Волга: знакомая и неизвестная

Виртуальная книжная выставка

Волга через призму истории

Первое упоминание о Волге встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). В древнеримских источниках II-IV вв. Волга названа как река «Ра» – щедрая, в арабских источниках IX в. именуется «Ателью» – рекой рек, великой рекой. В самой ранней древнерусской летописи, «Повести временных лет», сказано: «Из того Волоковского леса потечёт Волга на восток и втечёт… в море Хвалисское». Волоковский лес – старинное название Валдайской возвышенности, Хвалисским именовалось Каспийское море.

Географическое положение Волги и наличие крупных притоков обусловило уже к VIII в. ее важное значение как торгового пути. Именно по Волжскому пути хлынул поток арабского серебра в скандинавские страны. Из арабского халифата вывозились металлы, ткани, из славянских земель – меха, воск, мед.

В IX-X вв. в торговле значительную роль играли такие центры, как хазарский Итиль в устье, булгарский Булгар на Средней Волге, русские Ростов, Суздаль, Муром в Верхнем Поволжье. С XI в. торговля ослабевает, а в XIII в. монголо-татарское нашествие нарушило хозяйственные связи, кроме бассейна верхней Волги, где активную роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси.

С XV в. значение торгового пути восстанавливается, растет роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Покорение Иваном Грозным в середине XVI в. Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы под единое управление Московии. Это способствовало расцвету волжской торговли в XVII в. Возникают новые крупные города – Самара, Саратов, Царицын, большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. По Волге ходят большие караваны судов (до 500).

В XVIII в. основные торговые пути перемещаются на Запад, а экономическое развитие нижней Волги сдерживается слабой заселенностью и набегами кочевников. Бассейн Волги в XVII-XVIII вв. явился основным районом действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С. Разина и Е. Пугачева.

Волжский торговый путь активно развивается в XIX в. Произошло соединение Мариинской речной системы бассейна Волги и Невы (1808 г.). Возник крупный речной флот, тянули суда и баржи знаменитые волжские бурлаки (до 300 тыс. чел.). Река использовалась для крупных перевозок хлеба, соли, рыбы, позже – нефти и хлопка.

В годы Гражданской войны 1917-1922 гг. перевозки закономерно снизились. Взятие большевиками контроля над Волгой считается важным переломным моментом войны, что обеспечивало доступ к хлебным ресурсам и бакинской нефти. Важную роль сыграла оборона Царицына, в которой активную роль играл И. В. Сталин, что и послужило поводом для переименования города Царицына в Сталинград.

В годы сталинской индустриализации всей страны значение Волжского пути возросло. С конца 30-х годов XX в. Волга начинает использоваться как источник гидроэнергии. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Волге произошла крупнейшая Сталинградская битва, которая сохранила имя Волги в истории освобождения русского народа.

В послевоенный период экономическая роль реки усилилась, особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций. Сегодня Волга – крупнейшая транспортная артерия, позволяющая доставлять по воде грузы в большинство российских городов.

Материал подготовлен на основе открытых источников