Л.П. Кураков

И. Я. Яковлев и дело его жизни

(Предисловие к воспоминаниям И.Я.Яковлева "Моя жизнь")

Имя выдающегося чувашского педагога-просветителя Ивана Яковлевича Яковлева (1848 - 1930) хорошо известно в России и далеко за ее пределами. Его полувековая многогранная деятельность имела интернациональное значение, получила позитивное признание во многих странах мира. Просветительной деятельностью Яковлева интересовались три последних монарха Российской империи, председатель Совета министров РСФСР В. И. Ленин, многие отечественные и иностранные ученые, писатели, государственные и общественные деятели. В зарубежной научной литературе Иван Яковлевич признан как ученый-практик, создатель прогрессивной системы начального обучения в двуязычной школе, организатор национальной школы, издатель учебников и других книг, а основанная и выпестованная им Симбирская чувашская учительская школа являлась кузницей национальных кадров, призванных приобщать народы востока России к мировой культуре.

Жизнь и деятельность И. Я. Яковлева, история созданной и возглавлявшейся им более 50 лет Симбирской чувашской учительской школы запечатлены в тысячах документов, хранящихся в различных архивах России и ряда зарубежных стран, в том числе в Англии, в архиве Британского и иностранного библейского общества в Лондоне, с которым И. Я. Яковлев сотрудничал в 1874 - 1922 гг., являясь его почетным членом.

Самим И. Я. Яковлевым при его жизни были изданы "Букварь для чуваш" (более 30 изданий), "Первоначальный учебник русского языка для чуваш", "Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке" (ряд изданий), 17 книг и брошюр, 42 статьи и документа по педагогическим, социальным и политическим вопросам, о Симбирской чувашской учительской школе. В последние годы изданы два тома его писем, входящие в состав задуманного многотомного издания сочинений просветителя.

Первые статьи об И. Я. Яковлеве и его школе были опубликованы еще в конце 60-х годов XIX в. С тех пор выпущены в свет сотни статей, десятки монографий о нем и Симбирской чувашской учительской школе. Яркая, но сложная и многогранная фигура чувашского просветителя получала в литературе неоднозначные оценки. Каждый автор писал о нем, исходя из своих социальных и политических воззрений и интересов. Великодержавные шовинисты в России постоянно преследовали его, необоснованно обвиняли в сепаратизме и национализме; чувашские националисты считали его русификатором. Чувашская и русская демократическая интеллигенция, народные массы искренне поддерживали его благие деяния. В 1928 г., в связи с 80-летием со дня рождения просветителя, его деятельность получила положительную общественную оценку. Но в 30-х годах в ней стали видеть только христианское миссионерство. С 1948 г. восторжествовала в целом справедливая оценка титанического труда И. Я. Яковлева по просвещению, национальному подъему родного народа. Обстоятельные исследования об И. Я. Яковлеве написаны М. П. Петровым (Тинехпи), А. И. Яковлевым, Г. Н. Волковым, Н. Г. Красновым и др.

В своих воспоминаниях патриарх чувашского просвещения и культуры И. Я. Яковлев сам рассказывает о себе и деле своей жизни, которое он любит называть "моим чувашским делом". Он был честнейшим человеком с устойчивыми взглядами, и о своем прошлом, и о своих помыслах и делах, о своих учителях, друзьях, помощниках, коллегах и учениках, а также недругах, препятствовавших делу национального подъема чувашского народа, говорит правдиво, не скрывая ни светлого, ни мрачного в своем жизненном пути.

...Мемуары И. Я. Яковлева содержат богатейшую информацию, представляющую и поныне большой общепознавательный интерес, и являются ценным историческим источником. Они имеют важное значение для усвоения опыта и уроков педагогической системы просветителя и применения их в современной профессиональной и общеобразовательной школе.

Настоящее издание является полным, соответствующим сохранившемуся рукописному тексту. Воспоминания охватывают продолжительный период времени - вторую половину XIX и первую четверть XX столетия. Мемуарист излагает события, факты и сведения в основном в хронологической последовательности.

Мемуары сообщают о трудном детстве чувашского мальчика-сироты. Он родился 13 (25) апреля 1848 г. в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии, вырос в неродной семье, в 1856 - 1860 гг. учился в удельном училище, в 1860 - 1864 гг. - в уездном училище и землемеро - таксаторских классах, по окончании которых юноша работал землемером в разных местах поволжских губерний, населенных русскими, чувашами, татарами, мордвой и др. В семье управляющего имениями княгини Долгоруковой поляка О. Л. Косинского он впервые увидел, что у поляков, как и у русских и татар, есть книги на родном языке. "Почему же, думалось мне, - вспоминает Яковлев, - нет таких книг на чувашском языке у чуваш? Мне было досадно и обидно". У Косинского Яковлев выполнял землемерные работы и заработал значительную сумму денег. Он решил, используя их, получить образование в гимназии и университете, чтобы осуществить свое "стремление дать чувашскому народу возможность читать и писать на родном языке". Таким образом определилась у него великая жизненная цель.

В 1867 г. Яковлеву удалось осуществить свою мечту о поступлении в Симбирскую гимназию. В следующем году у него "окончательно окрепло решение относительно просвещения чуваш и необходимости создания для них с этой целью чувашской школы". В октябре 1868 г. он открыл частную школу, пригласив на учебу сельского юношу А. В. Рекеева, а затем и других. Ко времени окончания гимназии с золотой медалью в 1870 г. в его школе обучалось четыре мальчика, которых он содержал на средства, добываемые частными уроками, и на пожертвования.

В августе 1870 г., отбывая на учебу в Казанский университет, И. Я. Яковлев просил директора Симбирской гимназии И. В. Вишневского поддержать его школу материально и морально. Вначале она была оставлена на попечение Вишневского, но вскоре перешла под ведение инспектора народных училищ Симбирской губернии, видного педагога-демократа И. Н. Ульянова, который в 1871 г. добился принятия ее на государственное содержание.

И. Я. Яковлев поступил на физико-математический факультет. Однако в ходе учебы он понял, что для успешной просветительной деятельности (создания нового чувашского алфавита, учебников, учебных пособий и т.п.) ему необходимо получить высшее гуманитарное образование. И через год перешел на историко-филологический факультет. В первые же дни обучения в университете Яковлев познакомился с известным просветителем, ученым-ориенталистом профессором Николаем Ивановичем Ильминским (1822 - 1891), возглавлявшим крещенотатарскую школу, Казанскую инородческую учительскую семинарию, а также Переводческую комиссию Православного миссионерского общества. Благодаря настояниям Ильминского Государственным советом 26 марта 1870 г. были приняты Правила о допущении родного языка инородцев (нерусских народов) России в преподавание в начальной школе. Много вечеров и ночей провел Яковлев в задушевных беседах с просветителем и стал его убежденным сторонником. Он считал Н. И. Ильминского своим главным учителем, в 1877 г. женился на Екатерине Алексеевне Бобровниковой, воспитывавшейся в семье Ильминского.

Под влиянием Н. И. Ильминского и его школы И. Я. Яковлев полнее стал представлять свои программные задачи по просвещению чувашского народа. Он изложил их в докладной записке от 22 декабря 1870 г. попечителю Казанского учебного округа П. Д. Шестакову. В ней он глубоко обосновал опасность исламизации и исчезновения чувашей как народности, указывал, что процессу исламизации и отатаривания чувашей не может противостоять языческая идеология, сопровождаемая массовой неграмотностью населения и его интеллектуальным отставанием от русского народа, что условием сохранения чувашского народа может быть только христианская идеология. Поэтому необходимо прививать чувашам православие путем церковной проповеди и школьного обучения на родном языке; открывать школы для чувашских детей, в которых преподавали бы на родном языке учителя-чуваши: создать чувашскую письменность, издавать на чувашском языке религиозную, учебную и другую литературу, организовывать подготовку учителей-чувашей, оказав поддержку открытой им Симбирской школе. (См.: Димитриев В. Д. Об историческом значении просветительной деятельности И. Я. Яковлева // Известия Академии наук Чувашской Республики. 1993, № 1. С. 28 - 29 и наст. сборник, с. 19).

Уже в 1871 г. И. Я. Яковлев, пользуясь консультациями Н. И. Ильминского и помощью студента В. А. Белилина в изучении особенностей фонетики чувашского языка, создает новую чувашскую письменность с алфавитом, основанным на кириллице, готовит первый чувашский букварь, увидевший свет в следующем году. В дальнейшем И. Я. Яковлев выпустил десятки учебников, исторических, естественнонаучных, художественных, медицинских, сельскохозяйственных и других книг на родном языке, переводы Псалтири и части Пророков, Закона Божьего, Нового завета (Евангелия), четырех книг Моисея, Ветхого завета и др. С его именем связаны возникновение и становление чувашской художественной литературы.

По окончании университета в 1875 г. И. Я. Яковлев продолжает заведовать Симбирской школой и назначается инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Он инспектировал чувашские училища Казанской, Симбирской, Самарской и Саратовской губерний Казанского учебного округа, объезжая их ежегодно два раза. Его интересовали также чувашские школы Уфимской и Оренбургской губернии. Он добивался открытия в этих губерниях десятков новых чувашских училищ и строительства большого количества школьных зданий, направлял в чувашские школы учителей - выпускников своей школы, систематически проводил временные педагогические курсы и съезды учителей для обсуждения актуальных проблем школьного обучения. Из воспоминаний узнаем, что Яковлев помогал и в строительстве церквей в чувашских селениях. Один из противников И. Я. Яковлева, великодержавный шовинист С. Ф. Спешков, служивший попечителем Казанского учебного округа, добился в 1903 г. упразднения должности инспектора чувашских школ.

Значительная часть воспоминаний посвящена детищу мемуариста - Симбирской школе. В 1877 г. Министерство народного просвещения признало ее как центральную, в 1890 г. она была преобразована в учительскую с шестилетним курсом обучения. При школе в 1878 г. было открыто женское отделение, которое возглавлялось супругой просветителя Е. А. Яковлевой. В 1901 г. оно было преобразовано в женские педагогические курсы. При школе действовали базовые начальные училища. Для нее Яковлевым были построены прекрасные корпуса. Весь этот комплекс учебных заведений представлял собой школу-интернат. Работали ремесленные мастерские, с 1911 г. - сельскохозяйственная ферма. В школу принимались дети из крестьянских семей. Учащиеся содержались в условиях сельского быта, в интернате полностью обслуживали сами себя. Будущие учителя изучали родной и русский языки, гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, педагогику, логику, методику, проходили эстетическое и трудовое обучение, овладевали ремеслами и сельскохозяйственными знаниями. Иван Яковлевич добивался улучшения хозяйства, быта, материального обеспечения, повышения культуры чувашей через знания, передаваемые учителями. Школа И. Я. Яковлева за годы своего существования выпустила более 1000 учителей, отлично подготовленных к педагогической и воспитательной деятельности в начальных училищах и к распространению сельскохозяйственных, ремесленных, эстетических и этических знаний среди чувашских учащихся и крестьян.

Опираясь на систему просвещения инородцев Н. И. Ильминского, И. Я. Яковлев создал свою более прогрессивную систему просвещения, примененную и в организации народного образования среди других народностей Поволжья и Приуралья. Срок обучения в двуязычной начальной школе им был установлен четыре года вместо трехгодичного в русской школе, обучение на родном языке осуществлялось в 1 - 2 классах, а в последующих классах он оставался обязательным предметом.

Почти все выпускники Симбирской чувашской учительской школы становились активными проводниками в жизнь яковлевской программы национального подъема чувашского народа, равенства и сближения его с другими народами, прежде всего с русским. Иван Яковлевич тепло вспоминал о своих учениках А. В. Рекееве, П. М. Миронове и Н. М. Охотникове, ставших сподвижниками просветителя, классике чувашской поэзии К. В. Иванове, художнике А. А. Кокеле и др.

Мемуары просветителя свидетельствуют о том, что его "чувашское дело", то есть дело просвещения и национального подъема родного народа, осуществлялось в труднейших условиях. Решение любого замысла, начинания было связано с преодолением препятствий. Были у Ивана Яковлевича сторонники, помогавшие ему, были ярые противники, были вовсе равнодушные к его делу. Из попечителей Казанского учебного округа системы просвещения Н. И. Ильминского и И. Я. Яковлева поддерживали лишь П. Д. Шестаков, П. Д. Масленников и М. М. Алексеенко. Остальные попечители, казанский архиепископ Палладий и симбирский архиепископ Никандр устраивали гонения на И. Я. Яковлева, обвиняя его в сепаратизме и национализме. Против преподавания в школах на чувашском языке и издания чувашских книг выступали священники В. Я. Смелов и П. П. Любимов; Иван Яковлевич все же находил защиту у обер-прокурора Синода, сенатора К. П. Победоносцева, министров народного просвещения В. Г. Глазова, П. Н. Игнатьева и других. Некоторые чувашские эсеры, в частности Г. Ф. Федоров (Алюнов) и Д. П. Петров, объявляли Яковлева русификатором, "врагом чувашского народа". К ним же относился чувашский писатель И. Н. Юркин.

Из воспоминаний видно, что он тяжело переживал по поводу выступлений в печати с клеветой на него, стремился защитить свою честь и достоинство через судебные процессы, тянувшиеся годами.

И. Я. Яковлев указывает, что губернское и уездное земства мало помогали делу просвещения чувашского народа. Не было помощи и со стороны богатых помещиков. Мемуарист отмечает значительную финансовую помощь, оказанную некоторыми купцами Симбирской чувашской школе.

Из представителей русской интеллигенции дело просвещения чувашского народа эффективно поддерживали инспектора (директора) народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянов и Казанской губернии И. А. Износков, директор Казанской инородческой учительской семинарии Н. А. Бобровников, музыковед С. В. Смоленский, ученый-славист профессор А. С. Будилович, публицистка С. В. Чичерина и др.

Многие страницы воспоминаний посвящены постоянной помощи И. Я. Яковлева чувашским и русским крестьянам в решении земельных и социальных вопросов, споров с помещиками. При этом мемуарист указывает, что "симбирское дворянство сплошь состояло из крепостников, врагов крестьянства".

Иван Яковлевич трогательно рассказывает о своей семье: жене Екатерине Алексеевне, в течение 40 лет руководившей женским отделением и женскими педагогическими курсами, сыновьях Алексее, Николае, дочери Лидии, ставших видными деятелями науки, образования и культуры.

Взволнованно читается рассказ просветителя о соратнике, друге И. Н. Ульянове и его семье.

Большой интерес читателя вызывают страницы воспоминаний о видных лингвистах В. В. Радлове и Н. И. Ашмарине, венгерских ученых Б. Мункачи и Д. Мессароше, местных писателях Г. Н. Потанине, Д. Н. Садовникове, Валентине и Викторе Назарьевых, протоиерее П. Н. Охотине, К. Д. Раевской, А. А. Глазовой (Громеко), Цветковых, малопривлекательных фигурах Ф. М. Керенского, В. Н. Поливанова и других, с которыми он общался по служебной и общественной работе.

С горестью читаются страницы воспоминаний о гонениях на просветителя, продолжавшихся и после Февральской революции 1917 г.

Иван Яковлевич совершил великий подвиг в деле просвещения и национального подъема чувашского народа благодаря своей целеустремленности и самоотверженности в достижении поставленных задач, отдал все свои силы, знания, талант служению народу. Просветитель писал: "Я никогда не гонялся за чинами, окладами, повышениями, отличиями, а оставался всегда верен лишь делу образования родного мне народа - делу, в котором сознавал себя и способным и полезным, а отчасти и незаменимым. Могу сказать с чистой совестью по отношению к Родине и родному мне народу, что ...лучшую часть жизни отдав делу народного просвещения ...я остался до конца верен моим заветным идеалам юности". Просветитель надеялся, что начатое им и его сотрудниками "дело не только не погибнет, но и будет сохранено, станет расти, развиваться - к благу Родины и человечества!" В 1921 г. он подписал завещание чувашскому народу, советуя ему путь просвещения и нравственного прогресса.

В XX в. достигнуты всеобщая грамотность и высокая культура чувашского народа. По числу лиц со средним образованием чуваши ныне опережают многие народы России, однако отстают еще от некоторых из них по числу лиц с высшим образованием.

Многое из системы организации двуязычной национальной школы, разработанной И. Я. Яковлевым, и из опыта Симбирской чувашской учительской школы вошло в послеяковлевскую общеобразовательную и профессиональную школу Чувашии. Завещание просветителя, опыт и уроки яковлевской школы актуальны и сегодня. В Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова свято чтят идеи и принципы педагогической системы Яковлева. Мы, деятели народного образования, в нынешних нелегких условиях, на современном уровне должны продолжить великое и благородное дело Ивана Яковлевича.

Кураков, Л. П. И. Я. Яковлев и дело его жизни / Л. П. Кураков // Иван Яковлев – выдающийся чувашский просветитель-педагог. – Уфа, 1998. – С. 7 – 14.