В. Ф. Афанасьев

И. Я. Яковлев - общенациональный педагог

120-летие со дня рождения великого чувашского просветителя, мыслителя, ученого, педагога Ивана Яковлевича Яковлева — это праздник не только чувашского, но и всех народов Советского государства.

И. Я. Яковлев — представитель межнациональной педагогики, во многом творец общечеловеческой педагогики будущего. Его учение, его труды являлись и являются образцом для всех педагогов национальных областей и республик. Он, как выходец из народных низов, из среды национальных меньшинств, хорошо познал всю тяжесть народной жизни, стремления, чаяния нерусских народов и, как прогрессивный педагог, мыслитель, старался облегчить тяжелую участь угнетенных, отсталых, темных народов.

Под непосредственным и постоянным влиянием демократических педагогов и мыслителей (России и Западной Европы) формировалось мировоззрение и развивались критически мыслящий ум и дарование педагога И. Я. Яковлева. Широко образованный ученый, был известен родному и другим народам не только как талантливый педагог, но и как историк, этнограф, языковед, литератор-переводчик.

Всестороннему развитию И. Я. Яковлева помогло знание им многих языков: русского, французского, немецкого, латинского, греческого, татарского и других.

По значимости трудов, по теоретическому диапазону как ученый-мыслитель И. Я. Яковлев стоит рядом с русским педагогом Ушинским, грузинским — Гогебашвили, азербайджанским — Ахундовым, татарским просветителем — К. Насыри, бурятским ученым — Д. Банзаровым, хакасским — Н. Ф. Катановым и якутским ученым, писателем — А. Е. Кулаковским. В плеяде великих педагогов России И. Я. Яковлеву принадлежит одно из самых почетных мест.

Глубокое знание достижений мировой и отечественной педагогики дало ему возможность лучше понять особенности развития педагогической мысли нерусских народов России. Основываясь на учениях прогрессивных зарубежных и русских педагогов, он создал свое оригинальное и стройное педагогическое учение. Профессор Г. Н. Волков в монографии «Этнопедагогика чувашского народа» о нем пишет совершенно правильно: «Последнее его сочинение «Духовное завещание чувашскому народу», написанное в глубокой старости, содержит горячие призывы свято беречь и настойчиво развивать передовые традиции семейного и общественного воспитания»1.

В свою очередь опыт И. Я. Яковлева, его трактаты, методические указания, выработанные им, в современных условиях служат вдохновляющим примером для молодых педагогов нерусских народов и народностей России.

В существующей педагогической литературе некоторое освещение получило влияние И. Я. Яковлева на развитие педагогической мысли соседних с Чувашией татарского, марийского, башкирского народов. А что касается влияния на развитие педагогической мысли других народов, пока что этот вопрос в литературе остается белым пятном.

В чем выражается влияние учения И. Я. Яковлева, великого педагога и поборника дружбы между народами, на развитие педагогической культуры (теории и практики) якутского народа? Имя И. Я. Яковлева стало известно в Якутии еще в конце XIX века. У чувашского педагога были друзья из числа ученых, исследовавших Якутию, он проявлял живой интерес к истории и культуре якутского народа.

Еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции в Якутии передовые учителя знали великого чувашского педагога-мыслителя И. Я. Яковлева и старались внедрить в практику работы якутских школ его педагогические и методические рекомендации. Дореволюционные якутские народные учителя В. Г. Монастырев (1851 — 1914), Д. Д. Сивцев (1853 — 1902) при прохождении русской азбуки в младшей группе, используя опыт И. Я. Яковлева, применяли звуковой метод, при чтении и пересказе — переводный, при изложении нового материала — натуральный. Особое внимание они обращали, как это делал в свое время чувашский педагог И. Я. Яковлев, на правильное произношение учащимися отдельных звуков и обогащение их словарного запаса. При этом законы грамматики они изучали в процессе обогащения словарного запаса учащихся.

Учитель-якут Г. П. Фомин (1863 — 1934) в своей личной библиотеке имел журнал «Городской и сельский учитель» за 1897 г., вып. 5, в котором была напечатана статья И. Я. Яковлева «О школьном образовании чуваш». Эта статья Г. П. Фоминым была тщательно изучена, имеются его пометки, свидетельствующие об огромном интересе учителя-якута к идеям педагога-собрата. Следуя примеру чувашского педагога, Г. П. Фомин умело организовал внеклассное чтение, проводил экскурсии в окрестностях своей деревни, собирал с учащимися камни, образцы растений, трав, насекомых. В свободное время занимался сельским хозяйством, распространял среди русских и якутских крестьян сельскохозяйственные, агрономические знания.

Известный русский методист, уроженец Якутии, автор более двадцати программ, учебников и учебно-методических пособий для якутских и эвенкийских школ, впоследствии награжденный орденом Трудового Красного Знамени и удостоенный почетного звания Заслуженного учителя школы Якутской АССР Н. Е. Афанасьев (1877-1956) при составлении учебника «Новый путь» (в трех частях), букварей для якутской школы, наряду с трудами русских педагогов-демократов, руководствовался педагогическими и методическими указаниями И. Я. Яковлева. В беседе с автором данной статьи Н. Е. Афанасьев говорил, что методические установки чувашского просветителя, педагога И. Я. Яковлева как-то были ближе и роднее по структуре, по содержанию нашим якутским школам, так как он, И. Я. Яковлев, хорошо и непосредственно знал особенности и специфику национальных школ. Многому он научился, по его собственному признанию, у чувашского педагога, многое заимствовал у него.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции, благодаря трудам чувашских ученых, педагогов и литераторов, педагогическое учение, литературное наследие и опыт работы И. Я. Яковлева стали широко известны в Якутии. Сейчас, в Якутском государственном университете, Якутском, Вилюйском и Намском педагогических училищах студенты знакомятся с произведениями и педагогическими взглядами И. Я. Яковлева. «Детские рассказы» И. Я. Яковлева широко используются во внеклассном чтении. В студенческих научных кружках, семинарах специально изучают его основные труды.

Опыт И. Я. Яковлева используют и составители учебников и учебно-методических пособий для якутской школы. На традиционных ежегодных педагогических чтениях, проводимых Якутским республиканским институтом усовершенствования учителей, на секции педагогов, когда обсуждаются вопросы методики преподавания русского и родного языков, когда обобщается передовой педагогический опыт, докладчики нередко обращаются к высказываниям И. Я. Яковлева.

Доктор ветеринарных наук профессор Якутского государственного университета чуваш Н. А. Барсуков на интернациональном вечере встречи студентов с горячей любовью говорил о передовых людях Чувашии, в том числе о И. Я. Яковлеве, называя его просветителем, мыслителем, практиком-педагогом, чья деятельность оказала огромное влияние и на его формирование. Свою деятельность в Якутии он связывал с желанием в какой-то мере осуществить мечту И. Я. Яковлева, желавшего увидеть чувашей принимающими участие в просвещении нерусских народов, «населяющих русский Восток» (так великий педагог писал в своем знаменитом «Завещании»).

В научных исследованиях якутских ученых-педагогов часто упоминается имя И. Я. Яковлева как одного из корифеев национальной педагогики и школы, как одного из создателей методики преподавания родного и русского языков, основ наук в национальной школе, как крупнейшего мастера в педагогическом труде.


Афанасьев, В. Ф. И. Я. Яковлев – общенациональный педагог / В. Ф. Афанасьев // И. Я. Яковлев и его школа : уч. зап. – Чебоксары, 1971. – Вып. XXXIII. – С. 195–198.




1  Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары. 1966, стр. 19.