И. П. Прокопьев

100-летие Симбирской чувашской учительской школы

и 120-летие со дня рождения И. Я. Яковлева

15 ноября 1968 г. в Москве состоялось совместное торжественное заседание Министерства просвещения РСФСР, Института теории и истории педагогики и Института национальных школ Академии педагогических наук СССР, в октябре в гор. Ульяновске прошла межвузовская Поволжская конференция, посвященные 100-летию со времени открытия Симбирской чувашской учительской школы и 120-летию со дня рождения ее основателя Ивана Яковлевича Яковлева. В клубах и библиотеках, научных учреждениях и учебных заведениях были проведены научные сессии, лекции и доклады о жизни и деятельности И. Я. Яковлева, о месте и роли Симбирской учительской школы в просвещении чувашского народа, о большой дружбе И. Я. Яковлева и выдающегося педагога-демократа И. Н. Ульянова.

Торжественно отметив эти знаменательные даты, советская общественность выразила свое глубокое уважение к человеку, чья жизнь целиком и полностью была посвящена благородному делу народного просвещения.

Выходец из бедной крестьянской семьи, рано лишившийся родительской ласки и заботы, И. Я. Яковлев глубоко познал трудности обездоленной жизни крестьян царской России. Бесправие и экономическая нужда народа усугублялись темнотой и невежеством, почти поголовной неграмотностью.

Буржуазные реформы 60-х гг. не облегчили положения трудового народа, но открыли простор для развития капиталистических отношений. В условиях проникновения товарно-денежных отношений в национальные окраины потребовались грамотные люди и из среды инородцев. В числе таких оказался И. Я. Яковлев, помещенный в Бурундукское училище помимо воли усыновившего его крестьянина Андрея Пахомова. Направляя сироту на учебу, удельное ведомство имело в виду подготовить из него грамотного конторщика или землемера.

В училище царили телесные наказания и произвол. Так как основной целью обучения и воспитания являлось утверждение в народе религиозности, И. Я. Яковлев, кроме усвоения четырех правил арифметики, мало что вынес из училища. «Общее мое впечатление о времени, проведенном в Бурундукском училище, то, — писал он позже, — что это заведение имело глубоко развращающее влияние на детей и подростков»1.

После окончания начального училища И. Я. Яковлев, как лучший ученик, был направлен удельным ведомством в Симбирское землемерное училище, закончив которое получил должность мерщика.

Поездки по Симбирской, Самарской и Казанской губерниям в годы его работы землемером, знакомство с жизнью и бытом различных народов значительно расширили его кругозор, встречи с прогрессивными людьми того времени зародили мысль помочь родному народу — дать чувашам образование и приобщить их к русской культуре. Но для осуществления этой мечты надо было сначала получить образование самому.

Скопив немного денег за счет частных заказов по землемерным работам, Иван Яковлевич в январе 1867 г. освобождается от обязанностей землемера, успешно сдает вступительные экзамены и зачисляется в V класс Симбирской классической гимназии. Поддержка со стороны передовых людей, поступление в гимназию окрылили его. Он окончательно укрепился в мысли об организации школы для чувашских детей и осенью 1868 г. пригласил к себе нескольких мальчиков из деревни — Алексея Рекеева, Егора Улюкина, Василия Кашкарова и Ивана Исаева. Все ученики поселились с ним на одной квартире и содержались на средства, зарабатываемые Иваном Яковлевичем частными уроками. Так сто лет тому назад было положено начало Симбирской чувашской учительской школе.

Чувашская учительская школа, бессменным руководителем которой в течение 54 лет был И. Я. Яковлев, сыграла важную роль в национальном развитии чувашского народа, в приобщении его к передовой русской культуре. Преодолевая огромные трудности в дореволюционной России, школа выпустила сотни квалифицированных учителей, подготовила целый ряд деятелей культуры. Здесь получили образование классик чувашской литературы К. В. Иванов, известные писатели Н. В. Шубоссинни, М. Д. Трубина, М. Ф. Акимов, композиторы Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, народный артист Чувашской АССР И. С. Максимов-Кошкинский, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор химических наук И. И. Корнилов, доктора филологических наук В. Г. Егоров, С. П. Горский и др. Многие воспитанники Симбирской школы активно участвовали в борьбе за завоевание и укрепление Советской власти. В числе их член КПСС с 1905 г. Герой Социалистического Труда Т. С. Кривов, герой гражданской войны И. С. Космовский и др.

В организации и развитии Чувашской учительской школы активное участие принял видный прогрессивный деятель И. Н. Ульянов. Работая инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии, он видел, что школьное образование нерусских народов находится в плачевном состоянии не только из-за притеснений царской администрации, но и из-за отсутствия подготовленных учителей, владеющих языками других национальностей. Поэтому, узнав о появлении чувашской школы в Симбирске, Илья Николаевич горячо заинтересовался ее деятельностью и личностью ее основателя. С тех пор между И. Н. Ульяновым и И. Я. Яковлевым установилось тесное творческое сотрудничество, вылившееся затем в большую дружбу.

Они вместе укрепляли Симбирскую чувашскую школу. По рекомендации И. Н. Ульянова туда назначались лучшие учителя. По настоянию Ильи Николаевича Министерство народного просвещения в 1871 г. официально признало существование Чувашской школы.

В 1870 г., окончив гимназию с золотой медалью, И. Я. Яковлев поступает в Казанский университет. В годы его учебы заботы о его школе взял на себя И. Н. Ульянов. «Не прояви Илья Николаевич активного интереса к чувашской школе, — пишет сын И. Я. Яковлева известный советский историк А. И. Яковлев, — не будь он готов отразить всякую враждебную атаку на нее в «губернии» доказательствами, им почерпнутыми из непосредственного знакомства с чувашской школой в Симбирске (ныне Ульяновск) или из наблюдений над обозревавшимися им в качестве директора чувашскими школами в деревнях, как сплетня или клевета могли отравить и даже убить начинавшую жить молодую школу, первенец чувашской культуры и первую опорную точку ее... Илья Николаевич был советником, защитником, порой и руководителем в трудные дни жизни чувашской школы, а недостатка в этих трудных днях никогда, конечно, не было»2.

В 1875 г. И. Я. Яковлев окончил университет и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда, кроме Казанской, входили Симбирская, Самарская, Саратовская и Астраханская губернии. Одновременно он исполнял обязанности заведующего Симбирской чувашской школой. К этому времени в школе уже обучалось свыше 50 учащихся, она стала популярной среди чувашского крестьянства. Поэтому по ходатайству И. Н. Ульянова и И. Я. Яковлева она вскоре была преобразована в Центральную чувашскую школу с правом выпуска учителей для сельских школ.

В эти же годы Иван Яковлевич при поддержке Ильи Николаевича упорно работает над организацией женского образования. Женское отделение, открытое при Центральной школе в 1878 г., в течение двух лет содержалось на частные средства. Открытие его имело исключительно важное значение: здесь впервые была начата подготовка педагогических кадров из числа чувашских женщин.

В 1890 г. Центральная чувашская школа была превращена в Симбирскую чувашскую учительскую школу, а женское отделение — в женское училище. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции они оставались единственными учебными заведениями, где готовились учительские кадры для чувашских школ.

Широкое знакомство Ивана Яковлевича с передовой педагогической мыслью, глубокое знание им народной жизни положительно сказывались на практических делах его школы, оказывали благотворное влияние на формирование педагогических взглядов чувашского просветителя. Общепедагогическими принципами И. Я. Яковлева были приобщение чувашского народа к русской культуре, оберегание родного языка в педагогической практике, гармоническое развитие личности.

Ведущим принципом педагогической теории И. Я. Яковлева являлась народность. Под народностью он понимал общедоступность школы, обучение и воспитание детей применительно к потребностям трудового народа. Содержание образования, по его мнению, должно направляться народными интересами, служить делу подъема культуры и национального самосознания.

Исходя из этих принципов, Иван Яковлевич ставил перед своей школой следующие задачи: «1) подготовить учителей, долженствующих в будущем работать над сближением чуваш с русским народом, 2) вооружать будущих учителей знаниями, одушевлять их идеей служения великому русскому отечеству и своему родному народу, всячески внушать ученикам идею сближения с русским народом, 3) готовить из своих питомцев технически умелых профессиональных педагогов»3.

И. Я. Яковлеву принадлежит разработка и внедрение методики обучения русскому языку в чувашской школе. Его теоретические положения о месте и роли родного и русского языков в обучении и воспитании подрастающего поколения, указания по конкретной методике, в частности рекомендации о более широком использовании разговорных уроков, письменных упражнений и наглядно-переводного метода, актуальны и сегодня.

В школе преподавались также арифметика, физика, химия, ботаника, минералогия, педагогика, психология, история, пение, игра на скрипке и другие дисциплины. Много полезного для современных школ Иван Яковлевич оставил в деле обучения основам сельского хозяйства и соединения учебного процесса с трудом учащихся в мастерских и на пришкольном участке. Важнейшим условием правильного воспитания учащихся И. Я. Яковлев считал труд. «В основу жизнедеятельности задуманной мною школы, — писал он В. И. Ленину, — я убежденно решил заложить труд, и физический и умственный, обратив это заведение главным образом в демократически-трудовое»4.

Деятельность И. Я. Яковлева не ограничивалась рамками учительской школы. Он добивался распространения грамотности среди народа. За годы инспекторской деятельности И. Я. Яковлева при активной поддержке и участии И. Н. Ульянова было открыто около 400 школ для чувашских детей. Если до него начальные школы занимались по программе трехлетних русских школ, то он разработал для чувашских детей, призванных изучить два языка, новый тип школы с четырехлетним сроком обучения. Учителями в этих школах, как правило, работали воспитанники И. Я. Яковлева, снискавшие добрую славу Симбирской чувашской школе. После проведенных в этих школах экзаменов председатель Симбирской земской управы Назарьев написал: «Впечатление, вынесенное мною, было самое отрадное: это было очевидное торжество новой школы, поборовшей невероятные трудности, сопряженные с обучением русскому языку чувашей»5.

С именем И. Я. Яковлева связано становление чувашской Национальной письменности и литературы, важного фактора в развитии культуры и образования народа. С появлением алфавита открылись возможности для издания на чувашском языке учебников, оригинальных и переводных произведений. И. Я. Яковлев разработал методику перевода с русского на чувашский язык и много сделал для издания на родном языке произведений классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др. Симбирская чувашская учительская школа стала центром издания учебников и книг для чтения, научно-популярной и художественной литературы на чувашском языке.

Общественно-педагогическая деятельность И. Я Яковлева сыграла огромную роль в подготовке учителей и расширении школьного образования. Если к началу организации Симбирской учительской школы грамотные среди чувашского населения исчислялись буквально единицами, то по переписи 1897 г. грамотность поднялась до 7%.

Просветительская деятельность И. Я. Яковлева вызывала неуемную злобу, постоянно подвергалась гонениям и преследованиям со стороны реакционных сил. Притязания царской администрации были направлены к тому, чтобы ликвидировать Симбирскую учительскую школу и покончить с просвещением «инородцев».

Царское самодержавие всячески подавляло национальную культуру народов России, препятствовало росту их самосознания. Еще более обострился национальный вопрос в начале XX вв. связи с первой мировой войной. По этому поводу В. И. Ленин в работе «Критические заметки по национальному вопросу» писал: «Воинствующий буржуазный национализм, отупляющий, одурачивающий, разъединяющий рабочих, чтобы вести их на поводу буржуазии, — вот основной факт современности»6. Ярким примером отражения этого направления является высказывание одного из царских чиновников, опубликованное в апреле 1903 г. в «Казанской газете»: «Книжки на чувашском языке развивают сепаратизм и самомнение, крайне несимпатичное и даже вредное... Не полезнее ли было бы... давать им (чувашам) для чтения исключительно русские книги,... говорить с ними, насколько возможно, только по-русски... Чувашской культуры не бывало и не будет»7.

Но невероятными усилиями И. Я. Яковлева и его ближайших помощников Симбирская учительская школа продолжала существовать, распространяя среди чувашского народа знания и культуру.

Многогранна общественная деятельность И. Я. Яковлева. Видя социальную несправедливость, угнетенное положение широких крестьянских масс, он пытается разобраться в сложных явлениях общественной жизни, стремится облегчить положение трудового народа. По своим общественно-политическим взглядам он, однако, оставался на позициях либерализма, не поднялся до сознания необходимости решения социальных проблем революционно-демократическим путем. Стремление к «законности» и «порядку», признание только легальных методов решения назревших вопросов предопределили его неправильную политическую позицию в годы первой русской революции: он примкнул к сторонникам царского манифеста 17 октября 1905 г., и его действия в этот период не соответствовали интересам демократических масс крестьянства.

Иван Яковлевич был верующим. И это обстоятельство не могло не оказать влияния на деятельность Симбирской школы: здесь наряду с приобщением учащихся к знаниям и культуре определенное место находило религиозно-нравственное воспитание, что несовместимо с подлинными демократическими принципами организации народного просвещения.

И. Я. Яковлев был страстным поборником сближения чувашского и других народов с великим русским народом. Полагая, что чувашский народ не имеет исторической перспективы самостоятельного национального развития, он всячески способствовал распространению передовой русской культуры и решительно выступал против замыкания в узконациональной скорлупе. Я поставил своей жизненной задачей, — писал он о себе, — служить делу сближения русского народа с одной из включенных в него историческими судьбами национальностей — чувашами»8.

И. Я. Яковлев был глубоко убежден, что интересы национального развития чувашского народа требуют постоянного укрепления дружбы с русским народом. Но к рассмотрению национального вопроса он подходил не с классовых позиций. Он не понимал, что национальное освобождение чувашского и других народов царской России, подлинный расцвет их культуры могут быть осуществлены только в результате социалистической революции, мечтал вывести родной народ из-под социально-экономического и политического гнета посредством просвещения и соответствующих реформ. Поэтому, отмечая прогрессивные стороны деятельности И. Я. Яковлева, следует критически подходить к оценке его общественно-политических и философских воззрений.

И. Я. Яковлев прожил сложную и кипучую жизнь. В трудных условиях царизма он благодаря своим исключительным способностям и настойчивости стал одним из высокообразованных и культурных людей своего времени. В его жизни и деятельности были и отрицательные моменты, обусловленные особенностями той эпохи, в которой ему пришлось бороться за осуществление своей мечты. Но он имеет огромные заслуги в просвещении чувашского народа. Здесь Иван Яковлевич проявил выдающиеся организаторские способности и недюжинный талант педагога.

«Великий выходец из самых бедняцких слоев чувашского крестьянства», как назвал его А. В. Луначарский9, он, в тесном окружении соратников, верных учеников и последователей, в невероятно тяжелых условиях помещичье-самодержавной России положил начало массовой грамотности своего народа.

Деятельность И. Я. Яковлева способствовала формированию национальной интеллигенции, развитию культуры и образования, стимулировала и ускоряла дело национального подъема. Исходным положением для оценки значения его труда служит телеграмма В. И. Ленина от 20 апреля 1918 г. председателю Симбирского Совдепа, где сказано: «...Меня интересует судьба инспектора Ивана Яковлевича Яковлева, 50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма...»10

И. Я. Яковлев умер в 1930 г. в возрасте 82 лет. В последние годы своей жизни в связи с преклонным возрастом он не принимал активного участия в общественной жизни, однако живо интересовался вопросами народного просвещения, искренне желал, чтобы культурная работа среди народа развивалась вширь и вглубь.

Чувашский народ глубоко чтит память выдающегося педагога. Его имя присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту, Бичуринской и Аликовской средним школам. В Чебоксарах заложен памятник И. Я. Яковлеву.

Трудящиеся нашей страны неустанным трудом воздвигают то прекрасное будущее, о котором мечтали лучшие представители народа. За годы Советской власти чувашский народ при помощи великого русского и других братских народов СССР под руководством Коммунистической партии сделал огромный скачок от отсталости к современной цивилизации. На основе социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в Чувашии, как и повсюду, успешно преодолена вековая экономическая отсталость. В республике создана современная промышленность. Изделия с маркой фабрик и заводов Чувашии идут во все концы нашей необъятной Родины и в 56 зарубежных государств. На месте мелких крестьянских хозяйств создано крупное социалистическое сельское хозяйство. В республике завершена электрификация всех колхозов и совхозов. В результате роста технической вооруженности, повышения культуры земледелия и животноводства с каждым годом увеличивается производство сельскохозяйственной продукции. Из года в год повышается материальное благосостояние трудящихся.

Культурная революция в нашей стране «вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством»11. Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин выдвинул задачу, «чтобы знания и науки перестали быть делом привилегированных, перестали быть материалом, который укрепляет позицию богатых и эксплуататоров, а превратились бы в орудие освобождения трудящихся и эксплуатируемых»12. И эти ленинские идеи теперь воплощены в жизнь.

В нашей республике, как и повсюду в стране, давно ликвидирована неграмотность и в настоящее время осуществляется переход к всеобщему среднему образованию. В 1968/69 учебном году только в общеобразовательных школах село за парту 267 тыс. учащихся, т. е. почти каждый четвертый житель республики. Армия народных учителей составляет более 14 тыс. чел. Среди них немало подлинных мастеров педагогического труда. 89 работников народного образования носят почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР, 423 — заслуженного учителя школы Чувашской АССР, а учителю Вурнарской средней школы И. Н. Никифорову присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Широкое развитие получило в республике среднее специальное и высшее образование. В 22 средних специальных учебных заведениях обучается около 20 тыс. учащихся. В Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова, в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева и Чувашском государственном сельскохозяйственном институте учится более 11 тыс. студентов.

В Чувашской АССР работает 58 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием. Сейчас нет предприятия и стройки, колхоза и совхоза, ни одного участка хозяйственного и культурного строительства, где бы не трудились специалисты высшей и средней квалификации. Создание многочисленных кадров советской интеллигенции является одним из крупных завоеваний культурной революции.

Выросли многочисленные научные кадры. В научно-исследовательских учреждениях и вузах республики сейчас работает около 900 научных работников, из них 17 докторов наук и профессоров, более 200 кандидатов наук и доцентов. Ими разработаны и разрабатываются важнейшие проблемы истории и экономики республики, чувашского языкознания, теории и истории чувашской литературы и искусства, быта и культуры народа, ведутся исследования в области сельского хозяйства и биологии, низковольтной контактной аппаратуры постоянного тока и комплектных устройств для управления электроприводами, аппаратуры релейной защиты и многих других проблем народного хозяйства.

Для удовлетворения духовных запросов трудящихся повсеместно создана широкая сеть культурно-просветительных учреждений, огромный размах получили книгоиздательское дело, печать, радио и телевидение. На чувашском языке издаются произведения классиков марксизма-ленинизма, советских писателей, учебники и учебно-методические пособия для школ.

Расцвела чувашская советская литература и искусство. Писателями создано немало художественных произведений, которые вошли в золотой фонд нашей литературы. Композиторы овладели всеми музыкальными жанрами, растет их профессиональное мастерство. Зародилось и успешно развивается чувашское оперное искусство, что является свидетельством зрелости национальной культуры. Многие работы чувашских художников демонстрируются на зональных, Всероссийских и Всесоюзных выставках.

Осуществляя ленинскую национальную политику, Коммунистическая партия в исторически короткий срок обеспечила все стороннее развитие всех советских народов и сплотила их в единую дружную семью. Эта дружба, закалённая в боях за свободу и независимость социалистической Отчизны, в самоотверженном труде на стройках пятилеток, является верной гарантией дальнейших успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства.


Прокопьев, И. П. 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие со дня рождения И. Я. Яковлева / И. П. Прокопьев // Ученые записки / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 1969. – Вып. 42. – С. 5-14.





1 И. Я. Яковлев. Моя жизнь. НА ЧНИИ, отд. II, ед. хр. 754, стр. 41.

2 А. И. Яковлев. Иван Яковлевич Яковлев (1848—1930). Изд. 2. Чебоксары, 1958, стр. 44.

3 А. И. Яковлев. Иван Яковлевич Яковлев, стр. 49—50.

4 НА ЧНИИ, отд. II, ед. хр. 517, стр. 114.

5 А. И. Яковлев. Иван Яковлевич Яковлев, стр. 74.

6 В. И. Ленин. ПСС, т. 24, стр. 122.

7 «История Чувашской АССР», т. 1. Чебоксары, 1966, стр. 180.

8 И. Я. Яковлев. Объяснительная записка в защиту Симбирской учительской школы. НА ЧННИ.

9 Из телеграммы А. В. Луначарского. Цит. по ст. М. П. Макаров. Симбирская чувашская школа и ее место в деле просвещения чувашского народа. «Записки» ЧНИИ, вып. III. Чебоксары, 1949, стр. 44.

10 В. И. Ленин. ПСС, т. 50, стр. 61.

11 «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М. 1965. стр. 14.

12 В. И. Ленин. ПСС, т. 37, стр. 433.