Л. И. Сафронова

Об историческом значении деятельности И. Я. Яковлева

"Обращаюсь к тем из Вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что Вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа".

Это строки из Завещания чувашскому народу великого его сына И. Я. Яковлева. Он был верен избранному пути всю жизнь.

Благодаря просветительной деятельности И. Я. Яковлева приостановился процесс исламизации чувашей, их отатаривания, который мог привести к исчезновению данной народности.

За три столетия монголо-татарского ига не менее 4/5 болгаро-чувашей было физически уничтожено. После мирного вхождения в состав России в 1551 году обрусения не происходило, наоборот, значительная часть приняла ислам, т.к. он стал более привлекателен как оппозиционная сила к православию и господствующему строю. В докладной записке попечителю Казанского учебного округа от 22.12.1870 г. Иван Яковлевич Яковлев пишет: "... в руках магометан материальные богатства, они захватили значительную часть торговли в городах и в местах смешанного проживания… Татары-магометане в отношении интеллектуального развития стоят выше русских крестьян, живущих рядом, а чуваши гораздо ниже их. Татары-магометане почти все знают грамоту, конечно не русскую". Поэтому ассимилирующая сила ислама была великой. Просветитель выдвинул следующие задачи: языческая идеология чувашей, не связанная с грамотностью и интеллектуальным развитием, не может противостоять исламизации и отатариванию, для этого, необходимо прививать чувашам христианское учение путем церковной проповеди и школьного обучения на родном языке: открывать школы для чувашских детей, где бы преподавали на родном языке учителя-чуваши, создать чувашскую письменность, переводить на чувашский язык религиозную, учебную и другую литературу; организовать подготовку учителей-чувашей.

Благодаря предпринятому стала безуспешной великодержавная политика этнической русификации чувашей.

И. Я. Яковлев и его последователи проводили в жизнь тезис "о духовном обрусении". "Мы должны по духу сделаться русскими: по-русски думать и чувствовать. Для этого нам необходимо поднятся до русской культуры ... поднять культуру чуваш возможно только через родной, понятный им язык", -писал Иван Яковлевич. Он же утверждал, что нерусским народам "надо привить все то хорошее, что имеется у русских, сохранив у них все из нее хорошее, исторически-национальное". Великое значение просветительской деятельности Ивана Яковлевича Яковлева и выработанной им системы просвещения в том, что он раскрыл закономерность перспектив развития чувашского народа; сама история связала чувашей с русскими и другими поволжскими народами узами соседства, и их культурные, экономические интересы солидарны, им нужно рука об руку работать для обоюдного процветания, с ясным сознанием, что в дружной и согласованной работе заключается их общая выгода...

И. Я. Яковлев со своими соратниками взялся за переводы с русского на чувашский язык художественной, исторической, медицинской, сельскохозяйственной, естественно-научной, методической, музыкальной и иной литературы, которая способствовала росту грамотности и образованности народа.

За полвека произошел значительный национальный подъем чувашского народа, который поднялся не на вершок или два, как мечтал учитель, а на целую ступень: возникла чувашская письменность, уровень грамотности населения достиг 12%, появилась национальная интеллигенция. Ее наиболее яркие представители: К. Иванов, автор "Нарспи", композиторы Ф. Павлов, С. Максимов, музыковед В. Пазухин, организатор чувашского театра и драматург И. Максимов-Кошкинский и другие. Улучшилась бытовая культура народа. Иван Яковлевич Яковлев и его сподвижники большое внимание уделяли распространению среди крестьян ремесел, передовой агрокультуры; будущие учителя в школьной мастерской получали специальности: сапожник, кузнец, столяр, токарь, овладевали приемами ведения полеводства, огородничества, садоводства, пчеловодства, животноводства. Важное место в программе школы занимало эстетическое воспитание: воспитанники обучались пению и игре на скрипке, работали хоры, симфонический, духовой и струнный оркестры. Все это привело к заметным сдвигам в духовном, культурном, экономическом развитии чувашского народа, повысило общественно-политическую активность народа.

Слова Завещания нашли отклик в народе: 1) в рамках семьи; 2) в рамках правовых государственных решений; 3) в труде личностей.

Хотелось бы привести в качестве примера семью Адриановых из села Тойси Батыревского района. В 1863 году в Тойсинском национальном училище начал работать учителем Константин Адрианович Адрианов, который был признан одним из лучших учителей Симбирской губернии и награжден серебряной медалью за прилежную и усердную работу.

Трое его сыновей первые из чувашей получили высшее образование. Старший Александр Константинович после окончания Симбирской гимназии поступил на историко-филологический факультет Казанского университета; к несчастью, из-за болезни всего 3 года после окончания работал учителем русского языка и литературы. Второй брат, Константин Константинович, закончил Симбирскую гимназию с золотой медалью, затем Петербургскую военную академию с отличием. Всю первую мировую войну он провел в полевых госпиталях в качестве хирурга. Долгое время работал врачом в Омске. Третий из братьев, Николай Константинович, учился в Симбирской гимназии. Получив диплом с отличием об окончании медицинского факультета Казанского университета, в течение 14 лет работал в Шихазанской земской больнице, позднее в Рузаевской железнодорожной больнице, затем переехал в Ульяновск.

Нужно было развивать образование, просвещать чувашский народ. Одной из ступеней выполнения этой задачи стало открытие в 1928 году в Батыреве педучилища, которое дало 23 выпуска и 1500 учителей. Не будет ошибкой сказать, что в округе не осталось ни одной деревни, ни одной школы, где бы не трудились выпускники Батыревского педучилища.

Педучилище для южных районов Чувашии стало настоящим центром образования, культуры. Многие его выпускники пользовались и пользуются известностью: ученые – К. Е. Евлампьев, П. А. Сидоров, Г. Н. и С. Н. Ахмеевы, Э. З. Феизов, деятели литературы – Геннадий Айги, Яков Ухсай, Николай Ильбеков, многочисленные труженики.

Говоря о значении педучилища, можно привести следующие цифры: по переписи 1920 года среди чувашей было 17,4% грамотных, по переписи 1939 года – 80%, в чем, безусловно, есть и заслуга Батыревского педучилища.

В связи с увеличением плана приема студентов в учительские, педагогические институты в 1954 году Батыревское педучилище закрыли, а студентов (84 чел.) перевели в Цивильское педучилище. Перестало существовать Батыревское педучилище, но слава о нем осталась.

Ровно через 40 лет после закрытия, в 1994 г., в Батыреве по инициативе ректора Чувашского госуниверситета им. И. Н.Ульянова академика Л. П. Куракова и главы районной администрации В. Д. Петрова открылся филиал университета, где в первый же год обучалось 143 студента на юридическом, историческом, экономическом и факультете чувашской филологии и культуры.

Жизнь И. Я. Яковлевым прожита не зря. Образованные сыны чувашского народа помогают своим собратьям подняться на более высокую качественную ступень.

Сегодня в Батыревском филиале обучается 554 студента из Батыревского, Яльчикского, Комсомольского, Шемуршинского, Канашского, Урмарского, Марпосадского, Шумерлинского, Ядринского, Вурнарского, Чебоксарского районов, Ульяновской области, Татарстана. Благодаря постоянному вниманию и поддержке Ученого совета, академика Куракова Л. П. создана необходимая материальная база для обучения студентов: компьютерный класс, оснащенный машинами совершенной модификации, множительная техника, обогащается литературой библиотека филиала. Если на начало первого учебного года, в сентябре 1994 года, наш книжный фонд был равен 396 экз., то за последующие три с небольшим года число книг в библиотеке достигло более 9,5 тыс. экз.

Только за первые два месяца 1998 году Батыревский филиал закупил необходимую учебную литературу на 20 млн. р., библиотека и читальный зал обслуживают более 700 читателей, т.е. помимо своих студентов библиотекой пользуются студенты из других городов, учителя школ, слушатели курсов. В 1998 году организованы курсы по направлениям: физика, математика, история, биология, география, английский язык, чувашский язык. Здесь обучается 166 учащихся выпускных классов Батыревского, Яльчикского, Шемуршинского, Комсомольского районов, которые поступают не только в Чувашский университет, но и в другие вузы России. В первое время число слушателей подготовительных курсов было невелико. Занятия проводились благодаря энтузиазму, решительности преподавателей В. А. Мукина, М. Т. Баринова. С открытием филиала и контингент, и направления подготовки значительно расширились.

Так, в 1994/95 учебном году на курсах учились 57 учащихся средних школ Батыревского района, 43 из них в том же году стали студентами вузов, в 1995/96 из 52 слушателей – 46, в 1996/97 из 70 – 53 человека. Еще одну мечту жизни Ивана Яковлевича – видеть чувашскую молодежь студентами Кембриджа и Оксфорда – необходимо осуществить.


Сафронова, Л. И. Об историческом значении деятельности И. Я. Яковлева / Л. И. Сафронова // Просветитель И. Я. Яковлев. – Чебоксары, 1998. – С. 30-33.