А. Г. Покровский

С. Г. Базранова

Р. А. Госькова

Научное и практическое значение

творческого наследия И. Я. Яковлева

Гениальный педагог И. Я. Яковлев является великим просветителем не только чувашского, но и других народов. Его педагогическое наследие – ценный вклад в сокровищницу педагогической мысли Чувашии, России и мира.

Анализируя педагогическую деятельность И. Я. Яковлева, мы видим:

  1. Одной из своих главных задач он считал борьбу против «невежества», за широкое распространение просвещения для народов Поволжья и России.

  2. Был непримиримым противником сословного воспитания, сторонником общедоступной школы для детей всех национальностей.

  3. Являлся сторонником реального образования.

  4. Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания считал личный пример учителя. Строгие и вполне определенные требования он предъявлял к понятию «народный учитель» (поступающие должны были быть исключительно из трудовых семейств и отличаться трудолюбием).

  5. Всю жизнь пропагандировал мысль, что наука, образование и искусство должны создаваться на родном языке каждого народа, руками национальных ученых, всей душой связанных со своим народом; учителя в школе должны знать язык своих учеников и быть двуязычными.

  6. Через всю деятельность И. Я. Яковлева красной нитью проходит мысль, что сыны народа, воспитанные им, служат делу воспитания и личным примером, и участием в воспитании, и мыслями о воспитании.

  7. В обосновании содержания, принципов, методов обучения Яковлев исходил из интересов просвещения народа; считал, что необходимо дать ему возможность приобщаться к мировой культуре.

  8. Он требовал, чтобы молодежи давалось образование, которое можно практически использовать для улучшения жизни народа. Яковлев верил в свой народ, проявлял уважительное, сочувственное отношение к простым людям.

  9. Он ставил своей задачей воспитать патриотов, обладающих чувством долга и чести.

10. Он стоял за принцип народности в просвещении народа: народный учитель, народная школа. Под народностью он понимал воспитание, служащее интересам народа, защите родного языка, подъему культуры и национального самосознания, национального и человеческого достоинства. Подлинная народность, считал он, возможна только при соблюдении в воспитательной работе требований прогрессивных педагогических традиций народа. «Школа стремится, – писал Яковлев, – выработать из своих воспитанников прежде всего хороших людей и хороших граждан, а потом уже хороших учителей, так без высоко нравственных качеств невозможно быть хорошим педагогом» (9). Ценность любой науки он определил тем, «какое влияние оказывает она на подъем культуры широких масс».

Согласно Ушинскому, Яковлев подчеркивал сложность педагогической науки: «Нет ни одного вопроса, кроме вопроса о просвещении подрастающих поколений, где каждый себя чувствует знатоком дела. Поэтому всегда бывает чересчур щекотливо доказывать человеку, случайно взявшему трактовать о Просвещении, что данный вопрос не так прост, как это может показаться с первого взгляда» (4).

Представляет интерес отношение педагога к задаче школы: «В школу поступают дети всевозможных характеров, всевозможных привычек относиться и к заданной работе и к вещам... Задача школы по возможности упорядочить в человеке все...» (2).

Педагог-гуманист считал фундаментом воспитания труд. От отмечал, что основу деятельности задуманной им школы должен быть положен труд, умственный и физический, обратив это заведение в демократически трудовое.

Педагогическая теория и практика Яковлева отличается гуманностью и демократизмом. Его кредо: «Цель воспитания – счастье человека, средство воспитания – радость» (3).

И. Я. Яковлев был горячим патриотом и поборником дружбы между народами. Он призывал своих учеников к участию в просвещении других народов, населяющих русский Восток. Его воспитанники работали на Дальнем Востоке, в Сибири, на Дону, а один – в станице Вешенской, на родине М. Шолохова. В Симбирской школе он учил русских, татарских, мордовских детей, проводил вечера, посвященные Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Гейне и др. У него были дружеские связи с педагогами Украины, Казахстана, Грузии, Армении, Прибалтики. Яковлев открыл десятки школ для русских и мордвы, оказывал содействие в развитии просвещения среди татар, марийцев, удмуртов.

Сравнивая чувашей с другими народами, просветитель отмечал, что в характере чувашей есть много симпатичного, но им не хватает той энергии, такого широкого, удалого размаха, той мощи духа, того творческого подхода ко всем делам, какие встречаются зачастую у русских. В татарах он ценил энергичность и предприимчивость, высоко отзывался и о других народах.

Всю свою жизнь педагог-демократ трудился над тем, чтобы поднять культурный и материальный уровень чувашей до уровня, на котором стоял русский народ, чтобы приблизить и приобщить свой народ к мировой цивилизации и общечеловеческой культуре.

С великим уважением относился педагог-гуманист к русской культуре с ее гуманистическими и демократическими традициями. С большим дружеским чувством Яковлев стремился знакомить русских с бытом и культурой чувашского народа, чтобы русские старались ближе узнать и понять людей нерусских народностей и их культуру.

Он выступал против оценки людей по национальной принадлежности. Так, один высокий санкт-петербургский сановник позволил себе иронично заметить: «Что же можно выразить на чувашском языке? У чувашей, наверное, и слов-то нужных нет!». Яковлев с достоинством ответил: «Если, Ваше превосходительство, у человека нет ни мыслей, ни чувств, ни достаточного знания предмета, то и на богатом словами языке он ничего разумного не сможет высказать. Но если у бедного народа, высокомерно считаемого диким, есть мысли, чувства, совесть и разум, то, поверьте, он сумеет найти и нужные слова для их выражения» (8). Он своим трудолюбием прекрасно доказал, что люди других национальностей ничуть не хуже русских.

Позиция И. Я. Яковлева по осуществлению обучения в школе на народном языке является одним их важных положений в деятельности чувашского педагога. В отчете обследования в 1876 году 8 училищ Яковлев писал: «Нет сомнения, что эти притуплённые ученики «дураки», как мне их называли, результат неудачного обучения. До тех пор, пока не будет учителей, должным образом подготовленных к исполнению своих обязанностей и знающих язык своих учеников, в чувашских школах всегда будет повторяться это явление...» (7).

Он неизменно повторял во многих вариантах одну и ту же мысль: «Учеников обязывают знать, чем питаются амебы, как размножаются змеи и лягушки, сколько ног у пауков, как одевались рабовладельцы. Возможно, и от этих знаний есть какая-то польза. Но разве может быть для человека что-то важнее, чем знание родного языка – величайшего из духовных сокровищ народа».

И. Я. Яковлев своим новаторским опытом доказывал, что национальное развитие возможно только при неограниченном использовании родного языка. Игнорирование родного языка означает оскорбление лучших человеческих чувств, приводит к духовному оскудению подрастающего поколения.

Педагог указывал, что «...каждому инородческому племени должна быть обеспечена свобода пользования родным языком в школе и церкви. Язык умирает только вместе с создавшим его народом и требовать, чтобы родной язык народом был забыт, почти равносильно требованию смерти этого народа».

Ученикам Симбирской чувашской школы Яковлев представлял идеального чувашского учителя человеком, который умеет все: и петь, и плясать, и сказку рассказать, и косить косой, и цепом молотить, и лошадь запрячь, потому что деревня не любит пустых говорунов и требует показать на деле, что умеет человек.

И примером, идеалом для будущих учителей, безусловно, был сам Яковлев, строгий, но справедливый. Для учителей, для воспитанников, для школы он сам писал дидактические рассказы, которые занимательны и просты по содержанию, развивают в детях наблюдательность, умение разбираться в людях. Каждый его рассказ – настоящий клад. Так, «Укӗт » («Увещевание») является настоящей программой воспитания гуманности у детей: «Будь человеком честным, целомудренным, добрым... Стариков, всех людей старше себя почитай, не задирай голову перед ровесниками. Со всеми, кто младше тебя, будь приветлив и вежлив. ...Изо всех сил старайся делать людям добро. Со всеми живи честно, ни с кем не враждуй... Не будь ленив, а будь трудолюбив» (6).

Учитель, по Яковлеву, должен овладеть самой высокой мудростью человековедения: чтобы воспитанник никогда не терял веры в свои силы; гуманность учителя невозможна без чуткости к человеку, без любви к людям нет и учителя.

Ученые, учителя сегодня ведут поиски новых подходов к решению важнейших проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. На пути этих поисков – идеи и опыт Яковлева, наш долг – претворять их в жизнь.

Литература

  1. Васильев Е.В. Велик во все времена. – Чебоксары, 1996, 167 с.;

  2. Временные педагогические курсы. 1899. С. 48;

  3. Педагогические семинары. Чебоксары, вып. 1, 1965. С. 23;

  4. Симбирские губер. ведомости. 1894. 30 ноября;

  5. См. И. Я. Яковлев. Буквари разных лет изданий;

  6. ЦГА ЧР, фонд 297, д.1268 а, С. 13;

  7. ЦГАЧР, фонд 501, д. 28, лл 1617;

  8. Яковлев А.И. Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930). – Чебоксары, 1958. С. 113 - 114;

  9. Яковлев И.Я. Война и Симбирская чувашская школа. 1915. С.13.


Покровский, А. Г. Научное и практическое значение творческого наследия / А. Г. Покровский, С. Г. Базранова, Р. А. Госькова // Дело его жизни. – Чебоксары, 2003. – С. 133 – 137.