Л. Н. Андреева

Традиции женского рукоделия в школе И. Я. Яковлева

И.Я. Яковлев первым из прогрессивных педагогических деятелей обратил внимание на значение женщины в повышении культурного уровня чувашского населения. В чувашской женщине он видел источник тонких чувств, огромную силу возрождения культуры родного народа, отлично знал уклад жизни чувашей, понимал роль женщины в укреплении семьи и воспитании детей, в создании домашнего уюта и эстетики быта. Поэтому И.Я. Яковлев упорно настаивал (в 1876 г.) на открытии нового училища при Симбирской чувашской школе, где имелась хорошая учебная база и опытные педагогические кадры. Идея подготовки молодых учительниц для сельских училищ, проводников культуры, оказалась весьма перспективной. В 1878 г. при Симбирской чувашской школе открылось женское отделение, которое до 1881 г. содержалось на частные средства И. Я. Яковлева.

В 1890 г. женское отделение приобретает статус женского училища. В нем курс женского обучения шел в течение 6 лет. С самого начала занятий с девушками был установлен твердый распорядок дня: в 6 час. – подъем, в 7 час. – завтрак, в 8 час. – начало занятий, в 14 час. – обед, с 15 до 17 час. – рукоделие, спевка, с 18 до 20 час. 30 мин. – приготовление уроков, с 20 час. 30 мин. до 21 час. – ужин, от 21 до 22 час. – свободное время, в 22 часа – сон.

Система женского образования была направлена на развитие преимущественно тех сторон народной и общественной жизни, которые свойственны женскому полу. Все свободные от классных занятий часы посвящались урокам рукоделия, домоводства и самообслуживания. Обучение рукоделию продолжалось в течение четырех лет. На занятиях девочки трудились по 2 часа ежедневно. Воспитанницы женского училища усваивали до сорока видов рукоделия. В последний год обучения учащиеся свободно владели мастерством рукоделий.

Основные задачи этих занятий:

  1. практически подготовить будущих учительниц к выполнению всякого рода работ по шитью, вязанию, вышиванию;

  2. прививать эстетический вкус для украшения домашнего быта, создания уюта;

  3. выработать необходимые навыки обслуживания себя и семьи;

  4. совершенствовать умения и навыки работы с наиболее распространенными современными инструментами, приспособлениями и техническим оборудованием;

  5. развивать умение самостоятельно конструировать и моделировать одежду;

  6. формировать устойчивый интерес к трудовым, эстетическим традициям своего народа и т.д.

Обучала девочек рукоделию жена просветителя Екатерина Алексеевна Яковлева – по происхождению дочь казанского профессора А. А. Бобровникова, ставшего жертвой царизма и в 1865 г. погибшего в Оренбургской тюрьме. С 2-летнего возраста она воспитывалась в семье профессора Н. И. Ильминского, окончила женскую гимназию и получила хорошее домашнее воспитание. Большую часть своего времени она проводила с девочками, даже после окончания учебы они нередко обращались к Екатерине Алексеевне за советами по самым различным вопросам жизни, а иногда и за материальной помощью. Среди учителей и учащихся школы она пользовалась заслуженным авторитетом, девочки любовно называли ее «русской мамой».

«Под ее руководством ученицы собирали образцы чувашской национальной вышивки, сами воспроизводили их, шили национальные костюмы», - отмечает профессор Н. Г. Краснов [3, 47]. Воспитание девушек было тесно связано с обучением искусству красиво вышивать, шить, вязать, привитием санитарно-гигиенических навыков. Преподавание рукоделия и домоводства опиралось на методические разработки С. А. Давыдовой и М. Н. Каблуковой.

Труд и трудовые традиции рукоделия высоко ценились в яковлевской системе женского образования. По предложению просветителя в женских школах, а также в рукодельных классах сельских училищ, кроме обязательных предметов, девочки изучали домоводство и рукоделие. Содержание этих предметов основывалось на трудовых и эстетических традициях чувашей и других соседних народов, что позволяло учащимся ближе знакомиться с культурой других народов, прочувствовать этнические особенности художественно-эстетических традиций, проследить их взаимовлияние. Девочкам внушалось, что женское рукоделие предназначалось для создания домашнего уюта и эстетики быта. Они осознавали значение прекрасного при изготовлении одежды для детей и взрослых, украшении ее вышивками, аппликацией, обустройстве жилья и т.п. В педагогической системе И.Я. Яковлева эти предметы занимали важное место в эстетическом воспитании, в общественной просветительской деятельности. Он предусматривал совершенствование наиболее устойчивых местных традиций рукомесла, распространение достижений высокой культуры русского народа.

Педагогическая система И. Я. Яковлева базировалась на интеграции традиционной культуры воспитания чувашей с русской. «Поэтому, – утверждает просветитель, – чувашских девиц нужно основать преимущественно на двух предметах: на христианском, нравственном воспитании и приучении к правильному домоводству, включая в последнее домашнее хозяйство и уход за детьми» [5, 34]. Для подготовки девушек к самостоятельной жизни И. Я. Яковлев предлагал использовать методы самоуправления и творческого саморазвития. Под руководством опытных хозяек, руководительниц они должны были осваивать элементы эстетики, красоты, знакомиться с традициями этноэстетики. Для этого девочки содержали свои помещения, учебные классы в чистоте, шили для себя белье, повседневную и праздничную одежду и изготавливали «другие незатейливые и нещегольские рукоделия».

И. Я. Яковлев в своей педагогической деятельности использовал все лучшее из практики мировой педагогики. Его педагогическая система эстетического воспитания обогащалась практикой и теорией народных педагогов Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Труды великих педагогов помогли ему методически грамотно организовать процесс обучения различным ремеслам и рукоделию, использовать народную эстетику в воспитании чувашских детей. И. Я. Яковлеву были близки правила занятий искусствами чешского педагога Я. А. Коменского:

  1. первые упражнения начинающих должны вращаться вокруг известного им материала;

  2. упражнения следует начинать с элементов, а не с выполнения целых работ;

  3. употребление инструментов лучше показывать на деле, чем на словах, т.е. лучше обучать этому примерами, чем правилами;

  4. допущенные учениками отклонения образцов должны тут же исправляться присутствующим преподавателем, который должен обосновывать свои замечания соответствующими правилами и исключениями из правил [2, 311].

Придерживаясь этих правил, обучение вышивке начинали с пополнения знаний и умений по основам ручного шва. Как известно, традиционная культура воспитания чувашей обязывала каждую девочку приобщиться к мастерству вышивания. «Девочку с шести-семи лет начинали обучать вышиванию, показывали простейшие виды швов. С малых лет детям прививалось творческое отношение к вышивке (если не к самому рисунку, то к подбору цветов)... При обучении вышиванию начинали с простых рисунков, часто упрощали сложные рисунки, опуская отдельные детали, при этом ребенку прямо указывали, что отдельные части вышивки для них пока недоступны, непосильны без соответствующего мастерства. Это было важно потому, что становился ясным дальнейший процесс изучения вышивки, его трудности и перспективы. Семи-восьмилетние девочки начинали вязать кружева, носки, чулки, перчатки и варежки, в которые входили элементы национального орнамента как непременная составная часть. К десяти-двенадцати годам значительно повышалось мастерство девочек в вышивке. Они уже овладевали пятью-шестью видами швов (из 26 известных). Двенадцати-тринадцатилетним девочкам разрешалось отправляться к родным и знакомым в гости с работой («ларма»). Гостя в чужой деревне, девочки «ларма хĕр» знакомились с новыми рисунками вышивок, делились с подругами из других селений своими творческими находками» [1, 38-39]. В учебной работе инспектор рекомендовал обращать особое внимание на возрастные особенности детей. Несомненно, здесь отразился опыт народной педагогики. В классы рукоделия Убеевского земского училища принимали девочек от 8 до 12 лет и от 13 до 17 лет.

Учебная программа рукоделия знакомила воспитанниц с технологией вышивания русских мастериц. Особенно девушек-чувашек привлекали рисунки, составленные из растительных узоров. Совершенствование этих общетрудовых навыков начинали со знакомства соединяющих, закрепляющих и украшающих швов, таких, как: вперед иголку, назад иголку, стебельчатый, тамбурный, петельный и т.д. Методика обучения швам требовала точного подражания, она не допускала отклонения от оригинала, эстетических традиций вышивального искусства. Точное выполнение учебного задания закладывало уверенность при переходе на сложный рисунок, развивало у учениц решительность, усидчивость, сообразительность, внимательность, настойчивость, терпение, волевые качества.

Занятия по рукоделию представляли большую ценность в расширении возможностей развития национальных традиций вышивания, настраивали девушек на индивидуальное творчество. Приобретенные навыки вышивания значительно облегчали изготовление различных изделий, в том числе и праздничной национальной одежды, которая была постоянным спутником всех проводимых мероприятий. Изготовление праздничного чувашского костюма на уроках рукоделия предусматривало умственное, нравственное, эстетическое развитие, способствовало повышению культурного уровня девушек.

Обучение вышивке было построено с учетом конкретных условий жизни чувашских крестьян, их эстетических традиций, опыта воспитания.

И.Я. Яковлев верил, что девушки, познавшие и оценившие ее красоту, могут оберегать и целенаправленно развивать традиции вышивального мастерства, творчества. Такая система изучения вышивки помогала воспитанницам школы глубже понять этноэстетику, ее значение в жизни чувашских крестьян. Крестьянским девочкам с детства внушалось, что «с самой колыбели и до самой смерти чуваш жил в окружении прекрасных вышивок и в могилу уходил с вышивкой» [1, 39-40].

Следует также заметить, что трансформация одной темы в другую, тесные межпредметные связи во многом способствовали эстетическому воспитанию, развитию чувств в структуре личности будущих матерей. Так, на занятиях по педагогике особо акцентировали внимание учащихся на выработке навыков ухода за ребенком. Будущим учителям говорили: «Родители, в особенности мать, обязанные воспитывать детей дошкольного возраста, по преимуществу должны изучить педагогические сведения, они должны помнить, сознавать важность детского возраста для всей последующей жизни, и этим надо воспользоваться. Необходимо иметь наиболее употребительные формы детского белья: распашонки, кофты, нагрудники, пеленки, одеяльца, подстилки, конверты» [6, 39]. Чувашским девушкам все это было ново.

Основы классической дидактики в единстве с народной педагогикой формировали у учеников эстетическую потребность изготовления одежды для малышей. Будущие учителя на занятиях по рукоделию производили анализ стилей культур разных народов, знакомились с видами кроя и шитья детской, взрослой одежды, отмечали особенности их украшения. Они учились различать белье маленьких детей по возрасту и полу, также усваивали, что цвет, украшение, фасон детского костюма становятся важными факторами формирования психологических особенностей девочек и мальчиков в отдельности, привития им чувства красоты. Воспитанницы знали, что у чувашей, как и у многих народов, воспитание мальчиков отличалось от воспитания девочек, потому что в каждой деревне, семье были свои традиции подготовки детей к жизни. На уроках рукоделия они развивали практические навыки красиво вышивать, вязать, ткать, шить, штопать, а также выполняли практические работы, изготавливали «распашонки для недельного ребенка, чепчики для мальчиков и отдельно для девочек от шести недель до одного года, рубашечки для мальчиков от трех месяцев до пяти лег, нагрудники, детские лифчики от семи месяцев до пяти лет, панталоны детские от семи месяцев до трех лет» [6, 40]. Практические работы были направлены, прежде всего, на развитие материнских чувств, эстетического восприятия окружающего мира. Девушки, воспитанные таким образом, вырабатывали умение владеть собой в любой ситуации, развивали национальные традиции, овладевали понятиями идеала красоты. И. Я. Яковлев отчетливо представлял, что эти многовековые чувства людей, выработанные духовностью народа, являются важнейшим фактором воспитания у детей культуры чувств.

Основой трудового обучения рукоделию было изготовление полезных вещей, необходимых для обслуживания бытовых нужд крестьян, удовлетворения их эстетических потребностей, организации эстетики быта. В архивных материалах за 1905-1906 учебный год имеются сведения, что девочки обучались «вязанию на двух иглах и на пяти, вязанию крючком, вывязыванию по узору кружев и салфеток, вышиванию крестом по канве, плетению кружев, шитью белья на машинке. В течение учебного года девочки успевали выполнять: 10 образцов разных рубцов и сшивания; 7 образцов узким крючком; 13 образцов широким крючком; 6 штук носков; 4 узорчатых чулка; 1 скатерку; 9 фартуков» [6, 86-87, 95].

Как видно, в обучении девочек особое место уделяли выполнению различных упражнений в вышивании, вязании, шитье. Перечисленные учебные работы показывают нам, что они тесно переплетались с содержанием народных трудовых и эстетических традиций воспитания девочек. Учеба, близкая к крестьянской жизни и способная вносить новое, являлась сильной стороной яковлевской системы эстетического воспитания будущих матерей.

В трудовом обучении девочек встречались различные препятствия, например, низкое материальное обеспечение классов рукоделия. Из-за неспособности многих родителей обеспечить дочерей материалами для рукоделий Чебоксарский уездной учебный совет (17.09.1903 г.) вынужден был обратиться к 42-му очередному уездному земскому Собранию. Он просил ассигновать «сумму на покупку материалов для обучения девочек шитью и рукоделиям и через то более расположить родителей к обучению девочек в школе, как будущих матерей и ближайших воспитательниц подрастающего поколения» [6, 85]. В списке материалов, необходимых для рукодельных классов, были перечислены: спицы для вязания, крючки для вязания, набор швейных иголок, иголки к швейной машине «Гаус», ситец, кумач, шерсть вязальная разных цветов, бумага вязальная, бумага вышивальная, нитки для шитья шпульками, канва, альбом канвовых рисунков, гофрированная бумага для цветов. По перечню материалов можно судить о широте изучаемых женских рукоделий в яковлевских школах. Использование фабричных тканей в учебном процессе показывает освоение новых технологий моделирования, конструирования и шитья одежды. На занятиях девочки знакомились с различными видами тканей, отмечали их красоту. Они ощущали эстетику материалов, инструментов и приспособлений для вязания, шитья и вышивания. Вышивка была одним из эффективных средств эстетического воспитания в педагогической практике И. Я. Яковлева. Для этого он использовал традиции вышивального мастерства чувашей, положительный опыт учебных заведений из других областей. В этот период в женских школах, в рукодельных классах широко практиковался способ вышивки крестом по канве. Часто объектом труда служили канвовые рисунки, что упрощало методику усвоения приемов вышивки.

Новые технологии вышивания, вязания находили поддержку в аналогичных рукоделиях чувашей. Иногда занятия по рукоделию обогащались выполнением декоративных изделий. Девочкам нравилось составлять различные цветочные композиции из гофрированной бумаги. Эстетика труда в процессе учебного творчества приобщала девочек к красоте, развивала у них чувство прекрасного.

Красота женского труда способствовала выработке у учениц эстетических чувств. Рукоделие становилось важным ориентиром обогащения эстетики крестьянского быта. Следует подчеркнуть, что постижение искусства рукоделия является длительным учебным процессом. Обучение рукоделию требовало терпения, трудолюбия, аккуратности, знания трудовых и эстетических традиций. Для чувашей особое значение имела вышивка. Она была священна, содержала огромный потенциал средств эстетического воспитания. В ней эстетические каноны синтезировались с нравственными категориями формирования личности.

В педагогической практике И.Я. Яковлева рукоделие занимало одно из ведущих мест в подъеме материальной и духовной культуры чувашского народа. Обучение рукоделию шло на основе диалога культур, трудовых и эстетических традиций русского и чувашского народов. В основу учебной программы Симбирской чувашской школы был положен умственный и физический труд в виде ремесел и рукоделия. Великий педагог ясно видел значение труда, народных ремесел и рукоделий в физическом, нравственном, умственном, художественно-эстетическом развитии. В народной школе И. Я. Яковлева велась большая работа по формированию готовности девушки как к будущей учительской деятельности, так и к семейной жизни. За короткое время школа И. Я. Яковлева стала центром культурного подъема чувашского народа. Как просветитель, он в будущем учителе видел не только знающего свой предмет человека, но и носителя традиций, которые развивают опыт народной педагогики в эстетическом и трудовом воспитании.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н. Волков. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1965. – 59 с.

  2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский ; под ред. А. К. Красновского. - М., 1955. - 403 с.

  3. Краснов Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев / Н. Г. Краснов. – Чебоксары, 1986. - 190 с.

  4. Муромцев Н. В. Симбирская чувашская учительская школа / Н. В. Муромцев. – Чебоксары : НИИ при Совете Министров Чувашской АССР, 1968. – 32 с.

  5. Никитин Г. А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей : учебно-методическое пособие / Г. А. Никитин. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2000. – 120 с.

  6. Никитин Г. А. Эстетические аспекты трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе / Г. А. Никитин. – Чебоксары, 1999. – 111 с.


Андреева, Л. Н. Традиции женского рукоделия в школе И. Я. Яковлева / Л. Н. Андреева // Науч.-информ. вестн. докторантов, аспирантов, студентов. – 2006. – № 1, т. 2. – С. 18-23. – Библиогр.: с. 23 (6 назв.).