Т. П. Ефимова

Яковлевские традиции в современной школе

Есть имена, которые неразрывно срастаются со своей Родиной, с породившей их землей и родным народом. Петр Великий, Пушкин, Третьяков и Россия, Иммануил Кант, Иоганн Вольфганг Гете, Шиллер и Германия, Оноре де Бальзак и Франция...

С полным правом можно продолжить – Иван Яковлевич Яковлев и Чувашия.

Выдающийся просветитель чувашского народа, создатель современной чувашской письменности Иван Яковлевич Яковлев открыл в Симбирске частную школу, ставшую в последующем первой национальной школой, первым педагогическим учебным заведением чувашского народа – Симбирской чувашской школой. Несомненно, заслуги Ивана Яковлевича перед чувашским народом огромны.

Творчески использовав педагогическое наследие Яна Коменского, Константина Ушинского и их последователей, Иван Яковлевич разработал и успешно внедрил в жизнь своей школы теорию обучения в многоязычной начальной школе. Его педагогическая система охватывает вопросы организации и руководства учебно-воспитательным и трудовым процессом в начальной школе, подготовки учителей широкого профиля и просвещения взрослого населения.

Неоценимы заслуги И. Я. Яковлева по изданию учебников, перевода с русского на чувашский язык и выпуска художественной и научной литературы. Им было издано свыше двухсот книг и брошюр, которые способствовали росту грамотности и образованности чувашского народа, повышению его культурного уровня, развитию национального самосознания. Жизнь подтверждает, что дело, начатое И. Я. Яковлевым, переросло в движение за национальный подъем чувашского народа.

Наша Калининская средняя общеобразовательная средняя школа Вурнарского (в прошлом Норусовская церковно-приходская школа Ядринского уезда Казанской губернии) свято чтит светлое имя Ивана Яковлевича Яковлева, следует его заветам, в учебно-трудовом, воспитательном процессе руководствуется его наставлениями, ведет неустанную работу по претворению в жизнь идей великого просветителя.

Пройденный этим выдающимся человеком тернистый путь от бедного мальчика-сироты до почитаемого и любимого «отца своего народа» становится непременным предметом обсуждения, восхищения как на уроках родного языка и литературы, так и в многочисленных внеклассных мероприятиях.

Особенно продуктивны в этом отношении проводимые ежегодно предметные недели по родному языку и литературе, когда проходят связанные с жизнью и деятельностью И. Я. Яковлева конкурсы творческих работ, литературные вечера, школьные научно-практические конференции, направленные на развитие у учащихся чувства гордости и восхищения выдающимся представителем чувашского этноса.

В нашей школе активно внедряется в жизнь одна из основных идей Яковлева о необходимости любить и беречь свой родной язык, что прежде всего выражается в безупречном владении нормами родного языка. Привитие учащимся чувства любви к родному языку, работа по повышению культуры устной и письменной чувашской речи – одно из приоритетных направлений учебно-трудового, воспитательного процесса в Калининской школе. Национальный язык тесно связан с устным творчеством народа, народной культурой.

Многочисленные встречи с известным фольклористом Э. Патмаром, знакомство с изданными фольклорными сборниками, проводимые в школе фольклорные праздники, изучение чувашских народных песен и танцев, обучение детей основам чувашской национальной вышивки, приготовлению чувашских национальных блюд, открытие музея в школе – все эти и многие другие мероприятия направлены на развитие у учеников чувства гордости за то, что они принадлежат к одному из древнейших народов Европы, обладающему богатейшей культурой. Думаем, что этим мы содействуем воплощению в жизнь мечты Ивана Яковлевича Яковлева о пробуждении национального самосознания чуваш.

Под руководством И. Я. Яковлева составлялись первые сборники народных песен.

Современная молодежь предпочитает современную эстрадную музыку. Вместе с тем она не прочь слушать и исполнять народные песни и танцы, о чем говорит ставший традиционным в школе фестиваль народной песни, где активно участвуют учащиеся с 1 по 11-е классы, исполняя трудовые и обрядовые, свадебные и колыбельные песни, частушки.

Уважительно относятся учащиеся к классическим, народным, бальным и другим танцам. Для усиления этой работы, привития эстетических вкусов решением педагогического совета школы в раздел «Физкультура» ввели местный компонент – зачет по вальсу, который становится настоящим праздником элегантности и красоты.

Талантливый педагог и просветитель неоднократно высказывал мысли о необходимости активного включения физического труда в учебно-воспитательный процесс. В созданной им Симбирской школе все ученики умели и были обязаны делать своими руками: изготовляли мебель, шили одежду, вышивали. Наша школа продолжает эту замечательную традицию. Ученики с радостью занимаются в кружках «Умелые ручки», «Радиотехник», «Сделай сам», «Лозоплетение».

Учение и труд И. Я. Яковлев считал «альфой» и «омегой» подготовки учащихся к жизни, производительный труд – основой жизни. Наша школа располагает земельным участком в 2 га, где имеются садовые участки, возделываются сельскохозяйственные культуры, овощи, что позволяет обеспечить учащихся в течение года бесплатным питанием.

Листая историю народного образования столетней давности («Отчет о состоянии земских начальных училищ Ядринского уезда за 1901–1902 учебный год»), с большим восхищением обнаружили мы следующую запись, что в очень хорошем состоянии находились 2 училища: Норусовское и Богатыревское. Хорошими успехами по Закону Божьему признано Норусовское мужское училище. Из 58 учителей начальных училищ 34 были со специальным образованием (окончивших учительскую семинарию – 15, Симбирскую чувашскую учительскую школу – 19).

Работали в нашей Норусовской школе такие замечательные учителя – выпускники Симбирской школы, как Николаев Григорий Николаевич, Зорина Анастасия Всеволодовна, Никонов Леонтий Никонович.

Поэтому свою школу мы смело можем назвать как одной из старейших в республике (в 2005 году ей исполнится 155 лет), детищем Симбирской учительской школы, Ивана Яковлевича Яковлева.

И. Я. Яковлев большое внимание уделял повышению квалификации учителей, оказывал им практическую помощь и проводил для молодых педагогов консультации методического содержания. Для этого им организованы педагогические курсы при Симбирской школе. Как всегда, он был ответственным за эти курсы.

Но, к сожалению, начиная с 1874 года, проведение подобных курсов запрещалось, но в последующие годы Яковлевым эти курсы были проведены до 1891 года 6 раз. Яковлев, будучи хорошо подготовленным теоретически и методически, обладая неоценимым опытом, имел возможность направлять всю работу курсов, оказывал помощь и методистам, и слушателям. Благодаря И. Я. Яковлеву программы этих курсов в последующие годы совершенствовались и расширялись.

Калининская школа, как базовая, ответственная за методическую работу по совершенствованию учебно-воспитательной работы и в других школах, распространению передового опыта в районе и республике. Мы с удовольствием представляем разработки уроков, внеклассных мероприятий коллегам из других школ. Несколько лет уже на базе нашей школы проводятся республиканские курсы повышения квалификации учителей-предметников. Мы считаем это передовой формой массового повышения квалификации учителей, где слушатели имеют возможность связать теорию с практикой (посещать образцовые уроки наших опытных педагогов), сами руководители курсов имеют возможность показать на практике инновационные технологии, действенность приемов и методов обучения.

В школе мы стремимся поддерживать культ общечеловеческих духовно-нравственных ценностей – доброты, красоты, порядочности, культ знания, здорового образа жизни. Внеклассные формы работы достраивают систему эстетических знаний. Одной из традиций в школе являются встречи с интересными людьми.

Следуя традициям И. Я. Яковлева, школа большое внимание уделяет патриотическому воспитанию своих учащихся. Выпускники поступают в самые престижные институты Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ставрополя и др. Много ли таких школ в республике, где учились 6 будущих генералов, один контр-адмирал?

Многие наши выпускники учатся в Военной академии Генштаба или сами преподают в ведущих военных ВУЗах страны, командуют военными округами, работают на космодромах России. Для нас дороги советы Яковлева о семье – «берегите семью: в семье опора народа и государства». Коллектив школы делает все возможное, чтобы включать каждую семью в мир общих интересов, в мир ответственности, серьезности, трудолюбия, дисциплины.

Социальные педагоги школы изучают семьи, их материальное положение и своевременно оказывают помощь детям из неблагополучных семей. В повседневной работе возносим культ матери, культ семьи. Настоящим событием, значение которого трудно переоценить, становится проводимый в последние годы Праздник матери. На родительских собраниях многодетные родители, имеющие крепкие, дружные, прочные семьи, делятся личным опытом семейного воспитания.

Свято чтя заветы И. Я. Яковлева «Помни о предках, пусть им никогда не будет стыдно за твое дело», учителя на внеклассных занятиях составляют генеалогическое древо предков, изучают происхождение близлежащих деревень, тепло и душевно проводим ежегодно День пожилых людей. В этот день десятки ветеранов встречаются с учениками в стенах нашей школы. Это представители всех профессий. Бесценен жизненный опыт каждого человека.

Народ и школа, народ и преподаватель, по И. Я. Яковлеву, - это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Преподаватели нашей школы тесно связаны с народом, выявляют народные таланты и, по возможности, их поддерживают.

Ежегодно учителя, учащиеся и родители выступают с творческим отчетом перед населением Калининского куста.

Школа будущего – это школа радости, в которой обучение и воспитание выльется в увлекательное творчество, эстетика станет не спутницей отдыха, а главным моментом всей деятельности детей. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Нашу школу окончило более 7000 человек. Сегодня здесь обучается 360 учащихся, ровно столько же учеников было в последние годы в Симбирской школе.

«Где родились, там и сгодились», – гласит народная мудрость. Из 30 педагогов 14 являются выпускниками своей же школы, из них 3 - заслуженные учителя Чувашской Республики (Артемьева В. Н., Ефимова Т. П., Максимова А. А.). Преемники Симбирской школы Яковлева сумели сохранить традиции, верность основной цели: «Важно не кем, а какими будут наши выпускники».

Коллектив школы работает творчески, с огоньком, о чем говорят итоги учебно-воспитательной деятельности в течение ряда лет по району и республике.

Следование заветам Ивана Яковлевича Яковлева, его советам и наставлениям мы считаем своим долгом и обязанностью.

Каждый год, выпуская в жизнь учеников, которые начнут учиться и работать на благо России, народа, мы чувствуем, что мечта Ивана Яковлевича Яковлева видеть свой народ грамотным, просвещенным, культурным, талантливым воплощается в жизнь, и мы, учителя, вносим в это свой посильный вклад.

Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэтому он блестит, он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других. И таков он, чувашский патриарх Иван Яковлевич Яковлев.

Достойным, последовательным продолжателем традиции И. Я. Яковлева в педагогической науке является чувашский этнопедагог, профессор кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, доктор педагогических наук, академик РАО Геннадий Никандрович Волков. Он обобщает и распространяет неведомую тайну искусства чувашской этнопедагогики. И педагогическая общественность чувашского и других народов России считает, что его разработки должны быть настольной книгой коллективов школ, училищ, техникумов в Чувашской Республике и России.

В школе действует музыкально-литературная группа «Перепелочка», которая является участницей и лауреатом многих районных и республиканских конкурсов детского творчества. Сегодня нам и нашим ученикам выпала честь выступить на этой конференции, посвященной 155-летию И. Я. Яковлева.

От души благодарим всех организаторов данного форума, фонд содействия дальнейшему развитию чувашского национального культурно-просветительского комплекса им. И. Я. Яковлева, лично академика Саврукова Николая Тарасовича за спонсорскую помощь в приобретении единой формы для наших юных будущих артистов.

Ефимова, Т. П. Яковлевские традиции в современной школе / Т. П. Ефимова // Дело его жизни. – Чебоксары, 2003. – С. 50-55.