Г. М. Матвеев

А. Г. Матвеев

Мировоззрение И. Я. Яковлева

С юных лет в пламенном сердце И. Я. Яковлева горела искренняя любовь к родному чувашскому народу, желание вывести его из темноты и отсталости. Эта великая и благородная цель определила его гражданскую позицию, стала смыслом его жизни.

Выдающийся просветитель чувашского народа поражал своих современников многогранной и неутомимой деятельностью. Он широко известен как создатель новой чувашской письменности, организатор народного просвещения. Наряду с этим, Яковлев был собирателем и исследователем чувашского фольклора, автором букварей и книг для чтения на родном языке, переводчиком, первым чувашским детским писателем и литературным критиком, активным корреспондентом газет и журналов. Вся его деятельность была связана с живыми потребностями общества того времени, преобразованием жизни чувашского народа, его мироощущения.

Мировоззрение – это социально-исторический феномен, процесс выработки которого объясняется общественной потребностью на определенном этапе развития человеческого общества. Перед людьми возникает ряд вопросов, касающихся осознания человеком мира, в котором он живет, самого себя и своего места в окружающей действительности. Мировоззрение, как явление интегральное, выражает особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру, обществу и людям. Оно раскрывает чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценку тех или иных явлений и событий действительности. Главная функция мировоззрения – быть и оставаться духовным каркасом структуры личности Мировоззрение человека складывается под воздействием условий жизни, воспитания, образования, а также традиций и функционирует, изменяясь в лучшую или худшую сторону, в течение всей жизни человека. Национальные особенности, общественная психология, сложившиеся под влиянием ряда специфических условий исторического развития данной нации, накладывают свой отпечаток на духовную жизнь народа, на его культуру и мировоззрение.

Индивид конечен, и мировоззрение отдельного человека «живет и умирает» вместе с ним. Но в системе общественных отношений сознание бессмертно. Оно обеспечивается на основе преемственности духовных ценностей, осуществляется посредством традиций. Человек, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, созданную предшествующими поколениями. В этом механизме освоения ценностей культуры своего народа и других наций духовные традиции, историческое сознание и память занимают особое место. Они являются духовной основой возникновения и развития мировоззрения молодого поколения. Мы обращаемся к духовному наследию И. Я. Яковлева не только с целью осознания связей с минувшим, но и исходя из своих нынешних установок. Вся деятельность И. Яковлева, связанная с решением судьбы чувашского народа, является великой ценностью, которая может послужить одним из условий формирования мировоззрения, символом национального самосознания.

По своей структуре и содержанию мировоззрение – явление сложное и противоречивое. Оно формируется только на основе знаний, составляющих его основу. Без них не может быть и мировоззрения. Знания составляют его информационную сторону. Человек с малых лет накапливает знания, у него формируется конкретное мировоззрение. Знания могут быть повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные, что, в свою очередь, ведет к разнообразию мировоззрения. Уровень и запас знаний определяют богатство, своеобразие и характер мировоззрения исторической эпохи. Знания ведут к истине, и, в конце, у человека утончаются и шлифуются убеждения.

И. Я. Яковлев, получив жизненно-практические и теоретические знания, имея свое особое мировоззрение, приступил к реализации своего идеала просвещения чувашского народа. «Главное мое внимание, – подчеркивает он, оценивая свою деятельность, - было обращено в течение 50 лет на Симбирскую школу как на учебное заведение, откуда должен был бы исходить свет, разгонявший тьму, висевшую над родным мне чувашским народом». (И. Я. Яковлев. Моя жизнь. Воспоминания. М., 1997. с. 447).

Особое место в его мировоззрении занимали идеалы. Они, как огоньки надежды, цель жизни и стремление к благородному и достойному в преобразовании сознания и образа жизни чувашского народа, окрыляли И. Яковлева и придавали ему силу и оптимизм. Знания, нравственные ценности, идеалы получили свою жизнь в его уверенности в правильности избранного жизненного пути. Эти убеждения раскрывают устойчивую психологическую установку. Главное в убеждении – это уверенность в правоте своих взглядов. Руководствуясь убеждениями и ради выполнения намеченного, И. Яковлев подчиняет свои чувства, совесть, волю и поступки выполнению своего решения просветить чувашский народ. Убеждения, являясь основным составляющим элементом мировоззрения, составили главный стержень его жизнедеятельности.

Возникает вопрос о том, каково место и роль национального самосознания и философии жизни в мировоззрении И. Яковлева. На основе истинного знания прошлой и настоящей истории жизни чувашского народа он приходит к выводу о том, что народ не должен находиться в тяжелом экономическом и духовном состоянии. Он нуждается в восстановлении и дальнейшем развитии своего национального самосознания и менталитета на основе просвещения и образования чувашского этноса. Сущность менталитета выражается в том, что он раскрывает духовные основы народной жизни, основные черты характера личности, народа, его духовности и быта, отношение к религии как главному средству очищения и созидания его души, постоянное жертвование собой в пользу других, мира вообще. (Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология». 1/1996).

Национальное самосознание, будучи и самопознанием, и самоотношением, и самооценкой, формируется на уровне развитой личности под влиянием социального образа жизни, который требует от человека контроля своих поступков и действий, принятия на себя полной ответственности за них. И. Я. Яковлев, осознав настоящее положение чувашей, взял на себя великую ответственность за духовное возрождение своего народа.

Историческое и национальное самосознание становятся массовым лишь тогда, когда оно распространено во всех социальных слоях народа. И. Яковлев понимал, что по-настоящему массовым национальное, а также историческое самосознание становятся в эпоху, когда образование является общедоступным, а национальные идеи, философия жизни народа доводятся до всех слоев населения. Говоря о массовом национальном самосознании, имеют в виду развернутое самосознание, при котором все или большинство членов общности осознают интересы своей нации, своего народа.

Человеческая жизнь – это деятельность, творческое созидание, самовыражение, формы объективизации человека в культуре, позволяющие ему реализовать и познавать самого себя. Каждый индивид проявляет себя в рамках какой-то огромной жизни, чувствует себя подчиненным каким-то определенным потокам жизни. Для И. Яковлева таким потоком жизни была та общественно-политическая и культурно-идеологическая обстановка, которая сложилась в России и Чувашском крае после отмены крепостного права.

Каждый народ имеет великое желание определить свое место в потоке исторических событий, но для этого необходимо развитое национальное самосознание. В течение нескольких столетий чуваши испытывали иноземное угнетение, что привело у значительной части народа к потере национального самосознания. Появились чувства национального нигилизма и неверие в будущность по отношению к своему языку, культуре и народу.

И. Яковлев поставил задачу возрождения философии жизни, развития национального самосознания чувашского народа. В этом он видел смысл своей жизни и деятельности. Философия жизни проявляется на бытовом, житейском, а также на уровне зрелого самосознания, характеризующих разные явления и процессы духовно-психологического состояния человека. Только высокий уровень образования, культуры, т. е. развитый интеллект, зрелое мировоззрение способны постичь философию жизни народа.

В мучительных раздумьях о судьбе чувашского народа И. Яковлева всю жизнь волновали вопросы о том, почему бедны и безграмотны люди, почему чуваши не имеют своей письменности: каким образом приобщить чувашский народ к культуре и просвещению; каковы идеалы и ценности, уровни общественной психологии и сознания чувашского народа. Осознав эти проблемы, он должен был четко сформировать концепцию жизни, воспитать национальное самосознание в мировоззрении своих соплеменников.

Понимание философии жизни чувашского народа И. Яковлев сформулировал в своем «Духовном завещании чувашскому народу». Оно выражается в вере в Бога, вечной дружбе и союзе с русским народом, в образовании и просвещении чувашского народа. Он обращается к тем, кому выпало счастье получить образование, чтобы мы, чуваши, любили и уважали друг друга, помогали, если кто-то в помощи нуждается. И. Яковлев призывает, чтобы мы берегли наши семьи, так как семья – это опора народа и государства. Он подчеркивает, что семейные заветы были всегда крепки среди чуваш, призывает, чтобы мы охраняли это сокровище. И. Яковлев, обращаясь к нам, чувашам, завещает, чтобы мы уважали и любили труд. Только труд повседневный, большой или малый, преодоление трудностей, и честная жизнь принесут в наши семьи счастье, успех, благополучие. Указанные духовные ценности не потеряли своего значения и в настоящее время.

Каковы были взгляды И. Я. Яковлева на прошлое, настоящее и будущее? Каково его понимание судьбы чувашского народа? Благодаря развитому национальному самосознанию, он остро чувствовал интересы своей нации, сопоставлял их с интересами других наций и народов. Это побуждало к такой активной деятельности, в процессе которой реализовывались его интересы с целью возрождения и дальнейшего развития духовного мира чувашского народа. И. Яковлев осознал, что понимание национальных интересов позволяет сохранить свою неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, любовь к отеческим гробам и народу, уважение его языка, а также решительно противостоять тем тенденциям, которые могут привести к исчезновению чувашского народа как самостоятельного – древнего исторического этноса.

По мнению И. Яковлева, процесс приобщения чуваш к христианской религии и культуре, просвещению и образованию, будет способствовать повышению национального самосознания народа, предотвращению исламской ассимиляции и этнического исчезновения, сближению с русскими.

Свои программные задачи И. Я. Яковлев изложил в докладной записке от 22 декабря 1870 г. попечителю Казанского учебного округа П. Д. Шестакову. Он понимал, что языческая религия не может противостоять исламизации и отатариванию чувашей, поэтому выдвигает задачу прививать чувашам христианское учение путем церковной пропаганды и школьного обучения на родном языке. Он поставил цель подготовки кадров учителей в основном из чувашей. В его школе-интернате было подготовлено более 1000 учителей для работы в чувашских школах. Усилиями И. Яковлева и при активном участии его учеников в Поволжье и Приуралье было открыто более 400 чувашских школ.

И. Я. Яковлев поставил задачу создания чувашской письменности, чтобы издавать на чувашском языке религиозную, учебную и другую литературу. Всего им было издано свыше 100 книг и брошюр, которые сыграли решающую роль в повышении грамотности и образованности, культурного уровня и национального самосознания чувашского народа.

Человеческая деятельность характеризует образ жизни народа, она в основном протекает в «национальных рамках». Общение этноса происходит на языке коренной национальности или на языке межнационального общения. Важнейшим элементом культуры, основной формой проявления национального и личностного самосознания является язык. Язык также выступает в качестве одного из факторов, влияющих на национальные отношения. Язык неотделим от мышления, а мышление неотделимо от человеческой деятельности.

И. Я. Яковлев, первым из чувашской интеллигенции, осознал важность языка как средства повышения национального самосознания и культурного уровня чувашского народа. Он также понимал, что нельзя ограничиваться знанием лишь чувашского языка. В его школе учащиеся овладевали русским языком, так как «для инородцев знание его столь же необходимо, как свет или воздух», – утверждал он. Его ученики в этом отношении оправдали надежды своего учителя.

Составной частью мировоззрения И. Я. Яковлева является отстаивание им свободы, равноправия, просвещения женщины. И. Яковлева до глубины души возмущало бесправие, забитость женщин, в которых он видел огромную общественную силу. «Смею думать, – писал Яковлев, – что не подлежит сомнению огромное воспитательное влияние женщины как матери, жены, учительницы на воспитание и уклад жизни подрастающих поколений» (Рукописный фонд Чувашского гуманитарного института. Инв. 184 лл. 38 – 39). И. Яковлев в 1878 году в Симбирской чувашской школе с помощью И. Н. Ульянова открыл женское отделение с целью подготовки для чувашских школ учительниц из чуваш.

У И. Я. Яковлева формировались убеждения в том, что улучшение материальной и духовной жизни чувашского народа возможно на основе просвещения народных масс. Открытие новых школ, развертывание переводческой и издательской деятельности, показ передовых методов в сельском хозяйстве, различным ремеслам было смыслом всей его жизни.

И. Я. Яковлев распространял передовую русскую культуру среди чувашского народа. Ориентация И. Я. Яковлева на передовую русскую материальную и духовную культуру не означала отрицания им того, что было накоплено чувашским народом в этой области. Сближение чувашей с русскими мыслилось на почве воспитания чувства национального достоинства, сохранения его традиций, языка и самобытной культуры. Все это делалось И. Я. Яковлевым для повышения материального благополучия и культурного уровня чувашского народа. В целях привлечения прогрессивных сил общества к делу национального подъема и формирования философии жизни чувашей великий просветитель часто пользовался печатным словом.

И. Яковлев рассматривал школу как очаг культуры в деревне, источник распространения грамотности, передовых методов ведения сельского хозяйства, развития ремесел с целью познания природы и облегчения экономического положения крестьянства. Школы должны, по его мнению, вырабатывать у учащихся знания и практические взгляды на мир. Он предлагает проводить занятия в школах в соответствии с народным обычаем, с практическими взглядами учащихся на вещи, чтобы объективно существующие предметы и явления мира были познаны в процессе трудовой деятельности.

Главное в формировании мировоззрения – это трудовое воспитание. Человек, кем бы он ни был, кем бы ни работал и где бы ни учился, должен трудиться. Упорным трудом и учебой надо добиться знаний, богатства и благополучия. В основу всей жизнедеятельности задуманной им школы И. Яковлев решил заложить физический и умственный труд.

В основе мировоззрения И. Яковлева труд и трудовое воспитание являются жизненным идеалом и целью, гражданской позицией. По его убеждению, человек должен трудиться и жить своим трудом. Труд и трудовая деятельность украшают и обогащают человеческую жизнь, являются главной нравственной чертой человека. Учащиеся Симбирской чувашской школы обучались полеводству, луговодству, садоводству, огородничеству, молочному хозяйству. В районе Симбирска была создана школьная усадьба для трудового воспитания учащихся. И. Яковлев постоянно требовал от своих учеников, чтобы они упорно и настойчиво учились и трудились умственно и физически и тем самым повышали авторитет школы, улучшали условия своей жизни.

Итак, в программу по национальному возрождению чувашей, их философии жизни и национальному самосознанию, совершенствованию образа жизни народа И. Я. Яковлев включал составные части:

1.Создание новой самобытной письменности и литературного языка, как основы для развития духовной культуры чувашского народа.

2.Просвещение и образование чувашского народа путем открытия народных школ, распространение знаний и опыта развития сельского хозяйства и различных ремесел.

3.Превращение Симбирской чувашской школы в центр, «из которого, как лучи солнца, расходились бы по всем сельским местностям, где живут чуваши, благодеяния русской христианской культуры».

4.Усовершенствование и внедрение в сознание и поведение чувашского народа нравственных заповедей учения Христа.

5.Развитие самобытной чувашской культуры  и  постепенное приближение ее к уровню современной просвещенной цивилизации.

6.Создание народных читален, куда «беспрепятственно и с пользою могут быть допущены» чувашские оригинальные и переводные книги.

7.Установление дружбы между чувашским и русским народами, приобщение чувашей к материальной и духовной русской культуре.


Матвеев, Г. М. Мировоззрение И. Я. Яковлева / Г. М. Матвеев, А. Г. Матвеев // Дело его жизни. – Чебоксары, 1998. – С. 41 - 49.