Н. Т. Савруков

Слово о И. Я. Яковлеве

155 лет тому назад в одной из деревень Симбирской губернии родился мальчик – будущий чувашский педагог, демократ и просветитель Иван Яковлевич Яковлев. Ныне его юбилей отмечается как праздник дружбы и духовного единения народов России.

135 лет тому назад он осуществил свою заветную мечту – организовал Симбирскую чувашскую школу. Тогда ему было всего двадцать лет.

Иван Яковлевич Яковлев выходит на арену общественной жизни во второй половине XIX – начале XX вв. Революционная ситуация 1859 - 1861 гг., отмена крепостного права, развитие капиталистического способа производства, широкий размах революционного и национально-освободительного движения, борьба между прогрессивными и реакционными силами определяли содержание этого периода. Преодолевая бесконечные трудности и препятствия, в постоянных поисках И. Я. Яковлев вышел на путь осуществления и реализации дела всей своей жизни – национального подъема чувашского народа, приобщения его к культуре великого русского народа и сближения с ним.

И. Я. Яковлев прожил трудную жизнь, не раз сталкивался с безграничной властью крепостников и чиновников, в то же время он постоянно видел самоотверженный труд и доброту простых людей. Еще в ранние годы был свидетелем тесного общения чувашей с русскими, татарами, мордвой и другими народами. Расширению его кругозора и жизненного опыта способствовали учеба в Симбирске на землемера (которую И. Я. Яковлев называет ступенью) и работа в удельном земском ведомстве. Ему пришлось побывать по делам службы не только в Симбирской, но и в Казанской, Самарской губерниях. Он встречался с представителями многих национальностей. Ему удалось познакомиться с нравами и обычаями разных людей, быть очевидцем того, в каких невыносимых условиях живут простые труженики. Часто думал молодой Иван Яковлев над тем, как помочь своим соплеменникам выйти из нищеты и темноты, и неизменно приходил к выводу: верный путь служения своему народу и делу освобождения народов от вековой отсталости – просвещение и образование народных масс. «В 1868 г., – отмечал И. Я. Яковлев, – у меня окрепла решимость относительно просвещения чувашей и необходимости создания для них с этой целью особой чувашской школы». В том же году он создает необычное учебное заведение – общежитие-школу, возникшую как частная школа, которая не прекратила свою деятельность и с поступлением Ивана Яковлевича в 1870 г. в Казанский университет, благодаря усилиям И. Н. Ульянова, прибывшего осенью 1869 г. в Симбирск на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии. По его инициативе общежитие-школа была признана официальным учебным заведением и принята на бюджет Министерства народного просвещения.

Вскоре школа стала таким учебным заведением, где готовились учителя для работы в чувашских селениях. Многие из ее воспитанников стали известными деятелями чувашской культуры. За короткий период школу окончили более 1000 юношей и девушек, которые внесли достойный вклад в дело народного образования.

Иван Яковлевич в «Духовном завещании чувашскому народу», обращаясь к выпускникам школы, призывал все силы и знания отдавать делу народного просвещения: «Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на вас, на людях, которые вышли из их же среды... вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас...»

В стенах этой школы, которая стала первым чувашским неофициальным университетом, была создана чувашская письменность. Здесь по инициативе И. Я. Яковлева появились первые буквари, учебники, разнообразные книги на родном языке, ставились спектакли, зазвучали народные мелодии и песни, зарождались первые литературные и музыкальные произведения.

Книги И. Я. Яковлева для чтения составлены на основе рассказов из народного быта и образов устного народного творчества, собирателем которого он был; его переводы классиков русской литературы (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и др.), а также изданные им научно-популярные книги способствовали формированию чувашского литературного языка и становлению национальной литературы, сближению их с передовой русской культурой.

В Чувашской Симбирской школе работе с учащимися уделялось большое внимание, все было нацелено на то, чтобы будущие учителя были всесторонне развитыми, способными самостоятельно мыслить. В учебном процессе, а также в оценке трудовых усилий каждого учащегося Иван Яковлевич требовал, чтобы учителя руководствовались следующими критериями: правильность, полнота, осознанность, прочность знаний. Вопросы, задания, задачи, предлагаемые учащимся с целью проверки качества знаний, не раз указывал Иван Яковлевич, должны соответствовать выработке практических навыков. И. Я. Яковлев утверждал: «Пробуждать мышление учащихся, одновременно пробуждая интерес, – основная задача каждого учителя».

И. Я. Яковлев неоднократно подчеркивал: «Если ученик уносит из школы знания как простую охапку кирпичей, не сложившихся в ценности, то неудивительно, что он подчас освобождается от них в десяти шагах от школьного порога. И потом идет по земле вслепую, не слыша ее голоса, не видя ее красоты. Воспитание потребностей – одна из задач школы, всех учителей. Моя душа радуется, когда я вижу, как зажигается интерес в глазах молодых, как появляется у них стремление знать – не для отметки, появляется жажда узнавать.

Каждый учитель должен уважительно относиться к своим питомцам, оказать свое воздействие на молодые души. Кто не знает души учащихся, тот не может быть воспитателем. Для такого человека за семью печатями закрыты мысли, чувства, стремления воспитанников...» В школе И. Я. Яковлева считали, что главной задачей всех является закрепление полученных знаний в ходе работы на полях, на школьной ферме и т. д. В своих воспоминаниях И. Я. Яковлев отмечает: «В деле просвещения народа я никогда не проводил резкой разницы между инородцами и русскими, работая с ними с одинаковой энергией и убежденностью».

И. Я. Яковлев был верующим человеком и ратовал за распространение православия среди чувашей, но его вера не превратилась в фанатизм. Религиозные моменты отражают слабые стороны личности Ивана Яковлевича, но они не превалировали над светским ни в личной его жизни, ни в общественной деятельности. Не привлекала чувашского просветителя и политическая деятельность. Но полностью стоять от нее в стороне он не мог.

Иван Яковлевич видел тяжелую жизнь народных масс, искренне сочувствовал им, защищал крестьян в спорах с помещиками, выдвигал свои предложения по земельному вопросу. Но он был противником крестьянских волнений и бунтов. В этом – его противоречивость и незрелость общественно-политических взглядов.

У Ивана Яковлевича было много единомышленников, он дорожил многолетней дружбой с И. Н. Ульяновым. «Я учился еще в Симбирской гимназии, когда осенью 1869 года из Нижнего Новгорода в Симбирск приехал с семьей своей Илья Николаевич Ульянов, назначенный сюда в качестве инспектора народных училищ Симбирской губернии», – вспоминает И. Я. Яковлев и далее продолжает: «Мое знакомство с Ульяновым-отцом началось с тех пор, как взятые мною из деревень крестьянские мальчики, первые ученики основанной мною Симбирской чувашской школы, стали переходить в Симбирское уездное училище, а мне приходилось оказывать им при этом содействие». Илья Николаевич помогал И. Я. Яковлеву налаживать работу чувашских школ и в те годы, когда он стал инспектором. Они неоднократно вдвоем посещали школы Симбирской губернии. Между ними завязалась искренняя дружба, которая сохранилась до самой кончины И. Н. Ульянова.

«Как человек И. Н. Ульянов оставил во мне приятные воспоминания своим трудолюбием, нравственной жизнью, гуманным отношением к подчиненным и доступностью», – воспоминает И. Я. Яковлев. До его приезда дело народного просвещения в губернии находилось в незавидном состоянии. Он открыл множество народных школ, помог им обзавестись зданиями, оборудованием, библиотеками, с помощью педагогических курсов подготовил целый отряд учителей. Симбирцы видели в нем доброго педагога и отзывчивого «на чужое горе и нужду человека».

В повседневной работе И. Я. Яковлев был тесно связан с профессором Казанского университета Н. И. Ильминским. Иван Яковлевич придерживался его взглядов в ходе обучения и воспитания чувашских детей. Правда, в идеях и деятельности Ильминского, наряду с консервативными моментами, были прогрессивные начала, объективно и часто независимо от его желания дававшие положительные результаты. Так, Ильминский считал необходимым вести обучение детей на родном языке, видя в этом надежную предпосылку усвоения учащимися русского языка. Это полностью подтвердилось на опыте чувашской учительской школы, функционировавшей в Симбирске.

Взгляды Ильминского разделял и И. Н. Ульянов, считая необходимым вести обучение детей в «инородческих» школах на родном языке.

И. Я. Яковлев был высокообразованным человеком. Его огромные знания, сила логики, глубина и последовательность выводов вызывали восхищение. С ним как с равным общались многие, а некоторые открыто признавали его превосходство над собой. Он смело отстаивал свои прогрессивные педагогические идеи и успешно защищался от нападок рутинеров и мракобесов. В самые трудные для просветителя времена В. И. Ленин взял его под защиту, дав лаконичную оценку его деятельности: «Меня интересует судьба инспектора И. Я. Яковлева, 50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма. Думаю, что Яковлева надо не отрывать от дела его жизни...», – телеграфировал Ленин из Москвы в Симбирск на имя председателя Совдепа.

Самоотверженный труд выдающегося ученого-педагога и просветителя И.Я. Яковлева был высоко оценен народом. Имя Ивана Яковлевича Яковлева присвоено Чувашскому педагогическому университету (1958 г.). В Чебоксарах поставлен памятник перед национальной библиотекой, открыт мемориальный музей, его именем назван один из главных проспектов в городе.

В Ульяновске по распоряжению главы администрации Ульяновской области в 1996 году создан на территории бывшей чувашской учительской школы Чувашский национальный культурно-просветительский комплекс им. И. Я. Яковлева, в 2002 году одна из улиц города названа именем И. Я. Яковлева. Есть основания полагать, что решится и вопрос установки бюста-памятника И. Я. Яковлеву.

Признавая неукоснительным долгом исполнить волеизъявление Великого Учителя, Просветителя, коллектив Чебоксарского института экономики и менеджмента СПбГПУ второй раз организует выездную научную конференцию в честь 155-летия со дня рождения И. Я. Яковлева. Главное в деятельности института – личность человека, укрепление духовного и физического здоровья людей, реализация их естественных прав и свобод, достойная подготовка специалистов в области экономики и менеджмента на благо регионов и России.

В заключение хочется привести небольшую выдержку из книги И. Я. Яковлева «Моя жизнь»: «Однажды около нашей деревни на другой стороне реки расположился табор цыган. Я с семьей Пахомовых (чуваш) и с кем-то из русских пошел бродить по табору. Старая цыганка, взяв мою руку и разглядывая се, сказала по-русски: «Большой будешь человек. Далеко пойдешь...»

Да, поистине пророческими оказались эти слова.


Савруков, Н. Т. Слово о И. Я. Яковлеве / Н. Т. Савруков // Дело его жизни. – Чебоксары, 1998. – С. 15-20 ; то же // Дело его жизни. – Чебоксары, 2003. – С. 10-15.