Волга: знакомая и неизвестная

Виртуальная книжная выставка

Интересные факты о Волге

«Вот она – колыбель Волги! Небольшая часовенка построена надъ родникомъ, дающимъ начало великой русской рƀке.
Напрасно присматриваться и искать самую рƀку впереди часовни: здƀсь ея теченiе совсƀмъ незамƀтно, – она медленно просачивается по болоту; только значительно дальше можно различить едва замƀтное движенiе, и скоро Волга выходитъ изъ трясины небольшимъ слабо лепечущимъ ручейкомъ. И этотъ слабый ручеекъ, узкой лентой извивающiйся среди зыбкихъ болотистыхъ береговъ – та великая Волга-матушка, что, широко размахнувшись, пролилась по безбрежной русской равнинƀ и, протянувшись на тысячи верстъ съ запада на востокъ, отъ сƀверныхъ предƀловъ Тверской губернiи до широкаго Каспiя, охватила въ своемъ величавомъ бƀгƀ девять обширныхъ губернiй; та красавица, кормилица Волга, про которую звучатъ пƀсни…».

Из книги: Максимъ Дмитрiевъ. Волжская коллекцiя (1894-1903). По Волгƀ-рƀке : [фотоальбом : к 155-летию со дня рождения фотохудожника Максима Петровича Дмитриева / фот. М. П. Дмитриев ; авторы-составители Я. Гройсман и др. ; текст А. Лепешинской и др.]. – Нижнiй Новгородъ : ДЕКОМ, 2013. – С. 7.

«После потопа трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет. …Иафету же достались северные страны и западные… и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову».

Из книги: Повесть временных лет / перевод Д. С. Лихачева ; вступительная статья и примечания О. В. Творогова ; художник М. М. Мечев. – Петрозаводск : Карелия, 1991. – С. 15.

«У чувашей есть легенда об Атăл Паттăр. По этой легенде Адыл Батыр (чув. Атăл Паттăр, храбрейший вождь (патша) чувашей, защищавший их от врагов) в последнем бою на белом коне вторгся во вражеское войско и острым мечом начал наносить удары. В честь своего вождя чуваши самую большую реку назвали Атăл (Волга)».

Из книги: Дубанов, И. С. Географические названия Чувашской Республики : краеведческий словарь / И. С. Дубанов. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2010. – С. 95.

«В лето 1221 великий князь Гюрги, сын Всеволожь, заложил град на усть Оки и нарече ему имя Новъ градъ». Так Лаврентьевская летопись сообщила о крепости, вставшей на слиянии двух великих рек – Оки и Волги, очертивших владения владимирских князей».

Из книги: Нижний Новгород сегодня и всегда = Nizhny Novgorod Today and History : [фотоальбом / составитель В. А. Алексеев и др. – 2-е изд., перераб.]. – Нижний Новгород : Бегемот, 2008 (Чебоксары). – С. 8.

«Волга играла выдающуюся роль в водном грузообороте страны. По ней за навигацию доставлялись многие десятки миллионов пудов различных грузов. А переносили их с берега на суда и обратно 35 тысяч грузчиков, работавших в горячее время по 16-17 часов в сутки. Каждый грузчик перетаскивал на спине за день от 300 до 800 пудов!».

Из книги: Волга : [Путеводитель]. – 3-е изд. – [Москва] : Водтрансиздат, 1954. – С. 18.

«Нигде в мире перетаскивание судов бечевой не было так развито, как на Волге, и мало где трудящийся человек был так угнетен, как русский бурлак. А число бурлаков на великой русской реке достигало 600 тысяч!».

Из книги: Архипенко, В. К. Красавица народная / В. К. Архипенко. – Москва : Госполитиздат, 1959. – С. 83.

«Площадь волжского бассейна равна 1358740 кв. км (62% европейской части и 8% всей площади Российской Федерации), в том числе бассейн реки Камы – 507 тыс. кв. км, бассейн реки Оки – 244 тыс. кв. км. Территория бассейна Волги расположена в пределах Русской равнины между 45 и 62 градусами северной широты и 61 и 30 градусами восточной долготы. Протяженность территории с севера на юг составляет около 2,5 тыс. км и с запада на восток – около 2,3 тыс. км».

Из книги: Найденко, В. В. Великая Волга на рубеже тысячелетий. От экологического кризиса к устойчивому развитию : [монография / В. В. Найденко. – Нижний Новгород : Промграфика, 2003 – .
Т. 1 : Общая характеристика бассейна реки Волги. Анализ причин экологического кризиса. – 2003. – С. 16.

«Площадь бассейна Волги составляет всего 8% территории Российской Федерации, но на этой площади сосредоточено около 45% промышленного и примерно 50% сельскохозяйственного производства страны».

Из книги: Найденко, В. В. Великая Волга на рубеже тысячелетий. От экологического кризиса к устойчивому развитию : [монография / В. В. Найденко. – Нижний Новгород : Промграфика, 2003 – .
Т. 1 : Общая характеристика бассейна реки Волги. Анализ причин экологического кризиса. – 2003. – С. 8.

«Волга является основным источником водных ресурсов Каспийского моря – крупнейшего на планете замкнутого водоема с уникальной по разнообразию флорой и фауной, в Каспии сосредоточено около 80% мировых запасов осетровых рыб. Площадь бассейна Волги составляет 47% площади бассейна Каспийского моря».

Из книги: Найденко, В. В. Великая Волга на рубеже тысячелетий. От экологического кризиса к устойчивому развитию : [монография / В. В. Найденко. – Нижний Новгород : Промграфика, 2003 – .
Т. 1 : Общая характеристика бассейна реки Волги. Анализ причин экологического кризиса. – 2003. – С. 8.

«Полностью в бассейне Волги расположено 12 субъектов Российской Федерации (республики: Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; области: Владимирская, Ивановская, Московская, Нижегородская, Самарская, Ульяновская, город Москва); свыше 50% территории – 12 субъектов Российской Федерации (республика Башкортостан, 76,9%); области: Калужская (82,3%), Кировская (90%), Костромская (99,2%), Орловская (52,6%), Пензенская (72%), Пермская (98,8%), Рязанская (96,7%), Саратовская (51%), Тверская (64,1%), Тульская (70,8%), Ярославская (99,9%). Остальные 15 субъектов Российской Федерации имеют площадь территории в пределах Волжского бассейна менее 50%».

Из книги: Найденко, В. В. Великая Волга на рубеже тысячелетий. От экологического кризиса к устойчивому развитию : [монография / В. В. Найденко. – Нижний Новгород : Промграфика, 2003 – .
Т. 1 : Общая характеристика бассейна реки Волги. Анализ причин экологического кризиса. – 2003. – С. 16.

«Саратов основан в 1590 году. Как и многим другим волжским поселениям, ему вначале предназначалась роль военно-сторожевого пункта. Полагают, что свое название крепость получила по цвету окружающей местности, от тюркского слова «Сары-тау» («Желтая гора»). Город трижды менял свое местоположение. Вначале он находился за Соколовой горой. В 1616 году был перенесен на левый берег, в район несколько выше теперешнего Энгельса. После пожара 1674 года отстроен вновь на месте, которое занимает сейчас».

Из книги: Макаров, М. Т. По Волге-реке : [путеводитель] / М. Т. Макаров. – Москва : Профиздат, 1971. – С. 186.

«В 1658 г. царь Алексей Михайлович пожаловал саратовцам в безоброчное пользование рыбные ловли на Волге «от города вверх и вниз на пять верст. … В 1700 году Петр I пожаловал грамоту об отводе Саратову 298763 десятин на луговой и нагорной стороне Волги».

Из книги: Золотое сердце Поволжья. Саратовская область = The golden heart of the Volga Region. Saratov region : [книга-альбом / автор идеи и главный редактор В. В. Иванов ; фотографии А. Ф. Мирошниченко и др.]. – Саратов : Альтернатива, 2013. – С. 14-15.

«Волгоград (до 1925 года – Царицын, до 1961 года – Сталинград) вытянулся вдоль правого берега Волги почти на 100 километров».

Из книги: Волга : [фотоальбом / ответственный редактор и автор вступительной статьи Е. А. Иванова] ; автор-составитель Л. В. Саушина. – Самара : Агни, 2005. – С. 126.

«В 1965 году Волгоград был удостоен звания города-героя, награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Из книги: Сталинград. Победа на Волге. 1942-1943 : издание подготовлено к 70-летнему юбилею Победы в Сталинградской битве / [составитель и редактор И. А. Маневич]. – Москва : Белый город, 2012. – С. 5.

«200 дней и ночей (17 июля 1942 г.-2 февраля 1943 г.) длилась Сталинградская битва – одно из величайших сражений второй мировой войны. На отдельных ее этапах в боевых действиях с обеих сторон участвовало свыше 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов».

Из книги: Подвиг народа : памятники Великой Отечественной войны, 1941-1945 / составление и общая редакция книги В. А. Голикова. – Москва : Политиздат, 1980. – С. 122.

«…Там, где встречаются Волга с Окой, на высоком откосе величаво поднимается наш город [г. Горький, в настоящее время г. Нижний Новгород]. …А сверху, с откоса, открывается прекрасный вид на стрелку двух великих рек…».

Из книги: Там, где встречаются Волга с Окой : альбом репродукций с произведений художников города Горького. – Ленинград : Художник РСФСР, 1962. – С. 3.

«1843. Высочайшим указом учреждено первое в России речное пароходство «По Волге».

Из книги: Нижний Новгород : путеводитель / [Я. Гройсман и др.]. – 4-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2009 (Чебоксары). – С. 10.

«Первое механическое судно по Волге сконструировал знаменитый Кулибин. Принцип работы «водохода» был прост: течение реки вращало колеса и, наматывая на вал канат, двигало судно к заведенному вперед якорю».

Из книги: Кассин, Е. Волга / фотоновеллы Е. Кассина и М. Редькина ; текст Л. Лиходеева ; составитель В. Берман ; редактор А. Непомнящая. – Москва : Планета, 1975. – С. 76.

«В 1966 году началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и жилой район Тольятти – Автоград».

Из книги: Волга : [фотоальбом / ответственный редактор и автор вступительной статьи Е. А. Иванова] ; автор-составитель Л. В. Саушина. – Самара : Агни, 2005. – С. 82.

«Жигулевские ворота – «парадный вход главной улицы России». Так называют это самое узкое (до 700 метров) и самое красивое место на Средней Волге, образуемое двумя горными вершинами – Серной горой и горой Тип-Тяв. Гора Тип-Тяв, самая высокая точка Сокольих гор, расположена на левом берегу Волги и Сока. Здесь долгое время разрабатывались известняки. Серная гора является историческим памятником. Здесь царем Петром I был основан в Среднем Поволжье серный завод».

Из книги: Волга : [фотоальбом / ответственный редактор и автор вступительной статьи Е. А. Иванова] ; автор-составитель Л. В. Саушина. – Самара : Агни, 2005. – С. 98.

«Волга была главной и единственной дорогой, позволявшей Московскому государству беспрепятственно выйти к Уралу и Каспию. Важно было иметь крепкие города на Волге. Иван IV направил войска для освоения волжских земель. Именно он дал указание Гурию освятить место строительства Чебоксарской крепости».

Из книги: Трифонова, З. А. Чебоксары. Шупашкар = Cheboksary. Shupashkar / З. А. Трифонова ; фотографии и художественное оформление Г. С. Самсоновой ; перевод на английский язык О. В. Артемьевой. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2019. – С. 23.

«Правый берег Волги, на котором расположились Чебоксары, крутой, гористый, с возвышенностями до 180 м и оврагами глубиной до 130 м. В средневековых летописях эта часть называлась «Горной стороной».

Из книги: Чебоксары 550. Город Твоих Побед! : книга-альбом / [составители: А. П. Данилова и др. ; редактор С. А. Каликова ; фото К. В. Здорова и др. ; автор проекта А. Л. Салаева ; предисловие М. Игнатьева и др.]. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2019. – С. 11.

«Первым из царских особ, посетившим Чебоксары, стал Петр I. В 1722 г. он направлялся в персидский поход. Считается, что его флотилия остановилась у Чебоксар, а он сам вышел в город, посетил дом одного из городских купцов и осмотрел городские окрестности».

Из книги: Трифонова, З. А. Чебоксары – столица Чувашии : [книга-путеводитель] / З. А. Трифонова ; [пер. на англ. яз. О. В. Артемьевой ; фото С. И. Клочкова, А. В. Самсонова]. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2016. – С. 21.

«Особое отношение к городу [Чебоксары] сложилось у Екатерины Великой. Побывав здесь, она отметила: «Для меня Чебоксары во всех отношениях лучше Нижнего Новгорода».

Из книги: Чебоксары 550. Город Твоих Побед! : книга-альбом / [составители А. П. Данилова и др. ; редактор С. А. Каликова ; фото К. В. Здорова и др. ; автор проекта А. Л. Салаева ; предисловие М. Игнатьева и др.]. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2019. – С. 20.

«В 1798 г. Чебоксары посетил Павел I. В город он прибыл по Владимирской дороге. Для встречи царского поезда на Чебоксарской почтовой станции купцы поставили 60 лошадей с 20 ямщиками. Павел I направлялся в Казань с военной инспекцией. Его сопровождали старшие сыновья Александр (будущий император) и Константин».

Из книги: Трифонова, З. А. Чебоксары. Шупашкар = Cheboksary. Shupashkar / З. А. Трифонова ; фотографии и художественное оформление Г. С. Самсоновой ; перевод на английский язык О. В. Артемьевой. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2019. – С. 23.

«Свято-Троицкий мужской монастырь [в г. Чебоксары] был основан в 1566 г. к востоку от кремля. Его открыли для распространения православия среди языческих народов Поволжья. Первоначальная композиция монастыря во многом сохранилась до наших дней. Он компактно разместился на стрелке Западного косогора, занимая 75 соток. Место под строительство было выбрано на нижней приволжской террасе у слияния рек Волга и Чебоксарка. В результате монастырь стал своеобразным форпостом Чебоксарской крепости».

Из книги: Трифонова, З. А. Туристско-экскурсионные маршруты по Чувашии / З. А. Трифонова ; [фото и художественное оформление Г. С. Самсоновой ; перевод на английский язык О. В. Артемьевой]. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 14.

«Ты знаешь Чебоксары; не много надобно хлопот для их описания. Но нельзя не сознаться, что множество церквей, одна подле другой, Волжская гора, на которой стоит Собор и несколько каменного строения, издали придают Чебоксарам вид большого города. Но въезжая в него, забудешь первое впечатление; бестолковые улицы; узенькие переулки и неопрятность города несносны до того, что невольно закроешь глаза. Поднимаясь уже на гору, увидишь Волгу и опять восхитишься Чебоксарами». (Александра Фукс, писательница, этнограф. 1833 г.)».

Из книги: Чебоксары 550. Город Твоих Побед! : книга-альбом / [составители А. П. Данилова и др. ; редактор С. А. Каликова ; фото К. В. Здорова и др. ; автор проекта А. Л. Салаева ; предисловие М. Игнатьева и др.]. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2019. – С. 26.

«В 1968 г. речная пристань г. Чебоксары получила статус речного порта Волжского объединения речного пароходства. …На речных линиях работали новые типы скоростных и комфортабельных судов: «Комета», «Метеор», «Ракета», «Заря», «Зарница».

Из книги: Чувашия древняя и вечно молодая : [книга-альбом / авторы-составители: Е. В. Касимов, С. Н. Кодыбайкин, Ф. Н. Козлов; руководитель проекта, редактор С. А. Каликова ; фотографии А. Агатеева и др.]. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2020. – С. 115.

«В 1969 г. город [Чебоксары] обрел новый герб. Его автором стал художник Э. М. Юрьев. В верхней части щита на красном фоне белыми линиями изображен чувашский орнамент, который состоит из трех стилизованных дубов, означающих прошлое, настоящее и будущее. Середина среднего дуба синего цвета с серебряными цифрами «1469», указывающими год первого упоминания Чебоксар. Верхняя часть отделена от нижней, синей части, зубчатой линией, напоминающей стилизованные волны, что демонстрирует географическое положение Чебоксар на берегу реки Волги. Нижняя часть герба сохранила символику первого герба. На синем фоне изображены силуэты пяти летящих уток».

Из книги: Трифонова, З. А. Чебоксары. Шупашкар = Cheboksary. Shupashkar / З. А. Трифонова ; фотографии и художественное оформление Г. С. Самсоновой ; перевод на английский язык О. В. Артемьевой. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2019. – С. 20-21.

«Первенец Большой Волги – Иваньковский гидроузел с ГЭС мощностью в 30 тыс. киловатт вступил в действие в 1937 году».

Из книги: Макаров, М. Т. По Волге-реке : [путеводитель] / М. Макаров. – Москва : Профиздат, 1971. – С. 27.

«…Проектное задание на строительство ГЭС было рассмотрено и согласовано Госпланом СССР, Госстроем СССР и утверждено Советом Министров СССР 22 января 1967 года. Этот день и считается началом строительства Чебоксарской ГЭС. <…>. В 1978 году, за два года до пуска первого гидроагрегата, первая очередь ОРУ была поставлена под напряжение. <…>. Котлован Чебоксарской ГЭС был затоплен в 1980 году. 3 января 1981 г. электростанция дала первый ток <…>.

Источник: http://www.cheges.rushydro.ru/hpp/hpp-history/

«Восемнадцатый гидроагрегат [Чебоксарской ГЭС] вступил в строй в сентябре 1987 г., после чего электростанция устойчиво ежегодно стала вырабатывать более 2 млрд. кВт/ч электроэнергии, часть которой транспортируется в соседние с Чувашией регионы Российской Федерации».

Из книги: Чувашия древняя и вечно молодая : [книга-альбом / авторы-составители: Е. В. Касимов, С. Н. Кодыбайкин, Ф. Н. Козлов; руководитель проекта, редактор С. А. Каликова ; фотографии А. Агатеева и др.]. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2020. – С. 106-107.

«Герб Козловки представляет собой окаймленный золотом геральдический щит французской формы. В середине зеленым цветом изображена рельефность расположения города и год образования населенного пункта – 1671. На голубом фоне замкнутым кругом изображены листья, символизирующие деревообрабатывающую отрасль, часть шестерни – символ механизации и развития промышленного производства. В середине круга белый силуэт теплохода на подводных крыльях – символ динамичного развития общественных процессов. Под кругом нарисованы рыбы, символизирующие один из главных промыслов жителей в старину и в нынешнее время. В нижней части на темно-голубом фоне, означающем положение на Волге, надпись золотыми буквами «Козловка». Герб был утвержден в 2001 г., его автор Н. Г. Зайцев».

Из книги: Трифонова, З. А. Города Чувашии : Алатырь, Канаш, Козловка, Мариинский Посад, Новочебоксарск, Цивильск, Чебоксары, Шумерля, Ядрин = Улатӑр, Канаш, Куславкка, Сӗнтӗрвӑрри, Ҫӗнӗ Шупашкар, Ҫӗрпӳ, Шупашкар, Ҫӗмӗрле, Етӗрне : книга-альбом / З. А. Трифонова. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2008. – С. 174.

«В окрестностях в 5 км от центра города [г. Козловка] находится одна из самых высоких точек в Чувашии, названная «Птичьим полетом». С этого места можно увидеть старое русло Волги, устье Аниша, красивейшие заливные луга, бескрайнюю ширь марийских лесов, цепочку волжских островов. Это любимое место отдыха горожан, туристов, которые устраивают здесь палаточные городки».

Из книги: Трифонова, З. А. Города Чувашии : Алатырь, Канаш, Козловка, Мариинский Посад, Новочебоксарск, Цивильск, Чебоксары, Шумерля, Ядрин = Улатӑр, Канаш, Куславкка, Сӗнтӗрвӑрри, Ҫӗнӗ Шупашкар, Ҫӗрпӳ, Шупашкар, Ҫӗмӗрле, Етӗрне : книга-альбом / З. А. Трифонова. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2008. – С. 188.

«В гербе [г. Мариинский Посад] отражено его название и местоположение. На голубом фоне находится золотая малая Императорская корона (корона Императрицы), которая витает над золотой Государевой горой с двумя изумрудными вершинами, расположенными на правом живописном берегу Волги с крутыми склонами и холмами. Герб с короной сопровождает девиз: «Необиженно жить» – мечта народов всех времен».

Из книги: Трифонова, З. А. Города Чувашии : Алатырь, Канаш, Козловка, Мариинский Посад, Новочебоксарск, Цивильск, Чебоксары, Шумерля, Ядрин = Улатӑр, Канаш, Куславкка, Сӗнтӗрвӑрри, Ҫӗнӗ Шупашкар, Ҫӗрпӳ, Шупашкар, Ҫӗмӗрле, Етӗрне : книга-альбом / З. А. Трифонова. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2008. – С. 194.

«О Государевой горе [г. Мариинский Посад] сохранилось два предания. Согласно первому, название горы связано с существовавшей здесь казенной мельницей, прозванной в народе «государевой», ее название и перешло впоследствии к холму. По второй легенде, село Сундырь посещала императрица Екатерина II, которая во время путешествия по Волге якобы обедала на вершине холма, любуясь живописными видами на село и Заволжье.
Государева гора в письменных источниках упоминается с середины XIX в. Этот холм имеет высоту 195,6 м и отделен от городской застройки рекой Сундырка. У его подножья имеется множество родников, самый известный – Ключ Истинного Христа – является памятником природы».

Из книги: Трифонова, З. А. Города Чувашии : Алатырь, Канаш, Козловка, Мариинский Посад, Новочебоксарск, Цивильск, Чебоксары, Шумерля, Ядрин = Улатӑр, Канаш, Куславкка, Сӗнтӗрвӑрри, Ҫӗнӗ Шупашкар, Ҫӗрпӳ, Шупашкар, Ҫӗмӗрле, Етӗрне : книга-альбом / З. А. Трифонова. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2008. – С. 193.

«Талантливые пейзажисты, братья Григорий Григорьевич (1802-1865) и Никанор Григорьевич (1805-1879) Чернецовы, открыли живописные виды и достопримечательности, которыми так богата великая русская река. В 1838 году они проплыли в специально оборудованной лодке-мастерской от Рыбинска почти до самой Астрахани. Было выполнено 1982 рисунка, 80 этюдов маслом, множество планов и набросков, позже с документальной верностью создан ряд картин. Тринадцать лет трудились братья над панорамой обоих берегов Волги, имеющей длину более 700 метров при высоте 2,5 метра».

Из книги: Волга : [фотоальбом / ответственный редактор и автор вступительной статьи Е. А. Иванова] ; автор-составитель Л. В. Саушина. – Самара : Агни, 2005. – С. 136.

«Илья Ефимович Репин (1844-1930), будучи студентом Академии художеств, летом 1870 года едет на Вогу и начинает работать над темой бурлаков. Картины, созданные после романтической поездки от Твери до Саратова, стали знаменитыми. Большому полотну «Бурлаки на Волге» (1870-1873) принадлежит особое место и в творчестве автора, и в истории русской жанровой картины. Это было первое значительное эпическое произведение о русском народе, о тяжелом труде бурлаков».

Из книги: Волга : [фотоальбом / ответственный редактор и автор вступительной статьи Е. А. Иванова] ; автор-составитель Л. В. Саушина. – Самара : Агни, 2005. – С. 137.

«Исаак Ильич Левитан (1860-1900) ¬– один из величайших европейских художников, мастер лирического пейзажа. Путешествуя по Волге в поисках сильных художественных впечатлений, Левитан неожиданно для себя открыл летом 1888 и 1889 годов красоты волжского городка Плеса. Этот городок и вдохновил художника на создание таких шедевров русской пейзажной живописи, как «Вечер. Золотой Плес», «После дождя. Плес», «Волга» и др. В 1972 году в Плесе был открыт Дом-музей И. И. Левитана».

Из книги: Волга : [фотоальбом / ответственный редактор и автор вступительной статьи Е. А. Иванова] ; автор-составитель Л. В. Саушина. – Самара : Агни, 2005. – С. 137.