П. И. Павлов

Наставница чувашских девочек

Екатерина Алексеевна Яковлева*

Деятельность выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашского алфавита и письменности, основателя Симбирской чувашской учительской школы, писателя и переводчика Ивана Яковлевича Яковлева поистине многогранна. Еще в гимназические годы у Яковлева сложилось убеждение в необходимости открытия чувашских школ на родном языке. Осенью 1868 года гимназист Яковлев привел из своей деревни в Симбирск четырех учеников, которых стал готовить к поступлению в уездное училище. Он поселил их на своей квартире и содержал на свои средства. Через год при самом активном участии И. Н. Ульянова в Симбирске открывается чувашская начальная школа, впоследствии преобразованная в учительскую школу.

В 1870 году, после окончания Симбирской классической гимназии И. Я. Яковлев поступил в Казанский университет. Руководство всей учебно-воспитательной работой чувашской школы взял на себя И. Н. Ульянов. Он выхлопотал школе денежное пособие и стипендию ученикам, назначил своих лучших воспитанников учителями этой школы.

После окончания Казанского университета Яковлев получил назначение на должность инспектора чувашских школ и директора Симбирской чувашской учительской школы. Впервые И. Н. Ульянов и И. Я. Яковлев встретились еще в 1869 году в Симбирске. Эта встреча положила начало деловым отношениям в области народного просвещения; впоследствии переросшим в глубокую дружбу между ними и их семьями. Иван Яковлевич часто бывал в доме у Ульяновых, о чем Мария Ильинична Ульянова пишет в своих воспоминаниях: «В нашем доме из знакомых отца бывали главным образом его сослуживцы-инспектора народных училищ, заведующий чувашской школой И. Я. Яковлев, много сделавший для народного просвещения среди чувашей, преподаватели средних и низших учебных заведений».

Велика заслуга И. Н. Ульянова в организации и женского образования. Он писал: «Что касается до женщин-чуваш, то они совсем не обрусели и совершенно не знают русского языка, почему я считаю полезным и необходимым открыть женские школы для обучения девушек-чувашек в Старых Алгашах и Средних Тимерсянах Симбирского уезда, введя вместе с грамотой и обучение рукоделию, необходимому в крестьянском быту». И в этих селах действительно были открыты женские школы.

В 1878 году, благодаря заботам И. Н. Ульянова, было открыто женское отделение при Симбирской чувашской школе, преобразованное в 1890 году в женское училище, которое сыграло большую роль в подготовке учительских кадров для чувашских начальных школ. Заведование женской школой было возложено на жену Яковлева - Екатерину Алексеевну, которая и заведовала, и уроки русского языка вела бесплатно. Эта школа пользовалась популярностью среди населения, что видно было из большого наплыва девушек, желающих туда поступить.

В учебном плане женского отделения, кроме общеобразовательных предметов, было домоводство, включающее в себя домашнее хозяйство, уход за детьми, рукоделие, кройку и шитье. Девушки все домашние дела выполняли сами. Производили уборку комнат, подсобных помещений, кроили и шили для себя белье, занимались рукоделием. В порядке дежурства по кухне выполняли обязанности повара. Дежурные по кухне освобождались от учебных занятий.

Екатерина Алексеевна приняла горячее участие в организации женского отделения, взяв на себя преподавание русского языка, географии, истории и других предметов, сначала бесплатно, а затем за вознаграждение.

Первое помещение для женского отделения было отведено в том же одноэтажном деревянном здании, где была первоначально квартира Яковлевых, а в 1885 году женское училище перевели в трехэтажное здание, построенное на личные средства Яковлева. Там же жил со своей семьей и Яковлев. Классные комнаты находились на втором этаже.

В самом начале Екатерина Алексеевна взяла на себя преподавать все предметы. Она была в одном лице и учительницей, и воспитательницей, и надзирательницей. Дело у нее пошло сразу хорошо, с учащимися завязались прекрасные отношения, благодаря ее умению мягко и в то же время настойчиво к ним относиться. Девушки ее любили и после окончания школы часто к ней обращались с просьбами, и она никогда им не отказывала в помощи.

Кроме занятий Екатерина Алексеевна старалась развлекать своих воспитанниц, устраивала елки на Рождество, организовывала прогулки по окрестностям Симбирска, например в Винновскую рощу, устраивала литературные вечера. Екатерина Алексеевна была удивительной рукодельницей, почему в ее отделении процветало рукоделие всякого рода. Особенно хорошо были поставлены вязание, шитье, вышивка. Впоследствии была приглашена учительница по рукоделию. За рукоделие и ученические работы женское отделение получало почетные грамоты на выставках: дважды в Казани, дважды в Симбирске и на Нижегородской всероссийской выставке.

В 1888 году помощницей Екатерины Алексеевны была назначена Наталья Яковлевна Яковлева, воспитанница этой же школы. Она помогала Екатерине Алексеевне во всем - и в преподавании, и по надзору. Жила она тут же при женском отделении.

Насколько хорошо было поставлено в отделении преподавание, видно из того, что некоторые его воспитанницы после окончили высшие учебные заведения. Кроме прогулок в окрестности Симбирска, устраивались и более отдаленные, с воспитательными целями, путешествия. Например, в Москву, Ярославль, на Нижегородскую ярмарку.

Девушки женского отделения трудились и на сельскохозяйственной ферме под Симбирском. Жили там же, выполняли разные работы: пололи, жали, собирали овощи и т. д. Екатерина Алексеевна наблюдала на ферме за детьми, заботилась об их удобстве, пище, размещении. Девочки ценили эту ее заботу.

Екатерина Алексеевна 40 лет заведовала женским отделением, и по представлению Казанского учебного округа ей была вручена Золотая медаль.


Павлов, П. И. Наставница чувашских девочек Екатерина Алексеевна Яковлева / П. И. Павлов // Воспитанники яковлевской школы. – Ульяновск, 1998. – Кн. 1. – С. 10-12.


* Эти записки из домашнего архива П. И. Павлова мы даем в сокращении. Видимо, он готовил большую статью о Екатерине Алексеевне, но не успел ее завершить.