А. Е. Земляков

Использование педагогического наследия И. Я. Яковлева в процессе преподавания школьных предметов

Реформа школы требует от коллектива учебных заведений постоянного повышения качества обучения и воспитания, обеспечивать высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшения идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; обеспечения прочных знаний и умений учащихся, практически применять эти знания и чтобы активно участвовать в строительстве коммунистического общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, «чтобы в школе подготовлялось то, что в жизни осуществляется»,1 а обучение и воспитание молодежи были тесно связаны с жизнью страны и родного края. Именно изучение истории страны и родного края помогает теснее связать школьников с жизнью трудящихся, вызывает у них патриотические чувства.


Наследие И. Я. Яковлева и краеведческий

материал на уроках истории

Программа истории СССР предусматривает изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местные краеведческие материалы стали обязательной частью при изучении отечественной истории, а для школ Чувашии развитие культуры и образования тесно связано с именем видного чувашского просветителя И. Я. Яковлева, поскольку многие школы были открыты в свое время этим замечательным педагогом. Краеведение открывает широкие возможности для привлечения учащихся к самостоятельной творческой деятельности, для научного поиска учителя и школьников по изучению родного края. Главное оно побуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний о своих предках, их исканиям в жизни и науке.

История многих чувашских школ связана с именем И. Я. Яковлева, так как он был инспектором и открывателем первых начальных сельских школ в чувашском крае. Местный материал очень важен для установления связи исторического прошлого с современностью, он помогает учащимся глубоко осмыслить идею исторического развития родного края, понять взаимосвязь местного и общего, историческую роль просветителя в становлении чувашской культуры, а в итоге сделать о необходимости творческого использования прогрессивного наследия прошлого в современности, выработать свое активное отношение к проходящим событиям и происходящим в жизни общественным процессам.

При преподавании русской истории в Симбирской чувашской учительской школе имелось в виду главным образом пробудить и укрепить в учениках патриотические чувства любви к русскому государству, как родному отечеству, русскому народу и своему краю.2 Руководитель этой школы обращал внимание учителей-историков, на то, что необходимо находить пути для установления связей между местными и общими историческими материалами, чтобы изучение предмета служило подготовке учащихся к жизни среди крестьян, подчеркивал необходимость полученных знаний в школе для жизни. Эти требования не потеряли своего значения и в наши дни.

Собранный дореволюционный материал по истории своего края, школы, села или города следует проверять на предмет достоверности, по возможности сверяя его с архивными документами. При отборе краеведческого материала в школах и других учебных заведениях Чувашии необходимо в первую очередь, как и по всей стране, выделить материал по ленинской тематике, а поскольку деятельность чувашского просветителя была тесно связана с жизнью и трудом в нашем крае И. Н. Ульянова, то ленинская тематика тесно переплетается с яковлевской тематикой.

Немаловажное образовательно-воспитательное значение имеют краеведческие материалы об учениках Симбирской чувашской школы, работавших в своем крае, об их судьбе, связи со школой в Симбирске, с И. Я. Яковлевым, И. И. Ульяновым. При изучении истории края второй половины XIX и начала XX века большой материал краеведческого характера может дать журнал Буинского земского собрания с 1866 по 1916 год, где имеется много сведений о населенных пунктах Батыревского, Ибресинского, Комсомольского, Шемуршинского и Яльчикского районов Чувашии, Буинского, Тетюшского, Дрожжановского районов Татарии — здесь достоверные сведения о школах, количестве дворов, грамотности населения, больницах, больных и др. Так, например, в отчете за 1900 — 1901 учебный год говорится, что в Буинском уезде вновь открыты 5 училищ: а) сельское одноклассное МНП в д. Ибресях, б) начальные народные училища 1) на станции «Ибреси» Московско-Казанской железной дороги, 2) женское в с. Кошках-Новотимбаеве, 3) в Ракове и 4) в д. Черепанове и преобразованы из начальных народных в сельские одноклассные МНП училища 1) в с Тугаеве, 2) в д. Асанове, 3) в д. Бюрганах и 4) в д. Чувашском Дрожжаном Кусте.3 В отчете также отмечается ряд лучших школ и учителей Например, «учительница Тойсинской женской школы Коновалова единственно кажется, только рукоделием привлекла в школу чувашских девочек, которые стали охотно посещать школу».4 Такие сведения являются документальным материалом для истории школ и края.

Документальным материалом об основных событиях в Чувашии можно считать и книгу И. Я. Яковлева «Воспоминания» (Чебоксары, 1982, 1983) и его сочинения, которые планируются выпускать в Чувашкнигоиздате ежегодно. Весьма важными документами при изучении истории края могут оказаться материалы о жизни и деятельности знаменитых людей края: деятелей партии и государства, ученых и писателей, художников и т. д.

Работая в архивах с рукописями и документами прошлого, следует иметь в виду и то распространение рукописной литературы, когда запрещенная цензурой литература расходилась в рукописях. Поиск образцов рукописной литературы, их изучение может стать интересной работой исторического кружка. Редкие книги, рукописи, хранящиеся в селе или городе у частных лиц, выявление их, сбор и исследование — это благодатный материал для краеведов. Симбирская чувашская школа, ее руководитель, учителя оставили богатейшее наследство для историков края. Печатные книги, переведенные на чувашский язык как светского, так и религиозного характера материалы носят познавательный характер; в них можно изучить методы и приемы перевода, почерпнуть важные сведения, а также вникнуть в творческую лабораторию И. Я. Яковлева и его учеников.

Ценными источниками в краеведческой работе, связанными с историей чувашской письменности, являются яковлевские буквари и учебники, которые необходимо собирать и использовать в краеведческой работе. По мере распространения грамотности среди чувашского населения газеты как на русском, так и на чувашском языке стали духовной пищей чувашской интеллигенции, да и крестьян. Сбор и изучение старых газет и журналов — одно из направлений работы краеведов.

Чувашская советская печать, газеты и журналы, книги и брошюры с первых дней существования Советской власти становятся зеркалом, объективно и полно отражающим жизнь Чувашии, наряду с республиканскими изданиями ценное значение имеют и местные районные издания газет, листовок, брошюр. При работе с газетными материалами немалую помощь могут оказать соответствующие справочные издания — «Летопись газетных статей» (с 1936 г.), библиографический справочник «Газеты СССР», изданный в 1976 г.

Важными историческими материалами для Чувашии является устное народное творчество. Возникнув на многие тысячелетия раньше чувашской письменности, язык народа хранит в себе большое количество сведений о жизни людей не только в недавнем прошлом, но и в древние времена. Язык чувашского народа служит основным хранилищем многовекового исторического опыта.

Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о древнейших временах истории чувашского народа. Каждый из жанров фольклора — сказки, легенды, предания, песни, пословицы, загадки, в своих формах передает сведения из разных времен. В чувашском фольклоре, как и у других народов, можно почерпнуть народную педагогику, многовековую мудрость народа. Этими источниками умело пользовался И. Я. Яковлев и его ученики. Фольклор передает народное отношение к жизни, к тем или иным историческим явлениям. Изучение устного народного творчества и краеведческая работа по сбору и изучению устных источников имеет не только учебное, но и идейно-политическое значение, воспитывает у школьников глубокие патриотические чувства, национальную гордость и интернациональное отношение к другим народам.

Краеведческая работа по сбору и изучению материалов об И. Я. Яковлеве, его учениках, учителях и школах позволяет организовать экскурсии, походы, экспедиции, встречи с замечательными людьми родного края, организовать и пополнять новыми материалами школьные музеи. В этом отношении можно применять несколько вариантов исследования:

1. Учитель, сообщая о тех или иных периодах жизни И. Я. Яковлева, о его многогранной деятельности, сообщает как и где подробно можно изучать те или иные проблемы, сам показывает, как ему удалось найти такие-то новые сведения о чувашском педагоге, или рассказывает о такой находке того или иного ученого, показывая логику пути открытия.

2. На краеведческий кружок учитель приносит местные документы, экспонаты музея, сам проводит исследование перед кружковцами, раскрывая при этом все пути поисков решения на разных этапах данного исследования.

3. По заданию учителя учащиеся проводят самостоятельное историко-краеведческое исследование, делают выводы и сверяют их.

Правда, исследовательская деятельность учащихся и учителя здесь выходит за рамки уроков по истории, но внеклассная деятельность по предмету всегда дополняет учебный процесс. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать, что тема:

— должна иметь образовательно-воспитательное значение быть тесно, связана с программой по истории СССР;

— раскрывать взаимосвязь края и страны, помогать глубже осмыслить общие закономерности исторического процесса;

— способствовать раскрытию специфических особенностей исторического развития родного края;

— должна быть обеспечена необходимым количеством различных источников;

— исходить из интересов учащихся и уровня их развития.5

В качестве примера приведем тематику краеведческих исследований учащихся Кошки-Новотимбаевской средней школы имени И. Я. Яковлева (отличник народного просвещения СССР, учитель истории и обществоведения В. И. Краснов).

Первое направление:

1. История рождения Кошкинской школы.

2. История развития Кошки-Новотимбаевского двуклассного училища и женского училища при нем.

3. Наш край в годы Первой русской революции (1905 — 1907 гг.).

4. Наш край в годы Октябрьской социалистической революции и гражданской войны.

5. Годы коллективизации в нашем крае.

6. Возникновение и история Кошкинской ШКМ.

7. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

8. Наш колхоз в период развитого социализма.

Второе направление:

1. Жизнь и деятельность И. Я. Яковлева в нашем крае.

2. И. И. Иванов — первый учитель Кошкинской школы.

3. Роль И. И. Ульянова в развитии Кошкинского училища.

4. К. М. Макаров — выпускник Симбирской школы, учитель Кошкинского училища.

5. Жизнь и деятельность И. С. Максимова-Кошкинского.

6. Связь Кошкинского училища с Симбирской чувашской учительской школой.

7. А. Е. Алга — выпускник нашей школы и др.

Большая часть старшеклассников охвачено исследовательской деятельностью. Учитель сам является страстным исследователем, создает учащимся необходимые условия, организует интересные экскурсии, походы, экспедиции, непосредственно руководит деятельностью школьного музея, постоянно связывает учебный материал с местными документами и экспонатами. Здесь проводятся следующие исследования:

1. Изучение исторических событий по литературным источникам, газетным и журнальным материалам.

2. Поиск материалов в архивах и музеях.

3. Опрос старожилов, сбор и поиск устных рассказов, преданий, песен, поговорок, пословиц и др.

4. Поиск непосредственных участников или свидетелей различных исторических событий с целью сбора интересующих данных.

5. Организация и проведение туристических походов и экскурсий по местам исторических событий.

6. Встречи с непосредственными участниками событий и их родственниками, записи рассказов, фотографирование и киносъемки мест исторических событий.

7. Обработка писем, воспоминаний, документов, фотографий, рассказов, записанных и полученных во время походов, экскурсий и экспедиций, сопоставление полученного материала с архивными документами и литературными источниками.

Исследовательская деятельность учащихся дает положительные результаты не только в смысле глубокого усвоения учебной программы, но и имеет общественно полезное и научное значение, учит ребят творчески подходить к изучаемому материалу. В методическом отношении в изучении различных источников целесообразно постепенно переходить от простых и общедоступных источников к более сложным. Так, при исследовании педагогического наследия И. Я. Яковлева рекомендуем начинать работу с изучения периодической печати. Это самый доступный материал и для учащихся. Газетные и журнальные статьи как дореволюционного, так и советского периода дают общую оценку деятельности чувашского педагога. Затем можно изучать материалы сборников, монографий, мемуаров как самого И. Я. Яковлева, так и литературу о нем и его учениках. Учитель должен ознакомить школьников порядком изучения и записи интересных данных, т. е. дать схему анализа источников:

а) данные об авторе;

б) когда и где опубликовано;

в) в связи с чем написан данный материал и др.

Один из важнейших путей сбора историко-краеведческого материала - это переписка с выпускниками Симбирской школы, родными и близкими чувашского просветителя, с музеями, архивами школами которые открывал или посещал педагог-инспектор. Это резко повышает интерес и самостоятельность учащихся к поиску все новых и новых данных. Необходимо вести правильный учет поступающего материала так, как это указано в положениях о школьных музеях. Уникальные материалы следует передать в краеведческие музеи, получив взамен их копии.

Другой путь сбора историко-краеведческого материала — это экспедиционный: походы, экскурсии, экспедиции, специализированные научные лагеря и др. Эти формы работы больше тяготеют к внеклассным занятиям, поэтому на них подробнее остановимся во второй части нашего пособия.

На уроках истории местные источники играют важную роль, увязывают с жизнью и бытом чувашского народа, с историей страны, с огромным понятием «Родина». Краеведческие данные на уроках активизируют мыслительную деятельность учащихся, вносят конкретность и убедительность.

Начиная с 1983 года в Чувашском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени И. Я. Яковлева введен специальный курс по творческому использованию и применению педагогического наследия И. Я. Яковлева в современной школе. Студенты наряду с прослушиванием курса лекций ведут исследовательскую работу по изучению и творческому применению наследия чувашского педагога, знакомятся с учениками Симбирской чувашской учительской школы, записывают их воспоминания, изучают и систематизируют материалы истории школ, лучших учителей Чувашии. Как итог пишут рефераты, готовятся к бережному отношению к педагогическому наследию прошлого и использованию его в будущей своей работе.


Возможности использования наследия

И. Я. Яковлева на уроках географии

При преподавании географии в Симбирской чувашской учительской школе ее руководитель обращал внимание ни то, что Россия, занимая одну шестую часть поверхности всей земной суши, является первой и единственной страной в мире, в которой все мелкие народности, как ручьи, впадающие в реку, получают свой смысл и свое значение небольшой части великого и славного целого.6 Здесь мы замечаем интернациональный дух И. Я. Яковлева, который стремился к равенству всех народов страны. Эта мечта о единстве и дружбе разных народов страны, конечно, не могла в целом осуществляться в условиях царского самодержавия, но она получила свое развитие и расцвет в условиях социалистического сотрудничества всех наций и национальностей страны Советов. Это необходимо подчеркивать при преподавании географии в современной школе. Как подчеркивается в программе по географии, предмет географии призван формировать у учащихся знания и умения, помогающие понять и осмыслить структуру народного хозяйства и его важнейших отраслей, современное производство и его основные элементы, разобраться в технических процессах, давать правильное, научное понимание путей использования природных условий и ресурсов, ведущих к улучшению естественной среды, окружающей человека.

Так, например, в процессе изучения географии школьники узнают о значении почвенно-климатическах условий для выращивания разнообразных сельскохозяйственных культур и животных, о применении полезных ископаемых в промышленности, водах, фауне и флоре. Здесь уместно напоминать ученикам о том, как И. Я. Яковлев учил охране природы воспитанников своей школы, об их работе по улучшению плодородия почв на сельскохозяйственной ферме, посадке полезащитных деревьев, борьбе с эрозией плодородной почвы и т. д. У учащихся формируется убеждение, что естественные ресурсы — необходимые условия для развития производства, что они не безграничны, а постепенно истощаются и даже могут исчезнуть, если их использовать без учета объективных законов природы.

Использование краеведческого материала при изучении географии расширяет политехнический кругозор учащихся, «позволяет конкретно рассмотреть и оценить естественные ресурсы края и пути их рационального использования, воспитывает любовь к родному краю, готовность трудиться в народном хозяйстве, содействовать рациональному использованию естественных ресурсов страны и совершенствованию социалистического производства»,7 тесно увязывает учение с практикой коммунистического строительства в нашей стране и знакомит с жизнью зарубежных стран.

В Симбирской школе широко применялись походы, экскурсии при изучении географии и геометрии. Краеведческая работа по географии, как и по истории, имеет цель - научить школьников, применять теоретические знания для объяснения природных явлений, хозяйственных изменениях своего края, углубить знания учеников о природе населения и экономике своего края, развить умение пользоваться различными методами географических исследований (наблюдать окружающую природу и жизнь людей, проводить полевые исследования, получать необходимые сведения при посещении краеведческого музея, метеостанции, заповедника, промышленного и сельскохозяйственного предприятия и других объектов), развить интерес учащихся к родной природе и проблемам своего района, области, республики.

Многие учителя географии Чувашии ведут работу по профориентации учащихся по разным направлениям:

— подход к природе как к среде трудовой деятельности человека;

— показ необходимости учета природных связей и взаимосвязей в этой деятельности, в том числе на местном материале;

       — ознакомление учащихся с географическими профессиями: содержанием работы специалистов, необходимостью глубоких и прочных знаний по географии для осуществления этой деятельности, требованиями к определенным качествам личности и др. Организация встреч школьников с представителями соответствующих профессий, информация о том, какие из этих профессий наиболее важны для народного хозяйства Чувашии;

— обучение ряду умений практического и оценочного характера, важных для специалистов массовых профессий (агронома, тракториста, лесовода, строителя, мелиоратора и др.);

— ознакомление с личностными качествами специалиста конкретной профессии;

— ознакомление школьников с массовыми профессиями своего села, города, района, республики: раскрытие научно-географической основы этих профессий;

— ознакомление с перспективами развития республики в новой пятилетке и в последующие годы с учетом воздействия на народное хозяйство края научно-технического прогресса.8

Например, на уроках по теме «География сельского хозяйства» учитель показывает народнохозяйственное значение этой важной отрасли, рассказывает о том, как еще в дореволюционное время И. Я. Яковлев стремился распространять научные сельскохозяйственные знания среди чувашских крестьян с целью поднятия их благосостояния, раскрывает основные направления интенсификации сельскохозяйственного производства, объясняет причины той или иной специализации сельского хозяйства и его размещения, перспективы развития. В некоторых школах по изучению своего края выпускаются рукописные журналы «Наш край», что является частью исследовательской работы по географии.

Преподавание основ наук в современной школе в условиях осуществления реформы не может ограничиваться только сообщением конечных научных истин, а должно вводить молодежь в атмосферу научного поиска, знакомить с методами науки, с историей великих научных открытий, побуждать потребность в поисковой деятельности и вооружать необходимыми для этого исследовательскими умениями.


Наследие И. Я. Яковлева на уроках

родного языка и литературы

Преподавание на родном языке в нерусских школах И. Я. Яковлев рассматривал, как одно из главных средств осуществления крепкой связи школы с жизнью и бытом родного народа. В первый же период своей педагогической деятельности он получил всемерную поддержку от таких видных деятелей народного просвещения в России, в частности Казанского учебного округа, как И. Н. Ульянов, Н. И. Ильминский и П. Д. Шестаков, которые подбадривали молодого просветителя в его начинаниях. «Ссылка более опытного педагога на авторитет Коменского помогла начинающему свою деятельность Яковлеву утвердиться во мнении о важности родного языка в первоначальном обучении. Выход из лабиринта мертвых слов оба (Яковлев и Шестаков) видели в обучении чувашских детей на родном языке»9.

По мнению чувашского педагога, знания, оторванные от жизни, обычно отрывают учащихся от родной среды, из которой они вышли сами, отделяют от родного народа. Обращаясь к тем, кому выпало счастье получить образование, он в своем завещании чувашскому народу писал: «Помните, что владеть сердцем народа вы можете, только если не будете чуждаться языка родного».10 На своих уроках педагогики И. Я. Яковлев постоянно напоминал воспитанникам о героической жизни Я. А. Коменского, стараясь воодушевить их идее служения народу. Принцип родного языка он называл великим принципом и ставил выдвижение и обоснование его в особенную заслугу великому чешскому педагогу.11

При обучении родному языку и литературе в чувашских школах несомненно нельзя обойтись без использования педагогического наследия И. Я. Яковлева, так как он был основателем чувашской письменности и литературного языка, многие чувашские писатели и поэты — это воспитанники чувашского просветителя. Поэтому на уроках родного языка и литературы необходимо раскрывать основу педагогической системы — идею народности, которая осуществлялась на основе тщательного изучения фольклора и специально разработанных научно-педагогических мероприятий.

Основные положения идеи народности И. Я. Яковлева таковы:

— школа, если она хочет стать действительно народной, должна быть доступной для всех детей;

— цель и задачи школы обязаны всегда отвечать потребностям трудового народа, школа должна готовить детей применительно к потребностям народной жизни;

— содержание и методы обучения и воспитания необходимо направить на подготовку людей, способных повышать материальное благосостояние и культурный уровень трудящихся крестьян, поскольку в жизни чувашского народа труд занимает ведущее место, то в основу деятельности школы следует положить труд как умственный, так и физический;

— содержание трудового обучения и воспитания должно учитывать состояние и характер трудовой деятельности чувашских крестьян, поэтому земледелие составляет главный и основной элемент этого содержания;

— родной язык — могучее средство народного воспитания; без преподавания на родном языке всеобщее обязательное обучение не может иметь реального значения;

— без повышения образовательного и воспитательного уровня женской половины чувашского населения нельзя поднять культурный уровень всего народа.12

Творческое использование и применение педагогического наследия нашего просветителя при изучении произведений чувашской литературы хорошо прослеживается, например, при чтении повести Марфы Трубиной «В детстве», где ярко описывается образ И. Я. Яковлева. Повесть несет большой воспитательный заряд, при чтении выделяются те образы, которые оказывают на учащихся влияние в смысле совершенствования их характера, сравнивая себя с ними, составление картин прошлой школы и сравнение ее с современной. Подведение учащихся к выводам о том, что стремления и мечты чувашского педагога осуществляются в современной советской школе, благодаря победе Великой Октябрьской социалистической революции.

Многие произведения, изучаемые в средней школе по чувашской литературе, посвящены жизни детей и подростков до и после Великого Октября, которые дают возможность школьникам лучше познать произведения, проявить творческое отношение к ним.

И. Я. Яковлев, создавая первую чувашскую книгу для детей, преследовал не только педагогическую и методическую целенаправленность, но и закладывание фундамента чувашского литературного языка на основе народного устнопоэтического творчества, отбирая наиболее выразительные обороты речи и выражения, а также используя богатейший запас слов и выражений интернационального характера. Сам он был страстным собирателем и хранителем оригинальных образцов фольклорного материала, всю жизнь учил воспитанников собирать и обрабатывать лучшие народные песни и сказки, пословицы и поговорки, сказания и легенды, шуточные рассказы и загадки, скороговорки и потешки.

Яковлевская традиция использования фольклорного материала на уроках родного языка и литературы сохраняются и развиваются на его родине в Кошки-Новотимбаевской средней школе имени И. Я. Яковлева (Тетюшского района, Татарской АССР). Здесь учительница родного языка и литературы А. П. Николаева, творчески используя наследие чувашского просветителя, вводит учащихся в мир творческого поиска по сбору фольклорного материала, по сочинению сказок и рассказов, стихов и песен. Лучшие сочинения, рассказы, стихотворения, песни и сказки, сочиненные членами литературного кружка, публикуются в рукописном журнале «Ҫамрӑксен сасси» («Голос молодежи»). Здесь хорошо осознают то, что И. Я. Яковлев придавал народному творчеству очень важное значение, как средству ввести учащихся в мир народной мысли, духа и жизни народной. Чувашский педагог, сам создавая произведения чувашской художественной литературы, постоянно учил сочинять новые произведения своих воспитанников. Так, и первый учитель Кошкинского училища Игнатий Иванович Иванов стал собирателем материалов народного творчества и автором нравоучительных рассказов на чувашском языке, которые можно считать одними из первых произведений чувашской письменной литературы. Да и многие выпускники Кошкинской школы, как и воспитанники Симбирской чувашской учительской школы, стали писателями и поэтами ( М. Акимов, А. Алга, И. Иванов, И. Максимов-Кошкинский, Т. Педерки, А. Тимбай, здесь работали Н. Дедушкин, В. Ухли и др.).

Родной язык для усвоения русского языка, родной язык вместе с русским языком — эта мысль выдающегося чувашского педагога легла в основу деятельности современной национальной школы. Поэтому велико значение его наследия при изучении чувашского языка и литературы в современной школе, в условиях осуществления реформы школы тем более. Здесь мы ограничились только некоторыми методическими рекомендациями для учителей родного языка и литературы. По нашему мнению, эта проблема заслуживает специального исследования и обобщения передового педагогического опыта лучших учителей чувашского языка и литературы республики и соседних областей и республик.


Земляков, А. Е. Использование педагогического наследия И. Я. Яковлева в процессе преподавания школьных предметов / А. Е. Земляков // Земляков, А. Е. Творческое использование педагогического наследия И. Я. Яковлева в современной школе / А. Е. Земляков. – Чебоксары, 1986. – Ч. 1 – С. 6-18.


1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 24, с. 175

2 НА ЧНИИ, отд. 2, ед. хр. 513, с. 11.

3 Журналы Буинского уездного земского собрания за 1901 г. — Симбирск, 1901, с. 136.

4 Там же, с. 152.

5 Методика историко-краеведческой работы в школе. (Под. ред. Н. С. Борисова. — М., Просвещение, 1982, с. 63.)

6 НА ЧНИИ, отд. 2, ед. хр. 513, с. 12.

7 Матрусов И. С. Политехническое образование и преподавание географии. — Советская педагогика, 1975, № 3, с. 52.

8 Мышинская Р. П., Шенев В. А. Педагогическая практика студентов по географии в средней школе. — М., Просвещение, 1983, с. 118 — 119.

9 Волков Г. Н., Я. А. Коменский и И. Я. Яковлев. — Чебоксары, 1962, с. 4.

10 ОР ГБЛ, ф. 361, к. 8. д. 13.

11 Егоров В. Г. Введение в изучение чувашского языка. М., 1930, с. 161.

12 Волков Г. Н. Выдающийся просветитель-демократ. – Советская педагогика, 1969, № 1, с. 115.