1. Жизненный путь педагога-гуманиста, педагога-новатора

2. И. Я. Яковлев и актуальные проблемы современной национальной школы



Е. В. Васильев

Жизненный путь педагога-гуманиста, педагога-новатора

С И. Я. Яковлева, педагога-новатора, педагога-подвижника гуманистической педагогики сотрудничества, и все началось у чувашей, который и сегодня идет в первых рядах реформаторов. Есть духовные отцы, которые определяют национальную идею. Духовным отцом для чувашского народа является И. Я. Яковлев – великий чувашский педагог, просветитель народов Поволжья, публицист, общественный деятель. Педагогическая теория и практика педагога-гуманиста всегда представляла и представляет не только национальную, но и межнациональную, общечеловеческую ценность.

13/25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Казанской губернии (ныне Татарстан) родился в бедной крестьянской семье будущий просветитель. Труден был его жизненный путь, с рождения оставшегося от матери трехсуточным ребенком, не знавшего отца. По чувашским традициям усыновили и воспитали его в крестьянской семье. Учился он в сельской школе, землемерно-таксаторском училище, затем в классической гимназии.

В 1875 году Иван Яковлев окончил Казанский университет. Обладая пытливым умом и любознательностью, он жадно знакомится с жизнью и бытом народов Поволжья, что способствовало упорно и настойчиво трудиться за их будущее.

Еще будучи гимназистом он проявляет заботу о судьбе чувашских детей и молодежи. Из деревни приглашает своих первых учеников в Симбирск и на свои скудные деньги, фактически на стипендию, двадцатилетний парень открывает школу-семью, первую чувашскую школу-интернат для детей трудовых крестьян с целью подготовки их к учительской деятельности. Это случилось 28 октября (10 ноября) 1868 года и считается днем открытия чувашской школы. С этого момента вся его деятельность связана с развитием чувашской педагогики и национальной школы. В своей деятельности с ранних лет он проявлял веру в человека, стремление поднять культуру родного народа. Иван Яковлев постоянно заботился об изыскании средств на содержание учащихся, связывался с земствами, с населением, обращался и к частной благотворительности. Школа вскоре приобрела такое доверие чувашей, что отцы привозили своих детей учиться за сотни и более верст.

Учителя Симбирской чувашской школы, воспитывая своих питомцев в духе народности, стремились приобщать их к народным традициям, чувашскому народному быту. В школе было введено самообслуживание: учащиеся сами рубили дрова, ухаживали за скотом, садом и огородом, сами изготовляли в школьных мастерских (кузнечная, швейная, токарная, слесарная) парты, классные доски, иконостасы и т. д.

Во время учебы в университете Иван Яковлев создал в 1871 году чувашский алфавит. На основе новой чувашской письменности вышел в свет в начале 1872 года "Букварь для чуваш" И. Я. Яковлева, явившимся первой в истории чувашского просвещения подлинно народной книгой.

По окончании университета Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа и находился в этой должности до 1903 года. Он был руководителем дела просвещения родного и других народов Поволжья. При его личном участии только на территории нынешней Чувашии было открыто более 400 школ, а во всем Поволжье к 1917 году число чувашских школ превысило более 1200.

Демократизм, гуманность, глубокую веру в человека И. Я. Яковлев положил в основу своих педагогических идей и практических дел. Он был убежден, что и инородцы – все люди, они способны учиться наравне с русскими, а то и даже больше. На вопрос с издевкой одного важного сановника: что можно выразить на чувашском языке? он с глубочайшим достоинством ответил: если у человека нет ума и сердца, то и на богатом языке ничего не выразишь. Он требовал, чтобы в школах учились на родном языке.

И. Я. Яковлев говорил, что чувашская школа вышла из курной избы, а педагогика из народной мудрости. Всю систему обучения и воспитания в Симбирской чувашской школе он строил на традиционной культуре воспитания родного народа. Воспитанники в школе сами рубили дрова, сами в четырех мастерских изготавливали для школы, многое и для других учреждений и домов в Симбирске, в том числе и для церкви. Он стоял за то, чтобы воспитывать у детей и молодежи такие качества, как трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость и др.

ЯКОВЛЕВ УЧА НАРОД, УЧИЛСЯ У НАРОДА. Сила воли, энергия, способность целиком отдаваться своему делу жизни, большая гуманность, внимательное отношение к людям были основными чертами Яковлева. Симбирская чувашская школа являлась по сути не только культурным, педагогическим центром, но для чувашей была, как отмечает профессор Г. Н. Волков, началом всех начал, являясь своего рода и академией, и университетом, и консерваторией одновременно. В школе издавались чувашские буквари и книги для чтения. Здесь были выпущены первая чувашская антология поэзии, два тома народных песен, более четырех десятков книг по агрономии и медицине, открыты картинная галерея и краеведческий музей. В школе функционировали три оркестра – симфонический, струнный, духовой; здесь же возник первый чувашский самодеятельный театр. На сцене школы в 1913 году была осуществлена постановка оперы "Иван Сусанин". Яковлеву удалось на практике осуществить идею Л. Н. Толстого об "университете в лаптях". Из руководимой им школы вышли Тимки Тайр, Тимофей Кривов, Данил Эльмень, классик чувашской литературы К. В. Иванов, поэт и писатель Н. В. Васильев-Шубоссинни, выдающиеся музыканты Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, известные военные И. С. Космосковский, 3. Т. Трофимов, драматург Максимов-Кошкинский. Здесь воспитывались будущие ученые, писатели, художники, артисты. Недаром А. В. Луначарский считал эту школу "единственным источником возрождения всей чувашской культуры" (60-летний юбилей чувашской культуры // Известие. – 1928. – 16 октября). Благотворный труд Яковлева вызвал к жизни обширную и многогранную деятельность его учеников по национальному подъему родного и других народов страны. Ученики И. Я. Яковлева на основе устно-народного творчества создавали прозу (Игн. Иванов, И. Юркин, М. Трубина, Ст. Лашман), лирику и лиро-эпическую поэзию (К. Иванов, Г. Талмрза, А. Васильева, С. Сорокин), сатиру (М. Акимов), детскую литературу (К. Иванов, М. Трубина), творили в фольклористике и этнографии (Г. Тимофеев, Н. Охотников, П. Пазухин, Н. Золотов) и т. д. Немало душевных и физических сил вложил Яковлев в свою Симбирскую чувашскую школу. Только поразительные способности, огромное трудолюбие, необыкновенная настойчивость позволили ему добиться больших успехов. Энциклопедически образованный человек владел латынью, греческим, немецким и французским языками. Он глубоко знал произведения классиков педагогической мысли России и мира. Благодаря просветителю, чувашские учителя знали идеи К. Д. Ушинского, Я. Гогебашвили, им переведены и изданы на чувашском языке "Книги для чтения" Л. Толстого.

Каждая из открытых Яковлевым школ имеет свою историю с общей, однако, для всех целью – просвещение народа, подготовка молодого поколения к жизни. Он писал, что вы вышли из среды этого народа и должны вернуться туда для его просвещения.

В октябре 1917 г. Симбирская чувашская учительская школа была преобразована в учительскую семинарию. Яковлев принимает новое общество, он вместе со своим учеником И. С. Степановым переводит Конституцию РСФСР на чувашский язык, просит у правительства продолжить полувековое дело по просвещению своего народа. Не поняли, появились завистники. Новый руководитель школы не разрешил даже проводить просветителя, когда он вынужден был выехать в Москву к сыну (1922).

23 октября 1930 года в Москве оборвалась жизнь педагога-гуманиста. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, на памятнике выдающегося просветителя высечены слова: "И. Я. Яковлев. 25.IV.1848-23.X.1930. Учитель чувашского народа".

Таковы основные даты жизни и деятельности И. Я. Яковлева. Они ярко показывают, что на протяжении всей жизни чувашский педагог стремился выполнить свою мечту юности: как можно больше принести пользы для родного народа, для чего приложил всю свою энергию и творчество. За свой труд Яковлев заслужил всеобщее признание родного народа: присвоено его имя пединституту (30.IV. 1958 г.), Аликовской, Бичуринской, Новотимбаевской сельским средним школам, а в 1970 году в Чебоксарах ему сооружен памятник. С целью более глубокого изучения педагогического наследия педагога-новатора в пединституте и университете открыты лаборатории и кафедры И. Я. Яковлева, в них же функционируют музеи, а в 1998 году в год 150-летия со дня рождения выдающегося педагога на его родине в селе Кошки-Новотимбаево открыт ему памятник.

Этим сказано многое: он воспитал тысячный отряд чувашских педагогов-практиков, любовно названных в народе "яковлевцами" за их преданность делу просвещения и культуры чувашского народа. Светлая личность И. Я. Яковлева сегодня остается вдохновляющим примером для учителей Чувашии.


Васильев, Е. В. Жизненный путь педагога-гуманиста, педагога-новатора // Васильев, Е. В. Велик на все времена / Е. В. Васильев. – Чебоксары, 1998. – С. 5-10.


Е. В. Васильев

И. Я. Яковлев и актуальные проблемы современной национальной школы

Более 100 лет тому назад, в 1897 году господин П. Б. Струве, критикуя произведение А. П. Чехова "Мужики", в своей статье выдвинул пресловутый тезис: "признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму". Вот и наши, примерно с 1985 года, некоторые и в образовании пошли "на выучку к капитализму". Однако, на мой взгляд, самое страшное тут то, что. идя на выучку, мы оплевали всю русскость и российскость, обругали все советское и советскую школу, поносим Чапаева, молодогвардейцев, Зою Космодемьянскую, аж ... добрались до Александра Невского, отстоявшего родную землю от немецких псов-рыцарей. Дескать, заслуги А. Невского преувеличены.

Радио, телевидение, пресса то и делают, что часто чернят лучшее прошлое России. Например, в нашем случае забывают, что "советская школа победила фашистскую школу".

Давно известно миру: меняется время - меняется и школа. В настоящее время в результате социальных, политических, умственных, духовных, нравственных кризисов особо испытывает затруднение национальная школа. Теоретико-практическое осмысление воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность в переходные периоды общественной жизни.

История подсказывает, что имеются следующие пути для преодоления современного кризиса в нашей жизни и школе - наличие одного или нескольких великих людей, которые воплощают в себе ум и высоту нравственности;

- развитие просвещения, образования, воспитания общества;

- каждому человеку честно выполнять свой личный долг на Земле.

Согласно с И. Я. Яковлевым мы полагаем, подъем духа у современных школьников связан с их умением видеть замечательных людей в обществе, как это было в Симбирской чувашской школе. В 1896 году педагог-гуманист со своими учениками совершил путешествие по России (кстати, он был одержим идеей заменить выпускные экзамены путешествием выпускников по стране), посетив Казань, Нижний Новгород, Москву, Петербург, Ярославль, Кострому ... "Во время этой поездки, - вспоминал позднее И. Я. Яковлев, - Державин, Карамзин, Добролюбов, Толстой, Пушкин, Ломоносов, Козьма Минин, Иван Сусанин из умных голов моих учеников перешли в добрые их сердца".

Руководствуясь добрыми советами чувашского просветителя, сотрудники лаборатории этнопедагогики и этнопсихологии, аспиранты, соискатели и учителя творческой школы-лаборатории доброты и гуманности Чувашского РИО, в своих занятиях с учителями и работе с учащимися в стремлении в жизни, чтобы каждый молодой человек находил в себе идеал, широко раскрывают перед ними жизнь и деятельность светочей Чувашии, России и мира. Однако наши исследования показали, что современные школьники не знают тех, кого мы называем звездами Чувашии, России, даже мира. Они почти не называют чувашских светочей. С чем это связано? На наш взгляд, прежде всего потому, что "лицом к лицу лица не увидать", затем бывшим тоталитарным режимом, да и потому, что у нас, как справедливо считает проф. И. Ф Гончаров, на Руси оплевывание авторитетов имеет древнюю традицию, а нынче нигилизм достиг своего апогея.

И следующее, на наш взгляд, самое главное: мы ориентируем на общечеловеческие ценности, но отнюдь не национальные, осваиваем все русское и российское: у нас выветривается совестливое отношение к труду.

Многие наши деятели народного образования сегодня в большом восторге от зарубежных школ, поэтому, например, в Чувашии появились большие поклонники идей Сороса, возникли лицеи, колледжи, гимназии, магистры, бакалавры и т. п., что в самом деле может быть и неплохо. Однако при этом совершенно забываем, что в прошлом мы брали зарубежные образцы (французский, немецкий), но получилось без духовных пластов русского и российского беспочвенное воспитание.

По чужим образцам часто выходили информированные люди, однако не отягощенные совестью. Так, в целом в американской школе превалируют утилитарность и прагматизм, где на первом плане функциональность человека (какой он конкурент, специалист и т. п.), а в японской школе цель не человек как самоцель, как творческая единица, но деловой человек (перегрузка памяти, выживание интеллекта и др.), поэтому у них говорят, что Япония по системе образования хотя и занимает первое место в мире, но в ней не хватает русской духовности и американского здоровья.

Никак нельзя не согласиться, когда, говоря о кризисе западной цивилизации и школы, проф. И. Ф. Гончаров определяет следующие признаки общества:

- Увеличение количества дебильных людей.

- Алкоголизм (в США около 15 миллионов алкоголиков, как и у нас).

- Наркомания.

- Преступность (в тюрьмах США  миллион, у нас 705 тысяч).

- Потеря интереса к труду.

- Свободный секс.

- Исторжение детей из семьи (в США около миллиона бездомных, многие из них подростки, юноши и девушки).

- Кризис духа (превращение естественного человека в человекофункциональность, потеря смыслов, отсюда отказ человека от своего человеческого предназначения, поклонение только сиюминутному смыслу, жажда преимущественно материального успеха, прагматизм: в этом же ряду - скука, пустота повседневной жизни, ощущение бессмысленности бытия (Гончаров И. Ф. Русская национальная школа. - С. Петербург, 1992. - С. 24).

Мы знаем сегодня множество концепций, теоретических обоснований, федеральных, регионально-национальных программ в образовании. Однако наша больная школа, как и все наше больное общество, все еще не знает "куда же нам плыть?" (А. С. Пушкин). Вот и хватаются за заграничные модели образования.

К чему все это ведет? Какого же человека готовят ныне наше общество и школа?

- Прежде всего социального робота, безличностного, лишенного ясного самосознания.

- Функционального исполнителя, придатка производства.

- Бездуховного, не имеющего ни идеала, ни веры в лучшее будущее.

- Сугубого дельца, прагматика, строящего отношения с людьми на условиях "выгодно - невыгодно".

- Конформиста, эгоцентрика.

- Бескультурного.

- "Человека, разорвавшего связь с традициями семьи, народа, страны, не чувствующего кровной связи с родными, близкими, лишенного чувства национальной и человеческой гордости", отмечает проф. И. Ф. Гончаров.

Многие в образовании сегодня понимают, как возврат к зарубежным моделям, концепциям, системам образования ведет к "выбраковке" детей, к отбору после репетиторов, а не явно способных. Поэтому, зачем же брать все у иностранцев? Неужели мы ничего не можем создать сами? Неужели у нас нет ничего своего? Да и пригодно ли нам заимствование у иностранцев - ведь те выдумали для себя, а не для нас?

У немцев - свои национальные школы, у французов - свои, у англичан - свои. А мы? Неужели все будет только заимствованное, чужое, а своего ничего? Ведь у нас в России тоже свои народы, да и в начале только в 60-е годы американцы давали высокую оценку российской системе образования. Значит, пора нам подумать о своем национальном образовании. Национальные школы России должны отражать народный характер, этнические особенности каждого народа. У нас в стране народная школа с ее тысячелетним опытом была и может стать школой воспитательной, она приучает к благочестию, к твердому порядку, заботиться о добрых нравах. А разве это малоценно? Разве это не положить в основу и современной национальной школы? Русским педагогам, - утверждал Ушинский, нужно было создавать свою педагогику, а не заимствовать ее у немцев.

Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от каждого воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Поэтому как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы она ни была стройна и хорошо обдумана. По Ушинскому, образование каждого народа должно быть национальным, ибо воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило на себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Известно, что подъем нации, ее школы связан прежде всего с умением видеть замечательных людей в обществе, через них можно и нужно поднять духовность народа. Однако в настоящее время в школах России мы мало даем эту духовность, в них у нас нет русскости, российскости, воспитанники мало называют в них и "образцы человечества" (А. А. Блок), "примеры великих людей, в чьей жизни добро преобладало над недостатками жизни" (Л. Н. Толстой).

Таким человеком для чувашей был и остается Иван Яковлевич Яковлев, который всю жизнь стремился оказывать помощь и веру в духовные силы русских и России (чувашей, мордвы, марийцев, татар и др.); помочь молодому поколению не только ощущать свои национальные качества, но и усовершенствовать, преобразовывать свой национальный характер; пробудить национальные чувства, здоровый национальный инстинкт, национальное достоинство, национальную и человеческую гордость на основе тысячелетней традиционной культуры воспитания родного народа и передового опыта мировой и отечественной педагогики.

И. Я. Яковлев по праву является патриархом чувашской культуры, просветителем, писателем, этнографом, историком. Он оставил богатое педагогическое наследие.

Чтобы лучше себе представить личность педагога-гуманиста, педагога-новатора, кратко остановимся на его жизненном и творческом пути.


Васильев, Е. В. И. Я. Яковлев и актуальные проблемы современной национальной школы // Васильев, Е. В. Велик на все времена / Е. В. Васильев. - Чебоксары, 1998. - С. 11-17.


Е. В. Васильев

Библири пилсем

  1. Эп санăн турру. Мансăр пуçсăр санăн урăх турă ан пултăр.

  2. Çÿлти пĕлĕт çинче, аялта çĕр çинче, шывра, çĕр айĕнче темĕскер пур, - пурне те вĕсене чыс туса, вĕсене ĕненсе ан пуççап.

  3. Турăн ятне кăлăxax вăхăтсăр ан аса ил.

  4. Эрнекун (чĕрĕлнĕ кун) кĕлĕ тума ан ман, ултă кун ĕçле те, çав вăхăтра хăвăн мĕн пур ĕçне туса хур, çиччĕмĕш кун, эрнекун (чĕрĕлнĕ кун) ху Турăшăн пул.

  5. Аçуна, аннÿне хисеплесе тăр, хăвнах аван пулĕ, - ĕмĕр вăрăм пулĕ.

  6. Çынна ан вĕлер.

  7. Ясара ан çÿре.

  8. Ан вăрла.

  9. Çын çинчен суя суйса ан кăтарт.

10. Нимскерпе те çынăнне ан çыхлан, ку мана пултăр тесе ан шухăшла.


Библири пилсем // Васильев, Е. В. Велик на все времена / Е. В. Васильев. - Чебоксары, 1998. - С. 51.