы любим», - говорят в Санкт- Петербурге. И очередная тема Чаепития – «Образ Петербурга в литературе» - очень совпала с погодой за окном.
Существует специальный термин – Петербургский текст. Мало сказать, что это произведение о Петербурге, главное – общие особенности, присущие подобному тексту. Это и знаковые места, и памятники (Медный всадник, Зимний дворец, Аврора, Мойка,12…), и белые ночи, и Нева, и мосты, и туман, и пустынность, и призрачность. А еще строгость улиц и дома-декорации, связь с вечностью и волшебство. Перед нами не просто город, а город-текст:
"Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина Глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский..."
Петербург – противоречивый город, роковой, город смерти… Великий, культурный, цивилизованный, европейский, но нигде не бывает человеку так тяжело, как в Петербурге. Все эти противоречия отражает Петербургский текст. Но главное, что объединяет произведения, - сама идея о нравственном спасении и возрождении в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добром. Вспомните Пушкинского «Медного всадника» и романы Достоевского, петербургские повести Гоголя и поэзию Серебряного века… А мы на заседании вспоминали и современные произведения о Петербурге (А.Битов, Т.Толстая), и фильмы, в которых город так прекрасен и необычен.
Информацию подготовила Ирина Яковлева, отдел "Гуманитарный центр чтения", т. 62-50-04