А. С. Марков

Жизнь и деятельность И. Я. Яковлева -

образец самоотверженного служения народу и родине

Трудящиеся Чувашии вместе со всеми братскими народами Советского Союза в ноябре 1968 года широко отметили 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие со дня рождения ее основателя - Ивана Яковлевича Яковлева, «50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 50, стр. 61).

Симбирская чувашская учительская школа была особенной школой. Обосновывая ее демократическую направленность, И. Я. Яковлев писал: «От чего и от кого зависит направление учебного заведения?.. 1) От цели, которая преследуется учебным заведением, 2) от руководителя, 3) от состава преподавателей, 4) от состава учащихся» (ЦГА ЧАССР, ф. 515, оп. 1, д. 4, л. 15). Демократические основы школы И. Я. Яковлева в Симбирске и инспектируемых им чувашских школ шести губерний (Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Уфимской и Астраханской) объясняется всеми этими четырьмя критериями.

Цель школы «…» состояла в содействии национальному подъему чувашского народа. Расшифровывая эту цель, И. Я. Яковлев четко сформулировал основные аспекты этой цели: распространение грамотности и образование на родном языке, подготовка учителей из детей чувашских крестьян, издание книг на родном языке по всем отраслям знаний, создание национальной художественной литературы, развитие национальной культуры — музыкальной и театральной, приобщение чувашских трудящихся к передовой русской и мировой культуре, укрепление дружбы чувашей со всеми народами России.

В реализации главной цели Симбирской чувашской школы И. Я. Яковлевым сделано невероятно много. Он явился вдохновителем и организатором национального подъема чувашского народа: создал чувашскую письменность - был детским писателем-классиком, литературным критиком, редактором, издателем, переводчиком, распространителем книг среди широких слоев населения, был фольклористом, этнографом, историком, искусствоведом, общественным деятелем и мировым посредником в крестьянских делах. Из руководимой им школы вышли первые чувашские революционеры, ученые, писатели и поэты, композиторы, художники, артисты. В этой школе функционировали три хора — женский, мужской и смешанный, три оркестра — симфонический, струнный, духовой, в стенах этой школы в 1913 г. осуществлена постановка оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», для которой декорации писал ученик И. Я. Яковлева поэт и художник К. В. Иванов, учащимися школы под руководством И. Я. Яковлева выпущены первая чувашская антология поэзии, два тома народных песен, более четырех десятков книг по агрономии и медицине, открыты картинная галерея и историко-педагогический музей; сельскохозяйственная ферма была превращена в агробазу для распространения среди чувашских крестьян передовых методов ведения сельского хозяйства. В школе имелись образцово поставленные мастерские — столярная, слесарная, токарная, сапожная и т. п., призванные распространять разнообразные ремесла среди трудовых крестьян Поволжья.

И. Я. Яковлеву удалось на практике осуществить идею Л. Н. Толстого об «университете в лаптях».

Руководитель школы, определявший ее идейно-политическое и воспитательно-образовательное направление, был убежденным демократом. Существенное влияние на руководителя и на демократизацию направления учительской школы еще в самый начальный период ее деятельности оказывал И. Н. Ульянов. Он, будучи назначен в 1869 г. в Симбирск, «застав уже Симбирскую чувашскую школу в ее зачаточном, так сказать, состоянии, убежденно, вдумчиво, горячо оказывал ей всяческое содействие по пути ее развития и процветания» (Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, ф. 361, папка № 5. Объяснительная записка И. Я. Яковлева В. И. Ленину от 12 ноября 1919 г.).

Благодаря неимоверным усилиям Ивана Яковлевича Яковлева школа расширилась, с помощью И. Н. Ульянова, Н. И. Ильминского и др. оформилась в специальное учебное заведение и, наконец, развилась в чувашскую учительскую школу (см. об этом подробнее статью Г. Н. Волкова «Выдающийся просветитель-демократ», «Советская педагогика», 1969, № 1).

Что же касается состава преподавателей, то он также был однородно демократическим. Выбор преподавателей осуществлялся лично самим руководителем. В числе первых учителей школы были В. А. Калашников, домашний учитель детей И. Н. Ульянова, А. В. Рекеев, педагог-энтузиаст и сам И. Я. Яковлев, преподававший в школе более полувека педагогику, логику и математику. Позднее основное ядро преподавательского коллектива состояло из воспитанников школы. Здесь учился и работал К. В. Иванов — классик чувашской поэзии, автор бессмертной поэмы «Нарспи». В течение 1885 — 1887 гг. гимназист Володя Ульянов готовил в университет учителя математики этой школы Н. М. Охотникова, одновременно занимался с другим учителем В. Н. Никифоровым и общался со многими учениками этих учителей.

Коллектив учащихся, разнородный по национальному составу (чуваши, русские, мордва, татары, марийцы и др.), был однородным по социальному положению. И. Я. Яковлев, добиваясь преимущественного положения детей трудовых крестьян при приеме в школу, перед началом учебного года официально обращался к руководителям сельских чувашских школ с письмом следующего содержания: «Поступающие должны быть исключительно из трудовых крестьянских семейств (а не номинально числящихся только крестьянами), отличающихся трудолюбием и настоящим укладом крестьянской жизни..». (М. П. Петров. О Симбирской чувашской школе и Иване Яковлевиче Яковлеве. Чебоксары, 1928).

Горячий поклонник великой русской культуры, знаток античной и современной ему западноевропейской литературы, И. Я. Яковлев в своей педагогической деятельности использовал все лучшее, что достигнуто человечеством в области воспитания подрастающего поколения, что сохранилось в сокровищнице мировой педагогики. Его практика и теория — живое воплощение идеалов Я. А. Коменского и К. Д. Ушинского, И. Г. Песталоцци и Л. Н. Толстого. Однако успех педагогики И. Я. Яковлева в родном народе объясняется не только этим. В основе его педагогических идей были чаяния и ожидания чувашского народа. У истока его педагогики были народная педагогика чувашей, их коллективная педагогическая мудрость. Из педагогической классики им отбиралось то, что наилучшим образом соответствовало национальным особенностям и передовым традициям родного народа.

И. Я. Яковлев к духовной культуре чувашей подходил с позиции использования ее в улучшении жизни народа. Он, внимательно осваивая ее, особо выделял те ее стороны, которые можно было использовать в дальнейшем культурном подъеме народа.

Таким образом, для И. Я. Яковлева было характерно не только стремление к сближению чувашей с русским народом и приобщение к его передовой культуре, но вместе, с тем и забота о сохранении всего лучшего, что есть в родном народе.

Симбирская чувашская школа создавалась героическими усилиями И. Я. Яковлева, «великого выходца из самых бедняцких слоев чувашского крестьянства», а развивалась же она благодаря самоотверженному труду и невероятной выносливости самих учащихся. Во всей истории просвещения трудно указать другой пример подобного учебного заведения, которое содержалось бы на труде и усилиях самих воспитанников. Школа-интернат И. Я. Яковлева была трудовой, подлинно народной Школой, интернатом для детей беднейших крестьян и приютом для сирот. Она была совершенно отлична от школ того времени как по своему назначению и составу учащихся, так и по методам и содержанию работы. Каждый воспитанник этой школы трудился умственно и физически с таким упорством и настойчивостью, чтобы иметь возможность учиться не только самому, но и улучшать условия школы, чтобы в ее стенах могло учиться как можно больше чувашских юношей и девушек.

В распоряжении попечителя Казанского учебного округа П. Д. Шестакова от 28 августа 1875 г. о назначении И. Я. Яковлева окружным инспектором чувашских школ Ивану Яковлевичу отведена весьма скромная роль в просвещении родного народа. Инспектор для формы руководствовался его указаниями, по существу не только все дело школьного образования чувашей в шести губерниях Казанского учебного округа, но и дело создания и развития культуры чувашского народа во всей России взял непосредственно в свои руки. Как уже указывалось, в развитии школьного дела среди чувашей Симбирской губернии ему большую помощь оказывал И. Н. Ульянов. В свою очередь И. Я. Яковлев отплачивал добром за добро, всеми силами содействуя ему в развитии просвещения среди русского и мордовского населения губернии: инспектировал русские и мордовские школы, производил в них выпускные испытания, пропагандировал сочинения Л. Н. Толстого, вносил предложения об улучшении материального положения школ и учителей, добивался расширения сети школ, детей русских и мордовских крестьян готовил к учительской деятельности в своей школе.

В чем же состояла инспекторская деятельность И. Я. Яковлева? Она состояла в систематической постановке перед крестьянами вопроса об открытии школ как задачи первостепенной для них важности; в организации строительства школьных зданий и обеспечении открывающихся школ знающими свое дело учителями, в оказании учителям постоянной методической помощи и заботе о повышении их педагогической квалификации. И. Я. Яковлев лично проводил с учителями беседы о наследии Ушинского, Песталоцци, Дистервега. На вечер памяти Я. А. Коменского, проведенный в Симбирской чувашской учительской школе в 1893 г., приехали многие учителя сельских школ. По инициативе И. Я. Яковлева среди чувашского учительства распространялись труды Я. С. Гогебашвили, они распространялись и в списках, доходя до самых глухих селений Чувашии. Инспекторская деятельность И. Я. Яковлева состояла также в заботе об улучшении быта и материального положения чувашского учительства, в проверке качества преподавания в чувашских школах и принятии конкретных мер по его улучшению и ежегодном участии в проведении испытаний по отбору будущих учащихся Чувашской учительской школы, в пропаганде агрономических, правовых, педагогических, научно-популярных знаний среди крестьян. Таков, в основном, тот круг вопросов, которыми занимался И. Я. Яковлев как инспектор изо дня в день.

Кроме открытия новых школ, И. Я. Яковлев много сил положил на реорганизацию ранее открытых им одноклассных школ в двухклассное училище в Иккове, в Малых Яльчиках и Больших Арабосях. В 1900 году была реорганизована в двухклассное училище Ходарская одноклассная школа, открытая совместными усилиями И. И. Ульянова и И. Я. Яковлева.

Перед началом строительства нового здания школы И. Я. Яковлев непременно выезжал туда лично сам: договаривался об усадьбе, выбирал место для школьного здания, доставал строительные материалы, нанимал плотников... По воспоминаниям современников, И. Я. Яковлев к началу строительства здания Икковской школы приехал и обошел село в сопровождении большой крестьянской толпы, выбирая наиболее удобное для школы место, и, наконец, под одобрительные возгласы, сказал: «Дом для Икковской школы должен быть поставлен здесь!» Это — возвышенное, удобное место, занимающее господствующее положение над окрестностями. Опережая духовное ведомство, И. Я. Яковлев часто под школу занимал те участки, на которые в последующем настойчиво претендовала церковь, в иных случаях требуя даже переноса школьных зданий.

В 1882 году в Тораеве в крестьянской избе начала работать школа. В 1888 году она сгорела. Об этом сообщили И. Я. Яковлеву. Он немедленно прибыл в село, созвал крестьян на сход, и выступил перед ними, горячо доказывая необходимость строительства нового школьного здания. Крестьяне возражали, сомневаясь в посильности строительства. Но И. Я. Яковлев не унимался: поехал в соседние селения, выступал перед крестьянами и, наконец, уговорил их выделить усадьбу и приступить к строительству школы. Уехал он только тогда, когда плотники приступили к строительству. И. Я. Яковлев лично поехал в Ишлей-Покровское, купил там сруб, организовал его доставку в Тораево. Как только доставили сруб на место, он, имевший опыт мерщика, быстро наметил план будущей школы, показал, где и как заложить фундамент, где и каких размеров сложить печь, все это на земле отметил колышками. Помог даже выбрать высококачественный кирпич для фундамента. «Да только ли это? Как он заботился еще о плотниках! Добился, чтобы их обеспечили уютной квартирой, потребовал, чтобы их хорошо кормили. Распорядился также во дворе школы выстроить баню» (газета «Коммунизм ялавĕ» (Знамя коммунизма) от 29 апреля 1958 г.).

И. Я. Яковлев еще в студенческие годы проявлял заботу об обеспечении школьных библиотек светской литературой, особенно книгами выдающихся русских педагогов — Ушинского, Толстого, Корфа, Водовозова и др. Вступив в должность инспектора, он еще более усилил внимание к вопросам обеспечения чувашских школ книгами и учебно-наглядными пособиями. Во многих его актах проверки имеются особые указания об училищных библиотеках и мерах их расширения за счет земств.

Зная, что И. Я. Яковлев поможет школе по любому вопросу, сельские учителя обращались к нему с самыми различными просьбами: помочь оборудованием, прислать книгу, дать консультацию по методическим вопросам, содействовать в получении пенсии и т. д. и т. п.

Предметом постоянной отеческой заботы и важнейшим участком деятельности И. Я. Яковлева, как инспектора, были чувашские учительские кадры, их подготовка, расстановка и усовершенствование.

Учителей для чувашских школ готовила Симбирская школа. Эффективность ее плодотворной деятельности И. Я. Яковлев неизменно ставил в зависимость от тесной связи ее с чувашскими сельскими школами. Эта связь была многосторонней — и материальной, и идейной, и педагогической. Будущих учеников учительской школы он отбирал в процессе проведения выпускных испытаний в сельских школах. По окончании учительской школы они направлялись обратно в сельские школы и уже никогда не порвали связи с родной школой и ее руководителем.

Основным условием успеха работы чувашской школы И. Я. Яковлев считал обеспечение их учителями, знающими чувашский язык. После проведения годичных испытаний в 8 училищах Симбирского уезда он обратился в училищный совет с предложениями об «улучшении условий учащихся в училищах» и в числе главных мер выдвинул назначение «на учительские должности в названных училищах, по мере открывающихся в них вакансий, из «инородцев» или же русских, хорошо владеющих соответствующим инородческим (чувашским или мордовским. — Ред.) языком». Улучшение дела обучения в любой чувашской школе И. Я. Яковлев считал возможным только при условии наличия в ней учителей, знающих чувашский язык. Он считал необходимым вести обучение русскому языку с помощью родного языка: «В чувашских училищах... целесообразнее начинать обучение грамоте на родном языке и постепенно переходить к русскому языку, сначала — устному разговорному, а потом — к письменному книжному» (Архив Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР, отдел II, т. 17, л. 30).

Работая инспектором чувашских школ, И. Я. Яковлев лично руководил повышением педагогической квалификации учителей, распространял среди них передовой опыт. Важнейшим средством в этом деле служили краткосрочные педагогические курсы, куда обычно приглашались учителя, не имеющие опыта работы в школе. В программу педагогических курсов входили как вопросы организации школьного дела, так и проблема постановки учебных предметов, проводились как теоретические, так и практические занятия. О том, насколько детально и всесторонне обсуждались педагогические проблемы, свидетельствуют краткосрочные курсы, проведенные И. Я. Яковлевым в Цивильске в июле 1882 г. Даже программа по вопросу об организации школы говорит о многом. В соответствии с этой программой были детально обсуждены следующие вопросы: продолжительность учебного курса в чувашских школах, установление отделений и смена их, составление программ и расписания уроков, установление учебного года, меры к устранению неаккуратного посещения школы учениками, привлечение в школы девочек, установление возраста для приема учеников в школу, возможность введения ремесел в некоторые школы и др. Еще шире была программа курсов по постановке преподавания учебных предметов. Насколько обстоятельно обсуждались на курсах важнейшие проблемы педагогической работы, свидетельствует и то, что предметом серьезного разговора являлись даже такие частные вопросы, как способы ведения предварительных бесед со вновь поступающими.

И. Я. Яковлев в своих сообщениях на педагогических курсах широко оперировал данными инспекторских проверок и трибуну неизменно использовал для распространения передового педагогического опыта. Он особенно высоко ценил тех учителей, которые не замыкались в узкие рамки своей преподавательской деятельности, а вели с учениками большую воспитательную работу, встречались и беседовали с их родителями. В своих докладах, беседах и письмах он постоянно внушал воспитанникам мысль о важности учительской деятельности для народа и для самой личности педагога. Например, в одном из писем он признавался: «Служба учебная, хотя очень скромная, но имеет свои большие преимущества и удовлетворяет нашим глубоким сердечным чувствам и стремлениям» (Архив Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР, отдел II, т. 4. л. 573).

Работая инспектором, И. Я. Яковлев в году 4 — 5 месяцев, порою и более, проводил в разъездах по школам. «Я, как говорил, проведу почти всю зиму в разъездах», — писал он Н. И. Ильминскому 30 октября 1883 г. В результате долголетней инспекторской практики у И. Я. Яковлева сложилось несколько постоянных маршрутов, имеющих протяженность более 500 км; для примера можно привести один из его маршрутов: Тюрлема — Бичурино — Акулево — Чебоксары — Икково — Ишаки — Пихтулино — Тораево — Ядрин — Хочашево — Аликово — Ходары — Юманай — Норусово — Артеменькино — Шихазаны — Яншихово-Норваши — Яльчики — Рунга — Буинск — Кошки Ново-Тимбаево — Симбирск. Во всех пунктах своего маршрута И. Я. Яковлев останавливался по несколько дней, встречался с крестьянами, беседовал с ними на экономические и культурные темы, порою выступал перед ними с докладами по вопросам повышения культуры земледелия, попутно раздавая им брошюры по сельскому хозяйству. Его особенным вниманием, естественно, в каждой деревне пользовалась сельская школа. И. Я. Яковлев поэтому каждую встречу с крестьянами старался использовать для организации их помощи школе, учителю и учащимся.

Активная и в высшей степени плодотворная общественная деятельность И. Я. Яковлева вызывала бешенство и злобу у царских чиновников, и они, предъявив ему обвинение в «политической неблагонадежности», добились в 1903 г. ликвидации должности окружного инспектора, ограничив работу И. Я. Яковлева инспектированием одной только чувашской школы в Симбирске.

И. Я. Яковлев очень дорожил должностью инспектора чувашских школ, ибо всей душой был предан делу просвещения чувашского народа. Главное в этой должности для него было право вступать в систематическую связь с чувашскими учителями, с чувашским населением. В отчете за 1905 год он писал: «Кажется, одной из причин некоторого ослабления нравственных связей между Симбирской учительской школой и ее бывшими питомцами является упразднение должности окружного инспектора чувашских школ...». Поэтому он неоднократно добивался разрешения посещать чувашские начальные училища.

На совещании по просвещению «инородцев», состоявшемся в мае 1905 года, И. Я. Яковлев брал слово шесть раз. Первым вопросом, который был поднят в его первом же докладе, был вопрос «Об обязанностях директора инородческих учительских семинарий посещать сельские, особенно двухклассные и центральные училища инородцев». В начале своего доклада И. Я. Яковлев отметил, что он считал бы полезным предоставление директорам семинарий и школ некоторых прав относительно посещения и осмотра училищ тех районов, которые они обслуживают. Обосновывая свою главную идею, он продолжал: «Директора учительских семинарий должны знать особенности быта, умственного и нравственного склада, материального положения и ближайшие нужды тех племен, для обслуживания духовных потребностей которых предназначены инородческие семинарии. Это возможно только при близком знакомстве с инородцами через поездки в инородческие селения и пребывание среди них». Показательно, что И. Я. Яковлев речь ведет не только о предоставлении прав директорам учительских семинарий в руководстве школами, но и ратует за вменение такого руководства в их обязанность. Заведение, готовящее учителей, должно быть теснейшим образом связано с тем населением, которое оно призвано обслуживать — об этом заботился И. Я. Яковлев постоянно и этого добивался всегда в своей инспекторской деятельности. Однако самодержавные мракобесы отнюдь не были заинтересованы в такой связи педагога с народом.

Главным и определяющим в жизни и деятельности И. Я. Яковлева является его страстная любовь к родному народу, тесно связанная с идеей дружбы народов, гуманизмом и демократизмом. «Вот что только могу сказать... не кривя душой, — писал он Н. И. Ильминскому 27 февраля 1883 г., — люблю я чуваш, от души желаю им всякого блага... У меня в жизни не было другой цели, как благо чуваш».

И. Я. Яковлев жил и трудился в период формирования чувашской нации. Его просветительная деятельность способствовала пробуждению национального самосознания чувашского народа. Он это хорошо понимал. Когда самодержавные мракобесы угрожали Симбирской чувашской учительской школе полным разгромом, И. Я. Яковлев успокаивал себя тем, что, если и разнесут все, то и тогда уцелеет «пробужденное национальное сознание самого чувашского народа» (А. И. Яковлев. Иван Яковлевич Яковлев (1848 — 1930), 2-е изд., под редакцией проф. Ф. Н. Петрова, Чебоксары, Чувашгосиздат, 1958, стр. 110).

И. Я. Яковлев был не только педагогом и просветителем, но и выдающимся общественным деятелем. Более того, просветительная деятельность была лишь составной частью его неутомимой и обширной общественной деятельности, которую он вел среди чувашского крестьянства.

Общественная деятельность И. Я. Яковлева складывается из многих элементов: начиная с выступлений на сходках и публицистических статей в защиту крестьянства, кончая разработкой смелых проектов экономического развития Чувашии и остро полемическими выступлениями на официальных совещаниях в Петербурге, Казани и Уфе.

Социально-политические взгляды И. Я. Яковлева сложились прежде всего под непосредственным влиянием чувашской действительности, в условиях которой он родился и рос, получил первые впечатления, воспитание, в условиях которой он трудился более полувека и провел всю свою жизнь. С детских лет И. Я. Яковлев наблюдал социальную несправедливость, особенно же — угнетенное положение широких масс чувашского крестьянства. Все это наложило свой отпечаток на направление общественно-политических взглядов И. Я. Яковлева. Происхождение его из беднейших слоев чувашского трудового народа также сыграло немаловажную роль в том, что во взглядах И. Я. Яковлева нашли отражение настроения, думы и чаяния чувашского крестьянства со всеми присущими ему противоречиями.

Многие из ранних воспитателей (в особенности чувашский крестьянин Пахомов и русский крестьянин Мушкеев) и учителей (прежде всего Мукосеев, обвинявшийся в политической неблагонадежности) сыграли значительную роль в формировании мировоззрения И. Я. Яковлева. Важнейшим фактором, определившим направление социально-политических взглядов. И. Я. Яковлева, явилось его знакомство с передовой русской литературой.

И. Я. Яковлев читал в гимназические годы сочинения В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. Сочинения Д. И. Писарева, как свидетельствуют признания самого И. Я. Яковлева, он начал читать еще до поступления в гимназию. «Моя подготовка в гимназию и исследующее время совпали с эпохой начала освободительного движения. Я стал читать журнал «Русское слово», в котором участвовал Писарев», — писал он в своих воспоминаниях.

И. Я. Яковлев не был революционером, но по-своему интересовался освободительным движением и по-своему сочувствовал ему. У него установились натянутые отношения с губернатором А. С. Ключаревым из-за некоторых чувашей, участвовавших в революции 1905 — 1907 гг., которых педагог-демократ смело защищал. У И. Я. Яковлева хватило смелости проявить заботу об учащихся, исключенных из школы за революционное выступление, принять на работу Ф. Н. Николаева и Н. Ф. Беляева, уволенных с должности учителя за революционную деятельность среди крестьян.

Заслуживает внимания и такой факт. «По делу восстания крестьян села Бездна в 1861 г., — писал И. Я. Яковлев, — пострадал казанский профессор Щапов, служивший панихиду по убитым крестьянам и произносивший речь, имеющуюся у меня в списке». Более того, чувашский педагог сохранил для последующих поколений ряд подлинных документов профессора-бунтаря, хотя подвергал себя огромной опасности.

И. Я. Яковлев пытался разобраться в сложнейших явлениях общественной жизни: в годы первой русской революции читал сочинения Ф. Энгельса, внимательно изучал книгу П. Кропоткина «Путь революционера», разрабатывал проекты национального самоуправления с предоставлением чувашам права автономии, носился с идеей открытия высших учебных заведении и средних профессиональных школ для чувашей и т. п. И. Я. Яковлев пытался спасти от казни Александра Ульянова, оказывал моральную и материальную поддержку «семье цареубийцы»; хорошо знал об участии Владимира Ульянова в революционном движении, пытался даже разобраться в начале пробуждения у него революционного настроения. В первые дни и месяцы революции И. Я. Яковлев старался разобраться во всех программных документах большевиков, читал труды В. И. Ленина и делал из них выписки. Так, например, на 15 странице «Книжки в помощь крестьянину-труженику» (о комитетах и советах бедноты), второй раз переизданной в Казани в октябре 1918 г., есть пометка И. Я. Яковлева около следующих слов В. И. Ленина: «Сущность земельной революции сводится к уничтожению крепостнической крупной земельной собственности...».

В социально-политических вопросах мировоззрение И. Я. Яковлева отличалось ограниченностью и непоследовательностью. Многим социологическим проблемам он давал идеалистическую трактовку. Его материалистические высказывания касаются главным образом национального вопроса. Во многих своих трудах он последовательно проводит мысль о том, что не только отдельные люди, но и целые народы, их физические и психические черты не являются неизменными, что так называемые национальные признаки, свойства и особенности не извечны, являются продуктом конкретных общественных условий. И. Я. Яковлев выступал против насильственной русификаторской политики царизма; его точка зрения в корне отличалась от официального взгляда на сближение чувашей с русским народом исключительно на почве обрусения. Им настойчиво вводилось понятие «взаимного сближения». Для него лишалось смысла сближение без обоюдостороннего стремления народов как можно лучше узнать друг друга; сближение он рассматривал как проявление подлинной дружбы народов.

Педагогическая система И. Я. Яковлева представляет собой не только национальную гордость чувашского народа как духовное сокровище, выросшее из его недр, как творение его национального гения, но имеет и общечеловеческое значение.

Основой педагогической системы И. Я. Яковлева является идея народности. Эта ведущая идея осуществлялась на основе тщательно разработанной системы организационных и научно-педагогических мероприятий, включавших следующие основные положения:

школа, если она хочет стать действительно народной, должна быть доступна всем детям;

цель и задачи школы должны отвечать потребностям народа, жизнедеятельность школы должна быть приближена к жизни народа, она обязана готовить детей применительно к потребностям народной жизни;

содержание и методы воспитания должны быть направлены на подготовку людей, способных повышать материальное благосостояние и культурный уровень народа; поскольку в жизни чувашских крестьян труд занимает ведущее место, в основу школьной работы должен быть положен труд как умственный, так и физический; содержание трудового обучения и воспитания должно учитывать состояние и характер трудовой деятельности чувашей, поэтому земледелие должно составлять главный и основной элемент этого содержания;

родной язык — могучее средство народного воспитания; без преподавания на родном языке всеобщее обязательное обучение не может иметь реального значения: вслед за Я. А. Коменским он утверждал, что подлинно народной может быть только школа родного языка;

без повышения образовательного и воспитательного уровня женской половины населения нельзя поднять культурный уровень всего народа.

Как и для всех великих педагогов-классиков, для И. Я. Яковлева центральной была проблема родного языка. Он не только обосновал необходимость родного языка как средства обучения и воспитания, но и внедрял его в практику работы чувашской школы. Он был глубоко убежден в том, что родной язык является одним из решающих условий общего развития личности, важнейшим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

И. Я. Яковлев неизменно повторял во многих вариантах одну и ту же мысль: «Учеников обязывают знать, чем питаются амебы, как размножаются змеи и лягушки, сколько ног у пауков, как одевались рабовладельцы... Возможно, и от этих знаний есть какая-то польза. Но разве может быть для человека что-либо важнее, чем знание родного языка — величайшего из духовных сокровищ народа?» По его мнению, изучение родного языка не может быть делом добровольным, оно обязательно, это — не только первая человеческая обязанность, но и самое великое человеческое счастье. И. Я. Яковлев своим новаторским опытом доказал, что национальное развитие возможно только при неограниченном использовании родного языка.

Обучение на родном языке развивает речь и мышление детей. Он содействует воспитанию детей в духе любви к своему народу, помогая раскрывать его духовный мир, понимать его мысли и чаяния. Игнорирование родного языка означает ограбление лучших человеческих качеств, приводит к оскудению духовного мира подрастающего поколения.

Могучую нравственную силу родного языка И. Я. Яковлев видел и в том, что люди, познавшие и оценившие его красоту, могут оберегать и развивать родную культуру. В воспитании любви к родному языку И. Я. Яковлев возлагал большие надежды на женщин-матерей и мечтал о таком поколении чувашских женщин, которые не представляли бы материнства без материнского языка. Ставя в этом отношении татарок в пример чувашкам, он в то же время с восхищением говорил о русских женщинах, подчеркивая при этом, что чувашские женщины должны научиться у русских женщин главному — оберегать и совершенствовать родной язык и родную культуру, любить родной народ и учить этому своих детей.

И. Я. Яковлев постоянно подчеркивал необходимость и важность изучения русского языка: «Русский язык, при теперешнем все увеличивающемся усложнении жизни, все увеличивающемся спросе на труд, на рабочие руки, делается для инородцев столь же необходимым, как свет и воздух» (Архив Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР, инв. № 184, л. 13). Его педагогические заповеди — «Русский язык — открытое окно в большой мир», «Русское слово — родное слово». «Русский язык — широкая дорога к культурному прогрессу чувашского народа»— стали народными афоризмами. В то же время И. Я. Яковлев рассматривал русский язык не как средство обрусения, а как мощный рычаг национального подъема и возрождения. Он строго предупреждал: «Русский язык — не вместо родного языка, русский язык — вместе с родным языком».

В учении И. Я. Яковлева о содержании обучения много места занимало раскрытие образовательного и воспитательного значения логики, естествознания, ручного труда, русской и всеобщей истории, географии, гимнастики, музыки, математики. О математике он говорил: «Математика для ума то же, что и музыка для чувств. Математика — музыка для ума».

В педагогической системе И. Я. Яковлева детально разработаны проблемы школ-интернатов, приютов для детей крестьян и направления общественного воспитания; учителя, его подготовки и переподготовки; педагогической этики; системы инспектирования; приближения школы к жизни, идейной связи школьного воспитания с жизнью народа; школьного режима и т. д. И. Я. Яковлев в своей школе добился предельной светскости образования, возможной в условиях царского самодержавия «…».

В конце ноября 1918 года он составляет подробную программу реорганизации учительской семинарии. И. Я. Яковлев считал, что учебное заведение в новых условиях должно быть обязательно народно-трудовым и что труд, физический и умственный, специализация труда в направлении, наиболее нужном, полезном для общества, должны стать предметом главной и основной заботы новой школы в ее работе по образованию и воспитанию растущего поколения.

Богатой педагогический опыт И. Я. Яковлева должен всесторонне пользоваться в строительстве новой школы — такова была официальная линия Народного комиссариата по просвещению. Представитель Народного комиссариата в своем выступлении на педагогическом совете Симбирской чувашской учительской семинарии высказал пожелание, чтобы совет работал, пользуясь указаниями И. Я. Яковлева, и поднял семинарию на ту высоту, на какой была она при Яковлеве. Такое признание значения педагогического опыта И. Я. Яковлева в строительстве советской школы была для него высшей наградой и внушало ему уверенность в том, что дело чувашского просвещения при Советской власти получит новое, бурное развитие «…».

Старого педагога очень беспокоило разорение мастерских и сельскохозяйственной фермы, вызванное оккупацией Симбирска учредиловцами и белочехами. Он мечтал о возвращении фермы новому чувашскому учебному заведению по подготовке учителей и скорейшем восстановлении мастерских. Последние месяцы его пребывания в Симбирске стали для него буквально праздником. 9 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление, где было сказано, что «Симбирский чувашский практический институт народного образования и сельскохозяйственный техникум при нем объявляются со всем находящимся в их распоряжении движимым и недвижимым имуществом, в том числе и сельскохозяйственной «фермой, достоянием чувашских трудящихся масс...». Этим постановлением все, что было создано усилиями И. Я. Яковлева и его соратников, было передано из ведения Симбирского губисполкома в ведение Чувашской автономной области. Одновременно в постановлении указывалось, что сельскохозяйственную ферму института нужно считать учебно-вспомогательным учреждением, находящимся в полном его распоряжении, и освобождать от всех государственных и местных налогов, чтобы весь доход и все продукты фермы могли быть употребляемы исключительно на снабжение дальнейшее развитие института, техникума и его фермы. Сельскохозяйственная подготовка учащихся в учительской школе была поставлена настолько высоко, что на базе этой школы сразу после революции сказалось возможным открытие сельскохозяйственного техникума «…».

В 1922 г. И. Я. Яковлев «в осенний октябрьский вечер, ровно через 54 года после того, как в его гимназическую комнатку пришли первые ученики чувашской школы, выехал вечером из школы на крестьянском возу на станцию железной дороги, чтобы прожить остаток жизни вместе с семьей своего старшего сына, профессора Московского университета» (А. И. Яковлев) Иван Яковлевич Яковлев (1848—1930), изд. 2, под редакцией проф. Ф. Н. Петрова, Чебоксары, Чувашгосиздат, 1958, стр. 110).

И. Я. Яковлев скончался 23 октября 1930 года. На скромном памятнике, поставленном на его могиле в Москве, сделана краткая, но многозначительная надпись — «Учитель чувашского народа». Этим сказано многое.

И. Я. Яковлев сыграл огромную роль в создании школьной демократической педагогики чувашей. Он выдвинул целую плеяду талантливых педагогов-мыслителей, как Н. M. Охотников, И. И. Иванов, К. В. Иванов, В. Н. Орлов, А. В. Рекеев, П. О. Афанасьев, В. Г. Егоров и др. Он воспитал тысячный отряд чувашских педагогов-практиков, любовно названных в народе «яковлевцами» за их преданность делу просвещения.

И. Я. Яковлев являет собой образец поразительного сочетания педагогической и просветительной деятельности с общественной деятельностью на благо родного народа. Именно его самоотверженная общественная деятельность, работа в гуще народа показала, что просвещение может стать сильнейшим оружием, потому что оно так или иначе втягивает массы в политическую жизнь, создает условия для сознательной борьбы за справедливость, равноправие и счастливое будущее. Имя И. Я Яковлева стало близким и родным широкой массе чувашского народа. По мнению крестьян, чувашская школа, созданная И. Я. Яковлевым, через своих питомцев подняла чувашей на ноги, «вызвала в чувашах сознание, что и они такие же люди, как и все другие» («На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы», Симбирск, 1910, стр.95). В этих словах выражено не только сознание своего национального достоинства, но и уважение к другим народам.

Своим трудом И. Я. Яковлев вызывал горячие симпатии передовых представителей и других народов, прежде всего русского народа. В 1867 г., еще до начала своей педагогической деятельности, он заслужил имя «честного чувашенина, преданного делу образования своих единоплеменников» («Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев». СПб., 1869, стр. 233) «…»

В дни празднования 80-летия со дня рождения И. Я. Яковлева А. В. Луначарский писал: «Чувашские трудовые массы в условиях неслыханного угнетения в прошлом сумели заложить первые основы массовой грамотности и национальной письменности и школы. Великий выходец из самых бедняцких слоев чувашского крестьянства Яковлев и его соратники, также выходцы из крестьян, в течение полувека работали и боролись за массовую культуру чувашских трудящихся. Полувековая работа по национальному подъему чувашского народа подготовила миллионные чувашские трудящиеся массы принять активное участие в Великой Октябрьской революции» («Ученые записки» Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР, вып. III, Чебоксары, 1949, стр. 44). Столь же высоко ценили общественную и просветительную деятельность чувашского педагога Н. К. Крупская и М. Н. Покровский.

Советская педагогика может и должна критически использовать бесценное наследие педагога-новатора, педагога-борца. И. Я. Яковлев внес в развитие педагогической мысли своего времени неоценимый вклад, который не утратил своего значения и для современности.

История жизни и деятельности И. Я. Яковлева и чувашского народа не оставляет камня на камне от реакционных теорий о полноценных и неполноценных народах. Нет народов неполноценных, есть только неполноценный общественный строй. Исторический пример И. Я. Яковлева разоблачает клеветнические измышления идеологов империализма о народах зависимых стран. Расцвет культуры и экономики чувашского народа убедительно показывает, на какие подвиги способен народ, освобожденный от оков капитала, народ, освобожденный от социального и национального угнетения.

Чем дальше отодвигаемся мы от этой эпохи, когда жил и творил гениальный сын и учитель чувашского народа, тем явственнее становится роль и значение Симбирской учительской школы в национальном подъеме чувашей.

О жизни и деятельности И. Я. Яковлева написано много. На юбилейной научной сессии, проходившей в ноябре 1968 года в Чебоксарах, мы прослушали много интересных докладов, со всех сторон охарактеризовавших деятельность Яковлева и созданной им Симбирской школы.

К юбилею вышли из печати книга «И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников», брошюры Н. В. Муромцева «Симбирская чувашская учительская школа», Н. Г. Краснова «Семья Ульяновых и Симбирская чувашская школа», В. Т. Харитонова «Симбирская учительская школа — центр просвещения чувашского народам, Г. Н. Волкова «Иван Яковлевич Яковлев» (биографический очерк); на страницах центральных и республиканских газет и журналов опубликовано много статей, посвященных юбилейным датам. Отрадно то, что все большее и большее количество исследователей-потомков обращают внимание на изучение больших и благородных творений великого педагога, ибо жизнь и деятельность И. Я. Яковлева — яркий пример достойный подражания.

Для изучения большого педагогического наследия И. Я. Яковлева в институте создана научная лаборатория, ежегодно проводятся творческие конкурсы по изобразительному и прикладному искусству, по переводу произведений И. Я. Яковлева на иностранные языки, научно-педагогические конференции, яковлевские чтения, выставки и т. д. Победители конкурсов награждаются путевками по яковлевскому маршруту: Чебоксары — Москва — Ленинград — Ярославль — Кострома — Горький — Чебоксары, путевками в Казань, Ульяновск, а также ценными подарками.

В результате творческих поисков студентам художественно-графического факультета Чувашского педагогического института удалось изготовить оригинальные юбилейные медали, значки, портреты, сувениры.

Как известно, в Симбирской чувашской школе большое внимание уделялось эстетическому воспитанию учащихся. Мы стараемся продолжить яковлевские традиции. В значительной степени этому способствуют новые факультеты пединститута: музыкально-педагогический, художественно-графический, факультет общественных профессий. В институте работают духовой и эстрадный оркестры, хоровые, вокальные, театральные, хореографические отделения факультета общественных профессий, проводятся лекции по музыке, изобразительному и киноискусству. Ежегодные майские фестивали художественной самодеятельности стали традицией института. Силами студентов и преподавателей даются сотни концертов для населения города и республики «…».

В дни юбилейных торжеств в Чувашском педагогическом институте открылся музей И. Я. Яковлева. В нем хранятся его богатейшая библиотека, личные вещи — форменная шапка, шпага, пальто, часть мебели, много ценных фотографий, портрет самого Ивана Яковлевича, написанный при жизни с натуры, и т. п., которые нам передали внуки и внучки И. Я. Яковлева — Иван Алексеевич и Ольга Алексеевна Яковлевы, Екатерина Алексеевна, Анна Алексеевна и Дмитрий Алексеевич Некрасовы. Коллектив института выражает внукам и внучкам, а также всем воспитанникам Симбирской чувашской школы искреннюю благодарность за их бескорыстную помощь в создании и оборудовании музея дорогого нам Ивана Яковлевича Яковлева.

Жизнь и деятельность замечательного сына чувашского народа, великого педагога-гуманиста И. Я. Яковлева убеждает нас в том, что нет выше счастья, чем служить своему народу, что народ всегда помнит своих сынов и высоко чтит их благодарный труд во имя его процветания и счастья.


Марков, А. С. Жизнь и деятельность И. Я. Яковлева – образец самоотверженного служения народу и родине / А. С. Марков // И. Я. Яковлев и его школа : уч. зап. / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 1971. – Выпуск XXXIII. - С. 10–27.